RMT: бессмысленная борьба за маргинальную аудиторию

MMO-индустрия: RMT: бессмысленная борьба за маргинальную аудиторию
Вчера появилась новость о том, как в русской локализации Black-только-костюмы-и-кошечки-мамой-клянусь-Desert обновили игровой магазин, добавив туда сундуки с “легендарными трофеями мировых боссов”. Мне говорят: “надо в Холодный Кофе написать”, а я совсем не чувствую, что надо. Просто как-то это настолько уже привычно, что ни смешно, ни грустно. Никак. За живое задела новость, появившаяся несколькими часами позже. Она о том, что авторы Crowfall решили лицензировать RMT-торговцев, выдавая им статус “Доверенный” и гарантируя сделки в магазинах третьих лиц. Сделки там с серьезными ограничениями по товарным позициям, но это, по-моему, не имеет уже особого значения. Потому что сам факт наделения тех, кто, по словам самих авторов, занимается RMT, официальным статусом, действительно новое звено в логической цепи последовательных событий.

Читать дальше →

Летне-осенняя коллекция 2016

неММО: Летне-осенняя коллекция 2016
В прошлый раз я решил вести список игр, которые меня зацепили, чтобы потом не забыть про них написать. И вот в нём снова набралось 10 игр — значит пора рассказать, во что хорошее я поиграл этим летом. И осенью тоже. На этот раз среди них оказалось много повествовательных, какие-то оказались не новыми, но есть и свежевышедшие. Итак…

Читать дальше →

Магия ММО кухни

Зеркало для героя: Блог им. Radio_I: Магия ММО кухни

Когда бы все мы ценили не только золото, а еду, веселье и песни, этот мир был бы гораздо приятнее.
Торин

Вот раньше трава в ММОРПГ была зеленее, цепочки квестов ветвистее, данжи… колосистее. Кто не слышал таких разговоров? Кто в таких беседах хотя бы разочек не участвовал? Это бездонная тема. Однако недавно я снова взглянул на нее под иным углом. Свежие беседы о том, «как это было», заставили обратить внимание на интересную закономерность. Отматывая пленку, на которой запечатлены памятные гильдейские события, встречи на ивентах, случайные беседы в инстансах, разговоры на тематических ресурсах…
Читать дальше →

Сколько стоит игра?

Игровая индустрия: Сколько стоит игра?
В своих материалах я по умолчанию выступаю с позиции игрока. Во-первых, потому что пространство “ммозга” предназначено в первую очередь для игроков. Во-вторых, потому что именно в этой роли я выступаю при контакте с игрой. Еще в моих материалах часто достается разработчикам. Игрокам тоже достается, но что уж там — куда реже. И все же я с огромным уважением отношусь к авторам игр. К тому, во что они ввязываются, к тому, чем они рискуют. Это не преамбула для того, чтобы дальше сказать “но”. Серьезно.

Читать дальше →

Дифференциация любви

MMO-индустрия: Дифференциация любви
В контексте спора о допустимости и недопустимости разных приемов в стремлении авторов ММО заработать деньги, меня попросили привести примеры допустимых способов. Тема дифференциации (сегментации) цены для разных покупателей — один из краеугольных камней политики ценообразования для владельца каждого товара или услуги. Почему это так, описано в совершенно потрясающем тексте “Верблюды и песочница” Джоэля Сполски аж в 2004 году.

Пожалуйста, прочтите эту статью, прежде чем читать мой текст. Если даже вы не останетесь от нее в полном восторге, прошу принять тот факт, что я — огромный фанат этого циничного текста. Серьезно. Поверьте мне на тот случай, если вас утомили мои рассказы о “любви”, “искусстве”, “принципах” и вам кажется, что я жду от разработчиков принципиальной голодной смерти из любви к искусству.

Читать дальше →

Хороший, Плохой, Отличный

Теория MMO: Хороший, Плохой, Отличный
Классиков, конечно, надо читать, но что делать, если они иногда просто пишут прекрасное в своих личных дневниках? В школе вам о написанном ими не расскажут. В магазине почитать не посоветуют. Тем более, если речь идет о классике игростроения. Спасибо Рафу Костеру, который мимоходом упомянул одну из своих древних (2011) записей в блоге. Похоже на стихи. Но сделанные не ради рифмы. Речь там об игровом дизайне: хорошем, плохом и отличном. Редакция, как и Раф Костер, не гарантируют совпадения вашего мнения с написанным ниже.

Читать дальше →

Оазисы и Миражи

MMO-индустрия: Оазисы и Миражи
Один из моих любимых англоязычных блогеров написал довольно грустный текст об общем положении вещей в ММО. Возможно, самый важный для него за последние несколько лет. А может, это был сиюминутный приступ отчаянья. В любом случае, я с ним не согласен. И в своей заметке я постараюсь подробно объяснить, почему. Но его ассоциация текущего положения пространства MMO с Badlands (это не пустыня, и не пустоши, а, скорее, земли, которые жизнь оставила) мне в целом понятны.

Кто-то в комментариях к тому тексту написал очень точную мысль о том, что «эрозия» пространства MMO началась тогда, когда многие представители жанра захотели сделать «игру» вместо «мира». А хороших игр вокруг довольно много. И совершенно необязательно искать их в пространстве ММО. В итоге территория MMO наполнилась формальными остовами, брошенными, как и любая игра на жестком диске. У нее такая судьба. В отличие от виртуального мира. Но на локальном жестком диске такие остовы не видны, а в публичном пространстве все это превращается в шумные обвалы и появление новых оврагов на месте ожидаемого маленького «Эвереста». Отчего в голове возникает действительно апокалиптическая картина – сплошные слияния серверов, смена бизнес-моделей, деградация прежних обещаний в угоду «изменившейся аудитории».

И тут появляюсь я. На белом осле. Чтобы сказать вам – хватит пялиться в овраги. Посмотрите вокруг – того, что есть у нас сейчас, никогда раньше не было.

Читать дальше →

Немного о спектре

MMO-индустрия: Немого о спектре
У каждого из нас есть свои приоритеты, своя игровая философия и свои мечты. У каждого из нас есть также личное отношение к играм: от безделушки, которая помогает убить время, до нового вида искусства, не меньше. Я принадлежу к тем, кто считает компьютерные игры не меньше, чем искусством. Но именно поэтому я иногда говорю: «бегите отсюда».

Читать дальше →

PENS: три ключевых фактора внутренней мотивации игроков

Игры Разума: PENS: три ключевых фактора внутренней мотивации игроков
На наших глазах слишком часто происходит процесс разочарования в игровых проектах. Несмотря на многолетние ожидания, игроки теряют желание играть буквально в течение нескольких месяцев. Проекты лишаются игроков стремительно, умирая от потери «крови», или укладываясь в стационары особых форм монетизации, при которых в игру заливают что угодно, кого угодно, только бы были. Да и статистика по тем, кто случайно попадает в игру, не радует хозяев – они так же легко уходят, как и приходят. Что происходит? Мы с вами искали множество причин, причина всегда не одна, но, кажется, мы никогда не рассматривали базовый вариант – больше неинтересно играть в это. Или – никогда и не было по-настоящему интересно. Любопытство, благодаря которому многие сегодня идут в новый проект, не может заменить реального интереса игрока, который нашел действительно свою игру.

MMO сегодня хорошо справляются с разжиганием любопытства, но одна за другой проваливают экзамен на удержание долгосрочного интереса. Уже довольно давно существует теория трех ключевых факторов в формировании внутренней мотивации игрока. Насколько я понимаю, источником этой теории стала книга Даниэля Пинка (Daniel Pink) «Драйв», в которой изложены основы теории трех ключевых факторов во внутренней мотивации людей. Но Скотт Ригби (Scott Rigby) и Ричард Райан (Richard Ryan) из исследовательской компании Immersyve решили тщательно изучить эту теорию в контексте мотивации игроков, и проверить ее на практике при помощи исследований, которые длились несколько лет. Результаты очень и очень интересные.

Читать дальше →