Года два назад я с интересом разглядывал скриншоты из анонсированного MMO-проекта TERA. Общий стиль графики мне, безусловно, понравился, но вот ёлки… ёлки вообще поразили до глубины души — чистая красота. Правда, сказав «а», TERA не сказала мне лично решительного «бе». Да, бестаргетовая система. Да, вытекающие из этого проблемы с тем, что у кого пинг короче, тот и прав. Но это все ерунда и можно пережить. Кроме великолепных елок в игре я не чувствовал изюма, а приставка action, добавленная авторами к MMO, окончательно убедила меня в том, что рожденный для экшена не может взмыть в высь по-настоящему интересных горизонтов виртуальных миров.
TERA так и оставалась для меня очень красивой, яркой, броской… гусеницей, которую я тщательно обходил стороной в нашем блоге, запрятав ее в кокон забвения. И вот жарким июньским днем из кокона совершенно неожиданно появились крылья.
Полновесная политическая система? Понятно, что мы произносим это при всей условности термина «политика». Однако здесь, пожалуй впервые на моей памяти, забрезжили очертания действительно интересной социально-политической системы, которая сложнее привычных установок «желтые штаны — два раза КУ».
Судите сами. Что приходит вам на ум при упоминании политических систем в ММО? Сражения? Налоги? Локальная известность? В любимой мной Lineage II политическая система напоминала сражения за контору администрации рынка. Кто выломал замок (ударение можете выбрать на свой вкус), тот и крышует торговлю, не неся за ее состояние никакой ответственности. Мошенники продолжают наживаться на неискушенных новичках, PK дежурят у ворот города за пределами радиуса реакции NPC-стражи, и только новый герб гордо реет над стенами, да налоги чуть снизились в виде максимально возможной благодати от новых квази-хозяев.
Что будет, если вы попытаетесь наказать мошенника на «своих» территориях в Lineage II? Вас убьет NPC-стража. Потому что вы для нее точно такой же игрок, как и все остальные. Что будет, если вы из кожи вон лезете, чтобы улучшить жизнь в городе? Придет новый более сильный клан и отберет у вас замок, не спрашивая никого, включая жителей, нравится им смена хозяев или нет. Право сильного, все дела.
Последнее кажется реалистичным, но я уже не один раз делился своим мнением о сомнительности прямого переноса реалистичности, взятой из нашего мира, в виртуальный без всяких попыток анализа стиля жизни игроков в нем. В TERA все сделано нереалистично — провинции изначально разделены на два типа. В одних правитель выбирается всенародным голосованием. В других — привычным правом сильного. Довольны и те, кто привык решать вопросы сильной рукой, но и те, кто хочет попробовать себя в создании полноценной социальной среды с той атмосферой, которая нравится жителям региона. И не только наобещать в три короба, но и выполнять обещания, чтобы посетители провинции дарили бы вам Political Points, гарантирующие вашу легитимность.
Political Points можно также зарабатывать, проходя сложные квесты, но это, по заверениям разработчиков, куда более тяжелый процесс, чем работа с живыми людьми и получение за это благодарности. Звучит странно, но поверим обещаниям авторов.
Так что же может великий и могучий правитель провинции, называемый в мире TERA «Ванарх»? Все тридцать дней отведенного ему срока правления он не только восседает на скакуне, внешне напоминающем безвкусно украшенный комод, но и наделен определенными вполне конкретными полномочиями.
К примеру, он может объявить всю провинцию зоной свободного PvP. Или напротив — запретить свободное PvP на своей территории. Вот вам первый увесистый рубильник. «Вкл.» — и территория через час представляет собой кровавую кашу. «Выкл.» — и снова порхают птички, играют лютни, все дела.
Еще один «Выкл.». Вам не нравится вот тот прохожий? Неважно, чем он не угодил вам. Неважно, есть ли у вас реальные основания для недовольства им. «Выкл.» и он сидит в вашей тюрьме. Детали баланса работы этого без сомнения опасного рубильника авторы обещают раскрыть в ближайшее время. А пока я вижу игроков у рубильников, поющих «I've Got The power».
Вы мечтали устроить собственные внутриигровой ивент? Станьте Ванархом и получите в свое распоряжение целый инструментарий. Занимайтесь социальной инженерией хоть дни напролет. Про налоги мы ведь уже не говорим, верно? Эта легкотня подразумевается сама собой. А вот открытие новых магазинов с новыми товарами — уже интереснее. Но, опять таки, пока никаких подробностей. Известно только, что каждая провинция будет обладать набором эксклюзивных товаров.
Если честно, обещания, с одной стороны, выглядят слишком уж хорошо. С другой — у меня лично возникает простой вопрос: почему это никто не предлагал раньше? Дать игрокам возможность наказывать провинившихся — это ведь именно то, что было реализовано на пиратском WoW-шарде, где игрокам гейм-мастера делегировали права модераторов, сформировав гвардию и наведя раз и навсегда порядок во всех игровых чатах.
Да, возможно, это кого-то несправедливо заденет. Наверняка будут перегибы с властью. Но ведь через время все вернется к новым выборам. И потом, все мы прекрасно видим по официальным серверам WoW, что альтернативой может быть только полный мусорник, потому что никто, включая самых зажиточных разработчиков, не в состоянии обеспечить тотальный контроль за игроками. А вот сами игроки на пиратском сервере это делают легко и непринужденно.
Вообще, развитие ситуации напоминает web 2.0, когда спрос на контент решительным образом начал опережать предложение. Хотите ивент? Хоть каждый день. Достаточно просто сделать нужный инструментарий и расставить стимулы для самих посетителей. И вот уже посетитель становится автором, генерируя новый контент. Выборы, новые магазины, изменение налогов, драмы с арестами, ивенты — все это круглосуточно и без всякого вмешательства разработчиков, которые просто создали инструментарий и время от времени подкручивают его баланс или добавляют новые элементы. Все более-менее успешное в интернете сейчас живет именно так. И никаких причин считать, что игровой контент будет развиваться иначе, я не вижу.
ММО-миры продолжают своим многообразием напоминать ускоренную прокрутку эволюции земной живности. Вчерашние динозавры социально-политических игрищ могут быть в одно мгновение поверженными казавшейся еще вчера экшн-казявкой, если вдруг той повезет удачно сбалансировать новые отростки. Ням-ням.
12 комментариев
Атрон, ты помнишь, я же как раз об этом и говорил! дать самим игрокам возможность самоорганизовываться и становиться мэрами, шерифами и кем им заблагорассудиться. Настоящий песок, а не кто сильнее, тот и прав! Только вот я так и не понял - они ее выпустить-то вообще собираются? Или как в старом анекдоте - "а теперь мы со всей этой херней постараемся взлететь?" :) Вообще-то - ТЕРА - единственный из корейских проектов, которго я ждал. Но что-то перестал... Может опять начать?
Кстати, ты меня хоть режь, хоть я и безрукий краб и безтаргетная система меня постоянно будет приводить к промахам, но мне она несравненно сильнее нравится. Да ну нафиг ее - эту честность! зато играть интереснее
Безтаргетовая система это удел слешеров. Она полностью убивает тактическую составляющую боевой системы. Это не хорошо и не плохо это просто другая игра. Экшн. Не моё.
На каждом скриншоте восхитительные резные шкафы. Ат, когда уже выйдут эти замечательные игры, про которые ты рассказываешь?
Гму, ты говоришь как будто в экшн-драках нет тактики.
там гораздо больше решает скорость реакции и пинг :) а скорость реакции у меня, уже совсем не юного чёрта, по определению хуже чем у сына АТ-а (к примеру) :)
Иг, открытая бета в Корее уже функционирует. Точной версии запуска NA/EU открытой беты пока нет, но, судя по всему, речь идет об осени. Это предположение. Что еще интересно, судя по FAQ, разработчики позиционируют свою игру как sandbox. В общем, как-то все неожиданно. Неожиданно приятно. :)
В Корее игра уже вышла :) Ещё в январе. На самом деле новость такого рода, действительно неожиданна. Особенно на фоне новостей из Кореи не очень радужных : о закрытии серверов, разочаровании издателя, критике всякой. Сейчас вот порылся в новостх - радужно не выглядит совсем.
В своё время, я полностью перестал следить за этим проектом узнав что там полностью инстанцированный мир. Но... может и вытащат проект такими новшествами. Если осилят толком сделать.
Гму, я пока не смог найти подтверждения того, что в TERA "инстанцированный мир". Напротив, идут яростные сражения за боссов, гуляющих по открытому миру. Тут есть опасения, что на EU/NA серверах будет в этом плане вообще месиво.
Частичный отток игроков вызван... читаю новость на гохе: "После запуска многие предметы потеряли 50% своих аттрибутов, а после 38 уровня соло-игра стала практически невозможной – до 50 нормально можно было докачаться только в составе группы." Ну, классный отток. Мне такой нравится. Пускай таких людей будет поменьше.
Другой вопрос, что несмотря на заявления официального сайта, игра совсем не выглядит сэндбоксом. Тучи квестов, быстрый левелинг, просто провальный и абсолютно невостребованный крафт, а также игра на капе напоминают совсем другой полюс ММО.
Но игра, даже несмотря на официальный старт в Корее, все еще служит явным полигоном для испытаний и не выбралась из состояния бета-теста в плане баланса, возможностей и ограничений. Думаю, в основном этим справедливо и недовольны те, кто уже начал платить деньги за игру.
Про мир спорить не буду - не очень интересно искать подтверждение, просто почему-то в голове отложилось :) Но думаю там проблемы далеко не только в не дружественности к соло игрокам. Игра плохо стартовала на родине, несмотря на большой ажиотаж во время бет и масштабный интерес к проекту во всем мире. Причин наверняка много. И это имхо звоночек. Для меня весь это проект пока остается живым подтверждением тезиса о том что графика не главное :)
Нууу... графика точно не главное. Я вот об игре упомянул впервые за все время, как видишь. И отнюдь не из-за графики. А реакция корейцев -- это вообще отдельная тема. У них есть из чего выбирать. Взять ту же c9.
C9 это чистый и красивый экшн, который гораздо ближе к L4D, чем к MMORPG. Совершенно точно - другой жанр. Я бы их не сравнивал.
А что атм с крафтом? Вы обмолвились, что крафт отстойный, но вот детали....