Холодный Кофе: Причем здесь подписка?
Где начало у байки о провале системы pay-to-play, а где ее следствие, уже определить трудно. Ситуация давно превратилась в «курица-яйцо». Спроси у игрока, что лучше идет в наших просторах, он скажет free-to-play, посмотрев вокруг. И опа – это уже как бы его мысль, его утверждение. А мы что? Мы же спросили. Весь этот бал-маскарад подхвачен на мировом уровне не случайно. Почему не случайно? Потому что странным образом он совпадает с повторяющимися утверждениями от самих игроков: в последние пять лет любителям MMO просто не во что играть с точки зрения долгосрочных перспектив, если говорить о новых проектах. То есть буквально армия игроков кочует со своими деньгами по интернетам и не может их пристроить где-нибудь надолго, если не брать в расчет то, что создано в начале двухтысячных, когда еще думали об играх, а не о быстром возврате инвестиций, и не испорчено с тех пор. Виновата подписка?

А если подумать? Я бы разделил все рассуждения на три части.

Сколько получает владелец MMO, не должно интересовать игрока
У меня есть два примера. Первый пример – мои «любимые» Blizzard, до сих пор имеющие статус самого успешного в финансовом плане владельца MMO. Этот рекорд вряд ли кто-то повторит, но тем примечательнее его следствия. Финансовый сверх-успех владельца и отрыв от конкурентов в десятки раз не дал игрокам ничего особенного. Никаких серьезных инноваций, никаких особенно красивых ходов. Зато мы все время слышим, как тяжело реализовать ту или иную функцию в игре, которую игроки жаждут (и удивленно обнаруживают в других, менее успешных в финансовом плане проектах). То есть сверх-успех – это просто круто для владельца и небольшой бесполезный фетиш для поклонников, которые это фетиш демонстрируют почти в каждом споре: «зато у нас пользователей больше всех». И что?

Холодный Кофе: Причем здесь подписка?Второй пример. Разный бизнес приносит разные деньги. Совсем необязательно вы захотите быть клиентом того бизнеса, который приносит больше денег и имеет сверхприбыли. Сомневаетесь? Очень просто – наркоторговля. Пояснения нужны? То есть если в вашей ближайшей булочной завтра продавец скажет, что выпечка приносит мало денег, так что он переходит на торговлю наркотой, и вот возьмите очень красивый пакетик для ваших детей бесплатно, вы реально скажете «Окей»? Что это вообще за аргумент – «хочу больше денег»? Почему этот аргумент должен меня, как клиента, вообще интересовать? Ты занялся играми? Ты занялся MMO? Сделай нормальный сервис, за который мне хочется платить. Ты не сделал нормальный сервис, но хочешь денег? Ничем не могу помочь.

Пока все очень просто, правда? Теперь переходим к числам. Тут сложнее.

Если вам говорят или вы говорите, что free-to-play прибыльнее, потрудитесь достать бумажки с числами
Холодный Кофе: Причем здесь подписка?Во-первых, насколько мне известно, нет ни одного реально успешного free-to-play проекта, который бы демонстрировал какие-то потрясающие прибыли на мировом уровне и был бы каким-то крутым брендом. Как говорим о фритуплее, говорим общими словами, как говорим о прибылях и финансовых схемах, тут же вспоминаем Blizzard. Парадокс. Безусловно, GW2 сделали большой прорыв по многим направлениям, но не забывайте, что это ни разу не free-to-play. Цена за коробку GW2 удивительным образом совпадает с суммой трехмесячной подписки, на протяжении которой, как известно, длится средний интерес игрока к парку.

Легенда возникновения схемы «фритуплей» в современной ситуации в принципе понятна: «очень много конкуренции, намного больше, чем в начале двухтысячных». Вот только… нет, погодите… так много конкуренции, но… черт, чего ж играть-то не во что? Или я не прав? Или такое глобальное ожидание Archeage – это какое-то совпадение? Если бы люди разрывались между конкурентами, зачем бы им было ждать еще одного и тратить столько внимания на него?

Может, дело в том, что после успеха тех, кто действительно хотел делать MMO в начале двухтысячных, в игровую индустрию ринулись те, кто просто бездумно копировал какую-то ерунду, в которой больше месяца нечего делать, и паковал ее в коробки «ММО»? Мысль не новая, и мной высказывалась много раз, но повторить ее в этих обстоятельствах стоит.

И все же мы хотели о числах. Благодаря новоприбывшему ММОзговеду HattoriHanzo нам стала доступна ссылка на очень любопытную статью в Forbes, где приводятся конкретные числа в контексте доходов игрового подразделения mail.ru за 2009-2010 год. Давайте ее тщательно исследуем.

и уже по итогам 2009 г. в выручке объединенной компании в $138 млн на игры пришлось почти $65 млн

Вывод очень простой. Все игровые проекты mail.ru, вообще все, без исключений, существенно меньшая часть из которых MMO, в 2009 году приносили mail.ru ровно столько же, сколько приносит EVE Online компании CCP. Это успех, правда? Это же сверхдоходы на уровне исландской компании со штатом в 200 человек.

Теперь давайте посмотрим, о каких проектах шла речь в 2009-2010 году:

За обычные многопользовательские игры Mail.ru в I полугодии 2010 г. платили в среднем 167 000 человек в месяц, за игры для соцсетей – 564 000 человек. Самые популярные онлайн-игры – адаптированная для рунета Perfect World и разработанные в Mail.ru Legend: Legacy of the Dragons и Allods Online, за них платят в среднем 103 000 игроков в месяц. Топ-тройка игр для соцсетей с ежемесячной аудиторией в 329 000 пользователей, которые платят: Lovely Farm, Legend: Legacy of the Dragons и SuperCity.

Ну, что же, в контексте MMO mail.ru также добились огромных успехов в работе с массовой аудиторией – целых 167 000 платежеспособных человек. И это еще, напомню, период, когда буйным цветом не расцвели танчики, лол и прочая сессионка, активно вымывающая из сегмента MMO-игр людей, не слишком в этой ммошности заинтересованных. В озвученной статистике на Аллоды пришлось целых 103 000 человек. Учитывая, что эксперимент с подписочным сервером проявил один простой факт — без оплаты вещей в магазине играть невозможно – из статистики 2010 года, когда интерес к проекту был максимальным, можно предположить, что это и был примерно пик пользователей их игрового сервиса вообще. Это достижение ставит Аллоды Онлайн, согласно статистике mmodata.net, на одну ступень с такими именитыми проектами, как Toontown Online, Pirates of Burning Sea, Star Trek Online и Dungeon and Dragons Online. В общем, знаменитости мира MMO первой величины. Обязательно используйте эти названия, когда будете доказывать, что mail.ru лучше всех знает, как зарабатывать на MMO. Это очень важно, чтобы произвести неизгладимое впечатление на собеседника.

А что если сами разработчики Archeage не верят в pay-to-play?
Холодный Кофе: Причем здесь подписка?Это даже не предположение, это свершившийся факт. Хотя Япония выбрала pay-to-play, ходят слухи, что там все не очень радужно. Должен снова немного повториться. Сюрприз! Вы рассказывали четыре года про Северный Континент, Пользовательские Фракции и Большую Политику, а потом запилили четыре территории с возможностью поставить там… статую. Офигенски! За это будут платить годами! Те сто двадцать человек, которые будут жить на этих территориях. Остальные обязательно будут платить за рис, ведь он их за день докачает до капа, а потом они спросят у вас, что делать дальше. Дальше вы предполагаете, что они окончательно сбрендят и нацепят квадратные коробки на голову. Это же один из известных элементов долгосрочного геймплея, на который вы направили свои усилия. И потом вы скажете, что… подписка не пошла. Да? Я все правильно понял? Виновата подписка? И если вы дадите фритуплей, то игра сразу сказочно преобразится, в ней тут же появится тысяча и одно осмысленное занятие, а главное – новые долгосрочные цели, к которым можно и нужно будет идти годами. Покупая рис, конечно.

Тут самое время выскочить какому-нибудь особо вдохновленному доброжелателю и завопить: «Ага! Ты три года распинался про эту игру, а она оказалась пшиком!». Ну, во-первых, еще не оказалась. И лично я готов ждать, если авторы не передумали. А во-вторых, через эту игру я рассказывал о подходах. О том, что должно быть в MMO и чего я не вижу здесь и сейчас, кроме одного проекта, в который довольно долго играл. О том, что может быть вместо трехмесячных свистелок. О том, какой может быть долгосрочная ММО. О том, каким может быть большой и сложный мир. За это время сотни или даже тысячи людей почувствовали это. Ощутили это. Захотели этого. Если конкретные разработчики, инвесторы, киднепперы, или кто там еще диктует свою волю сейчас проекту Archeage, не хотят развивать мир в нужном направлении, это их дело. Но при чем здесь подписка?

166 комментариев

avatar
Все игровые проекты mail.ru, вообще все, без исключений, существенно меньшая часть из которых MMO, в 2009 году приносили mail.ru ровно столько же, сколько приносит EVE Online компании CCP.
За обычные многопользовательские игры Mail.ru в I полугодии 2010 г. платили в среднем 167 000 человек в месяц
Ага, пусть расскажут после этого, что п2п модель менее доходна, с 65к подписчиков у EVE.
  • 0
avatar
с 65к подписчиков у EVE.

65k — это, думаю, рекордный одновременный онлайн. Количество активных аккаунтов в EVE Online на сегодняшний момент: 500 000.
  • 0
avatar
Согласен, в таком случае первый комментарий не вполне точен, но я специально утрировал, не приняв во внимание 564к игроков из соцсетей, приносящих основную часть прибыли. Вывод-то в целом не меняется — нет никаких аргументированных доводов о абсолютном проигрыше системы п2п по сравнению с ф2п, кроме того факта, что доходы от ф2п намного меньше коррелируют с числом активных игроков, в случае оглушительного успеха (ну или просто на волне восторгов от новой игры) — в большую сторону, а в случае спада популярности наоборот в меньшую.
Комментарий отредактирован 2013-10-09 18:12:00 пользователем ky0uraku
  • 0
avatar
Э-э, стоп, 65k — это игроки из России и стран СНГ по данным за апрель 2013. Всего игроков в Еве сейчас уже более 500k.
  • 0
avatar
Ответил выше, извиняюсь, что поленился сразу раскрыть мысль.
  • 0
avatar
Чтобы лишний раз не разочаровываться я предлагаю сразу ждать Титан. Все эти бесконечные азиатские игры не спасет ни модель оплаты, ни политика, ни какое-то особенное ПвП. Не умеют они и всё. А на пару с нашими мастерами машинного перевода — это неумение в квадрате.

Пока Близзард не перетряхнет рынок и жанр — ждать нечего.
  • +3
avatar
а Blade&Soul?
  • 0
avatar
Ну в рамках обсуждения статьи — я не думаю что Blade&Soul сможет затянуть на долгие годы.
  • 0
avatar
хм ок, возможно
  • 0
avatar
А что Blade&Soul? Он и в Корее зафейлился, если по отчетам нцсофта судить. Вообще странная игра — впечатление, что у них был прямо жесточайший фичеркат в плане механики.
  • 0
avatar
не знаю. у меня другие данные, вроде живет еще)
  • 0
avatar
Понятно, что живет, но возлагаемых надежд очень не оправдал.
  • 0
avatar
может пойдемте в Final Fantasy 14 побегаем? =D
  • 0
avatar
ФФ14 — пве-ориентированная игра условно-вововского типа. Совсем другая модель, чем у АА.
  • 0
avatar
А Близзарду уже намного сложнее будет ещё раз «перетряхнуть» жанр — хотя бы потому, что все проекты, вышедшие после ВоВ, пусть даже не имевшие оглушительного успеха, привносили каждый свою изюминку, которая цепляла некоторых игроков.

Сделать в настоящее время какую-то игру, по всем параметрам превосходящую наголову всё, что было до неё — нереально. Да, по большому счёту и не нужно. За что я всегда любил Близзард — это за добротность и детальную проработку своих изделий. Вот к этому и стоит стремиться, основывая свой проект не на инновационности© и нанороботах©, а на добротности, разнообразной вселенной и интересном сеттинге.

Та же нон-тартетинговая система боя, так хорошо показавшая себя в ГВ2 и развивающаяся в Wildstar — прекрасный пример инновационности, который и не снился ВоВу, но предполагать успех, основываясь только на ней нельзя.

Имхо.
  • +3
avatar
Ну Близзард может и не делает сейчас инновационных игр, зато они их не бросают через полгода, а пилят до упора. Пока не получится.

И кстати, например отмена аукциона в Диабло показывает, что они серьезно настроены делать игры на десятилетия. Даже если это и вредит сегодняшним доходам.
  • +1
avatar
Вот мы и вернулись к моему любимому лейтмотиву — «особенности ведения бизнеса в России или долгосрочные инвестиции против желания нахапать» :)
  • -1
avatar
предлагаю сразу ждать Титан
Ну мы как-то заждались его слегка. :D
Пока Близзард не перетряхнет рынок и жанр — ждать нечего.
Так же как они перетряхнули его Дьяблой?
  • +1
avatar
Идея ждать Титан уже не вызывает желания даже плечами пожать.
  • 0
avatar
Ну погоди, при чём Титан. Титан будет МОБА, а не ММО. Он использует потестированную на Вов базу, именно то чего Близзы так давно хотят и пытаются добиться — фри-ту-плей + киберспорт. Обскачут ЛоЛ с его 32кк пользователей и будут снова царями горы.
  • 0
avatar
С чего ты взял, что он будет МОВА? У Близзов был шанс с оригинальной дотой, который они профукали в пользу Valve. Теперь они (вроде бы) делают свою МОВА Blizzard All-Stars. А при чём тут титан?
  • +1
avatar
Не слышал раньше про All-Stars, а по всей логике выходило, что Близзы хотят сделать мобу.
Почитал на вики про All-Stars, сильно понятнее не стало, плюс позиционируется она как «action real-time strategy» непоймичто.
  • 0
avatar
«action real-time strategy»
Это их замысловатое название МОВА :D
Про жанр Титана вообще ничего не упоминалось, но многие считали, что это MMOFPS/TPS.
  • 0
avatar
Про Титан было сказано, что он «unlikely to be a subscription-based MMORPG», остальное вроде по-прежнему покрыто туманом. Видимо, версия про шутер появилась после этого заявления, потому что ранее вроде про Титан думали как про ВоВ 2.0?
А про Action RTS — стратегия как-то вообще плохо у меня в голове с МОБА стыкуется, плюс годная РТС у них и так уже есть (или даже 2, если второй старик тоже считать).
  • 0
avatar
Скажем так, даже само название «Титан» — оно никогда не озвучивалось официально, если я ничего не путаю (а я могу).

И был ли мальчик как таковой — тоже неизвестно. Было ли что-то большее чем преальфа — мы уже, вероятно, никогда не узнаем.
  • 0
avatar
Официально о таком проекте не объявлялось, но как я понял по объедкам инфы — кодовое имя «project Titan» фигурировало в ежеквартальных финансовых отчётах как потребитель средств.
  • +2
avatar
Да, Титан — это просто рабочее название. Но с All-Stars он точно не связан.
  • 0
avatar
All-Stars вроде бы дота-подобная карта для СтарКрафт2.
  • 0
avatar
Угу, я просто намекаю, что маркетологи у Blizzard — отменные. С тизами они работают великолепно. Я намекаю, просто намекаю. :)
  • 0
avatar
Ну очень тонкий намёк. Прости, я не въехал :)
  • 0
avatar
Я к тому, что тизинга по Титану, как мне кажется, было гораздо больше, чем реальных строк кода.

Я даже не уверен, что у них было понимание, какой это должен быть поджанр в рамках ММО. Судя по объедкам инфы, как верно (про объедки) заметил Imhoden , были у них какие-то прототипы для внутреннего использования, но не больше того. Ведь ни одного скриншота, концепт-арта «случайно не утекло» за все годы. Утечки были исключительно информационные и в формате «ОБС».

Все написанное выше — исключительно и только домыслы скучающего маркетолога. :)
  • 0
avatar
Ведь ни одного скриншота, концепт-арта «случайно не утекло» за все годы.
http://www.mmo-champion.com/threads/916078-Project-Titan-Pure-speculation
  • 0
avatar
Да-да, это все честно названо словом SPECULATION, как и мои домыслы выше. :)

Ну вот не один «сотрудник Близзард» не забыл случайно «прототип Титана» в баре. :)
Комментарий отредактирован 2013-10-09 20:16:57 пользователем Ascend
  • 0
avatar
Я в принципе не знаю, что можно про него говорить ещё.
Но про маркетологов ты угадал.

Ну вот пример: каждый раз за 3 месяца до Близзкона в сеть утекает инфа про новый аддон. И как ни странно в августе мы узнали, что кто-то под маркой Blizzard Inc. зарегестрировал права на название Dark Below :)

На Е3 (кажется) Близзы ВНЕЗАПНО показали тизер к фильму Варкрафт, про который до этого были только слухи. Внезапно — это действительно внезапно, так, что ни одного даже самого стрёмного видео в сети нет до сих пор. Только реконструкция на движке ВоВ :D
  • 0
avatar
Я в принципе не знаю, что можно про него говорить ещё.
Но про маркетологов ты угадал.
Обидеть хочешь? :))) Я не угадал, я наблюдал и записывал в белую книжечку. :)

У них такие классные модели, как занять аудиторию — крутые ребята! Ты оцени, чего только стоят постоянные апы и нерфы классов. :)
  • 0
avatar
Ты оцени, чего только стоят постоянные апы и нерфы классов.
В одном из интервью они немного раскрыли карты и сказали, что делать это будут всегда. Да, очень красивая имитация бурной деятельности ^_^

Ах, да! Чего только стоила годовая подписка и наградной маунт, который теперь ненавидим наверное всеми ^_^
Комментарий отредактирован 2013-10-09 20:40:44 пользователем hitzu
  • +1
avatar
Чтобы лишний раз не разочаровываться я предлагаю сразу ждать Титан.
Пока Близзард не перетряхнет рынок и жанр — ждать нечего.
А вы уверены, что условия рынка в настоящее время побудят Близзард к созданию долгоиграющего проекта? Если сам WoW постепенно превращается в сессионную игру. Дело не в том, кто производит игры азиаты или европейцы, вопрос в том, пойдут ли разработчики против прибыльных тенденций, будут ли рисковать, в поисках новых подходов к играм и игрокам.
  • 0
avatar
пойдут ли разработчики против прибыльных тенденций

Что за прибыльные тенденции? Поделитесь?
  • 0
avatar
Быстро ограбить игроков и смыться.
www.youtube.com/watch?v=DB-k5r1XjWI
Комментарий отредактирован 2013-10-09 21:40:12 пользователем Dysphorio
  • 0
avatar
Чтобы лишний раз не разочаровываться я предлагаю сразу ждать Титан.
А по-моему это был настолько тонкий сарказм, что его незаметили. :)
  • +3
avatar
А мне вот нравятся корейские игры. Я всей душой любил и люблю РО, любил Айон до того как у меня начались дикие фризы, хочу теперь полюбить АА. Мне даже пришёлся бездушный РО2 в котором кап взялся за пару недель и пустой дальше. Я не смог полюбить ориентироваться в системах ЕВЫ, мне всё ещё нравится камера над персонажем.
  • +2
avatar
Я бы не сказал, что аренагеймы вымывают только незаинтересованных в ммошности. Заинтересованные тоже сваливают, поскольку ммо в процессе «развития» сами превратились в аренагеймы, только с гриндом и прочими неудобствами. Такое в свое время случилось с жанром квестов. Они до того дооптимизировали игровой процесс, что когда появился казуальный айспай, то никто не увидел разницу и жанр квестов сдох. Занятно, что со временем айспаи стали усложняться в практически полноценные квесты, так что может и ммо со временем повторно разовьются из аренок.
  • +1
avatar
Офигенская заметка!
  • +1
avatar
Если конкретный разработчики
Очепятка.

Спасибо за отличный холодный кофе!
  • +1
avatar
Там за бугром игрорынок РФ считается нестабильным и неуправляемым, Mail втихую поддерживает этот довод, так как для них п2п это меньше прибыли да и деньги длинные, хлопот больше. Посему пока мнение о нас не сломают в лучшую сторону подписки нам не видать.
  • 0
avatar
Нет, ну вот опять. заметку вам написали и всё равно опять туда же.
так как для них п2п это меньше прибыли
Ну с чего вы взяли? Они никогда не пробовали. Никогда. Откуда им знать? И, уж тем более, откуда знать вам????
  • +1
avatar
для них п2п это меньше прибыли
Я перефразирую: для них, рисующих сундуки и заточки в магазине, вместо исправления багов и добавления интересных механик и событий, п2п это меньше прибыли.
  • +7
avatar
hitzu, докажи! :) хватит уже голословными утверждениями воздух сотрясать.
  • 0
avatar
Пусть решают минусы, если я не прав ^_^
  • +1
avatar
Минусы или плюсы это эмоциональное :) а мне правда интересно. Почему ты так уверен? Может ты знаешь что-то чего не знаю я?
Комментарий отредактирован 2013-10-09 19:58:55 пользователем Gmugra
  • 0
avatar
Всё, что я знаю об АО взято из Лурки, ММОЗговеда и немножко от друга, который играл на Нитях Судьбы там немного.
  • 0
avatar
Ну если все так плохо, давайте напишем петицию Европейцам, может у них кишка не тонка сделать П2П? Прилагать титанические усилия и увидеть голосование на сайте майлов без искомой графы, «утерев лицо» продолжаем бустить тему дальше? Может Европа нас услышит, может стоит направить усилия на неё?
и да, заодно выучим английский, как завещали мыловцы.
  • +2
avatar
Из петиции Европа уже узнала что есть у нас некоторое количество ездоков на медведях готовых к П2П. Тысяч 10-15 как минимум…
  • 0
avatar
На мой взгляд на данный момент главными шпателями конвейерной шелухи являются Beijing Perfect World =)
  • +1
avatar
Тут самое время выскочить какому-нибудь особо вдохновленному доброжелателю и завопить: «Ага! Ты три года распинался про эту игру, а она оказалась пшиком!».
Не не буду вылазить.
Достаточно корректно все описывалось относительно игры.

А насчет всего остального согласен.
  • 0
avatar
На самом деле f2p оправдывает себя для сессионок аля wot или mwo. Для настоящих ммо ф2п будет всегда синонимом фейла и трешевости проекта. Печально что мейл не верит в игру и её возможность приносить деньги продолжительное время. Поэтому вместо того чтобы подправить корейский вариант, изменить правила пвп и т.д. решили ввести убогие арки.
  • +4
avatar
«Я не хочу ничего править, я хочу три мешка денег и безропотно вливающее деньги в мой треш сообщество!» © самизнаетекто
  • +1
avatar
А почему все считают что АА игра достойная абонентки? Возможно маилру понимают что игра получилась трешовая и неспособная задержать русского игрока по подписке более чем на несколько месяцев?
  • 0
avatar
А почему японцы считают, что игра достойна подписки?
  • 0
avatar
А почему все считают что АА игра достойная абонентки?

Потому что она MMO. :) И если она не достойна абонентки, то и играть в нее не стоит. Ни в фритуплей, ни в пейтуплей. Согласны?
  • +1
avatar
Я согласен с этим но многие не согласятся, культура потребления игр у нас ещё не очень хорошо развита.
  • -1
avatar
Я прошу, говори за себя.
  • +2
avatar
8 миллионов регистраций на сайте игры Perfect World это подтверждают.
  • 0
avatar
Я тоже там зарегистрирован, и что?
И в ололодах, фаерфолл и тьме других ф2п игр.

А ещё я могу сделать 100 почтовых ящиков и зарегистрироваться 100 раз в ПВ.
Комментарий отредактирован 2013-10-09 21:59:15 пользователем hitzu
  • 0
avatar
У игры был большой потенциал, если бы разрабы вместо того чтобы клепать купальники и треники заделали бы дырки в коде и разобрались с ботами, то не было б такого оттока игроков в корейской версии, не пришлось так быстро вводить ф2п и так далее. А дальше добавить контента открыть побольше территорий на севере и игра бы жила, а вместо этого в игру последние несколько месяцев добавляют всякую фигню. Печаль и надо сказать, что игра пришла к тому что сейчас есть не только благодаря мыловарни. И вообще сам крутым аа был на CBT4.
  • +3
avatar
Ну вообще вопрос про достойность поставлен неверно. Просто мозгами людям шевелить лень дабы придумать грамотную и элегантную монетизацию. Вот они и пытаются убедить всех, что честный p2p намного хуже мошеннических схем предлагаемых ими в f2p.
  • 0
avatar
Лыко в строку, а в каких играх лично вам монетизация кажется грамотной и элегантной?

Вопрос без подвоха абсолютно. Просто интересно ваше мнение.
  • 0
avatar
Честно не изучал этот предмет достаточно глубоко, ибо не все так тривиально как кажется.

Но, на данный момент мне нравится модель по которой шла EQ2 в европе (ибо на ру серверах половину растерзали). Это собственно цена игры + стартовая подписка(стандартная модель, когда месяц игры в комплекте является бонусом а не основой) + денежки за каждый аддон + абонентка + ингейм магазин за Station Cash со всякими шляпками, гламурными маунтами, бутылками на бусп опыта итд итп (ни одна шмотка на баланс вообще не влияла, а бутылок итак за глаза хватало в игре при грамотном использовании, но некоторые шмотки были такими что весь ру сервак слюни пускал а взять не мог (да та же гляпа с пером, без магазина была доступна только 1 классу в игре из 24))
  • 0
avatar
А почему все считают что АА игра достойная абонентки?
Потому что я почти джва года жду почти эту игржу.
  • +3
avatar
А почему все считают что АА игра достойная абонентки?

потому что как минимум хотим играть в нормальных условия и иметь нормальный сервис
  • +2
avatar
Хорошая статья.

Забавно как в современном мире люди делают игры уровня стартового вова и потом плачут мол «не пошла» (SWTOR), как откровенно халтурят с атмосферой и геймплеем настолько что из шикарной вселенной делают унылое г-но (SWTOR). Как пытаются подражать вову во всем что только можно (WHO, SWTOR etc), как идут на поваду у казуалов (WHO, Aion, EQ2, SWG, SWTOR etc), как пускают к игре людей бесконечно далеких от замыслов команды, их создавшей (EQ2, LA2 etc), как выпускают откровенно сырые проекты(WHO, SWTOR, AoC, Vanguard etc). В довершение сдабривают это все жутким двужиком, детищем подпольного гения работающего за еду(SWTOR, EQ2 etc) вместо покупки движка над которым работали десятилетиями. И после всего этого удивляются: не взлетела? О_О

Я, как человек увлекающийся ММО во всех смыслах (от хардкор рейдов до написания эмуляторов) Тщательно собираю крупицы идей и открытий.
почему, блин, я — обычный веб-программер (хоть и свнушительным стажем) прекрасно понимаю большую часть причин почему игры фейлятся одна за другой, почему каждый считает себя самым умным до последнего момента, где все чудные штуки придуманные еще во временя UO, Everquest etc????!!!

Сейчас я уже не задаюсь такими вопросами. Ибо приходит озарение: они ведь правда не понимают. Серьезно вам говорю: не понимают и слушать не хотят. Иные же понимают малую часть и настолько захвачены этим озарением и своей крутизной, что упускают все остальное. Они не ищут людей с горящими глазами, кто мог бы вложить душу в игру, в ее мир. Они ищут тех кто сделает дешевле, в срок и с возможностью лобовой монетизации.

Печально все это.
  • +10
avatar
Прочитал. Согласен с каждым словом. Считал и считаю, что п2п прибыльнее ф2п. Просто в плохую игру с плохим саппортом и подпиской играть никто не будет, а вот в плохую игру с плохим саппортом и ф2п желающие поиграть всегда найдутся.
А игр толковых, за которые хочется платить, уже давно не выходили.
Комментарий отредактирован 2013-10-10 00:14:44 пользователем Skandiy
  • +1
avatar
С каждым годом понятия подписка все больше размывается и тонет в различных подтекстах. Вот взять, к примеру, безусловный F2P WoT. Играть можно бесплатно, однако, чтобы играть с комфортом и как нравиться, нужно платить регулярную плату. Ее назвали премиум, но в чем фактическое отличие от подписки? В слове? Бесплатные игры привлекают ни к чему не обязывающему старту. Это огромный плюс для ММО, который в отличии от 2004 года старта ВоВ уже наполнен конкурентами. Фактически поднять новую ММО и выдержать конкуренцию с уже развитыми играми стало неподъемной задачей. И я думаю нас ждет еще очень много игр со словами. Как относиться к шопу во P2P игре, к тому же ВоВ? А никак. В нем куча имиджевых пикселей, но уже есть сам факт шопа. А шоп во F2P? Что там ожидают увидеть? Сейчас посыпятся ассоциации с мыльцом, но в статье долго и упорно доказывалось что несмотря на большой процент, фактические доходы мыльца совсем невелики. Так может не стоить его брать в пример F2P концепции? Что продает ЕА в SWTOR? А в LoTRO? Или в сравнительно недавней Newerwinter? Да, в том же WoT? Не принципиально ММО это или нет.

Это все к чему написано. Не так уж важно какой тип оплаты у игры, дьявол кроется в деталях, а именно, как разработчики относятся к своему творению. P2P принято ассоциировать с равной оплатой и честным бизнесом. Но есть примеры того же подхода и во F2P. Возможно пришла пора отходить от догматов и смотреть более широко. P2P не панацея от злоупотреблений, печальный примеры этого можно узнать в ранней судьбе Darkfall или той же EvE, а F2P не всегда выжималка денег, хотя элементы ненавязчивого казино вполне возможны.

Гораздо важнее, мне кажется, определить рамки для жесткого доната (принуждение к нему невозможностью дальнейшей игры в том же стиле) или мягкого (увеличение сложности и затрат времени, однако возможность играть и достигать задуманного). Это очень тонкий, но крайне важный момент. Разработчики не всегда понимают что что именно важно в игре для игроков и где тот порог, после которого игра начинает гибнуть.
Комментарий отредактирован 2013-10-10 22:57:58 пользователем wayden
  • +7
avatar
Очень нехватает времени для редактирования :(
  • 0
avatar
Для таких объёмов текста лучше подходит формат заметки. В Играх Разума
Комментарий отредактирован 2013-10-10 23:14:47 пользователем hitzu
  • 0
avatar
Куда еще-то заметок?)))
  • 0
avatar
Про АА значит нормально, а Игры разума нет?
  • 0
avatar
Вот я и спрашиваю: и так по АА заметок до фига, куда еще в игры разума-то?))) Причем я тебе даю 100% гарантию, там все равно будут обсуждать АА :D
  • 0
avatar
Согласен что ф2п не обязательно означает мегадонат и выжимание бабла, но это означает что разработчики балансируют между улучшением геймплея и монетизации. И донат не единственный недостаток ф2п, преимущество п2п в уменьшении количества твинов и ботов.
  • 0
avatar
wayden , спасибо за развернутое мнение. У меня есть несколько небольших возражений. Во-первых, я считаю, что оплату сессионок нам не стоит обсуждать, потому что в финансовом смысле это совершенно другая тема. Если ты не согласен с этим утверждением, готов вернуться к доказательной части этого своего утверждения.

Далее, если брать чистые MMO с общим миром и общими событиями, которые действительно имеет смысл рассматривать как игровой сервис по предоставлению полноценного виртуального измерения, работающего 24/7, то здесь подписка выглядит наиболее логичным с точки зрения игрока способом, с одной стороны, обеспечить достойную оплату разработчику, с другой — достойные и равные условия для игры.

Фактически поднять новую ММО и выдержать конкуренцию с уже развитыми играми стало неподъемной задачей.

А давай конкретно. Ты сейчас между чем и чем разрываешься? Где ты планируешь провести ближайшие пару лет, если, скажем, AA накроется медным тазом? Сколько у тебя лично конкретных вариантов, которые ты готов озвучить?

Как относиться к шопу во P2P игре, к тому же ВоВ?

Как к попытке срубить еще немного денег. Нет? И вопрос только в том, как это воспринимает основная аудитория. Как это восприняла основная аудитория EVE, мы знаем. В wow-аудитории тоже брожения какие-то, явно не позитивного характера. Но в итоге, мне кажется, тут грань очень простая — основная статья доходов владельца MMO.
  • +1
avatar
Во-первых, я считаю, что оплату сессионок нам не стоит обсуждать, потому что в финансовом смысле это совершенно другая тема.
И снова это вопрос семантики. WoT официально считается ММО, потому что все принципы ММО соблюдены: 1) игра происходит на официальном, выделенном сервере и поддерживается только им 2) в ней существует единый для всех мир (глобальная карта) 3) в нее единовременно играет большая масса людей. Нет, это не я придумал.
Если бы не было ГК, то это вероятно называлось бы по-другому. Тем не менее отличие от БФ большие.
Хорошо, WoT не пример. Возьмем ГВ1, считается ММО. Ее создатели ММО ее не считают. Тем не менее, опять же все принципы соблюдены, даже более чем (в ней нет национальных серверов, только континентальные). B2P, как принцип, появился там. И уже используется в других играх, безусловных ММО.
Я считаю, что вопрос сравнения монетизации важен только для сходных игр, а не в разделении по ярлыкам. В конце концов, ММО многое берут из оффлайновых игр.
А давай конкретно. Ты сейчас между чем и чем разрываешься? Где ты планируешь провести ближайшие пару лет, если, скажем, AA накроется медным тазом? Сколько у тебя лично конкретных вариантов, которые ты готов озвучить?
Я не разрываюсь. Более того, весьма скептически отношусь к АА в целом. Это хорошая, крепкая игра с неплохо продуманным миром, но лично мне кое-что в ней резко не нравиться. Например, чисто корейская система овербафов, главенство рандома в бою, закрытая механика в ваншотами, большая любовь к гринду и многое другое. А главное, «классическая» таргет-прожимная механика которая уже давно исчерпалась и казалось бы должна уйти из новых проектов, но нет…
Это не значит что я буду хейтить ее, в конце концов после первого и даже второго взгляда на WHO она вызывала отвращение. В итоге провел в ней примерно 1,5 года.

Кроме того, есть хорошая практика иногда возвращаться в старые игры чтобы лично увидеть все изменения за прошедшее время, рекомендую. Очень часто игры получаются не доделанными, не додуманными, недостроенными, это портит первое впечатление. Но через некоторое время серьезно преображаются, если разработчики думают в правильном направлении. Так что скучать не приходиться.
Как к попытке срубить еще немного денег. Нет? И вопрос только в том, как это воспринимает основная аудитория. Как это восприняла основная аудитория EVE, мы знаем. В wow-аудитории тоже брожения какие-то, явно не позитивного характера. Но в итоге, мне кажется, тут грань очень простая — основная статья доходов владельца MMO.
WoW годами продает разные вещи в шопе, просто это не было встроено в игру. И всё всем нравилось. От того что это будет дополнительным меню, как в SWTOR, ничего по сути не измениться.
Другое дело, насколько благоразумны разработчики чтобы знать что влияет на игру, а что нет. Это проблема не игроков, а разрабов. И надо добавить, что именно корейско-китайские игры сыскали себе славу треша именно на этом вопросе.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 17:51:22 пользователем wayden
  • 0
avatar
Возьмем ГВ1, считается ММО. Ее создатели ММО ее не считают.

Мне действительно сложно спорить при использовании подобных подходов. Сами авторы не называют ее MMO, но они ничего не понимают, потому что у нас есть своя линейка, которой мы сейчас перемеряем и назовем это все-таки MMO? Ни по каким признакам она не была MMO, на мой взгляд.

Я не разрываюсь. Более того...

«Более того» не очень интересно, потому что суть твоего аргумента была в том, что сейчас на рынке высокая конкуренция. Но когда дошло до конкретики, удивительным образом оказалось, что эта конкуренция не за тебя лично.
  • 0
avatar
Мне действительно сложно спорить при использовании подобных подходов. Сами авторы не называют ее MMO, но они ничего не понимают, потому что у нас есть своя линейка, которой мы сейчас перемеряем и назовем это все-таки MMO? Ни по каким признакам она не была MMO, на мой взгляд.
Т.е. ты думаешь что другим легче спорить с таким взглядом? ГВ1 практически везде называют ММО и технически это верно. То что игра состояла из инстансов не делает ее меньшей ММО, чем другая, например AoK к которой нет претензий. С какого именно числа персонажей в инстансе начинается ММО? 30? 40? 100? 140?
«Более того» не очень интересно, потому что суть твоего аргумента была в том, что сейчас на рынке высокая конкуренция. Но когда дошло до конкретики, удивительным образом оказалось, что эта конкуренция не за тебя лично.
Был задан личный вопрос между чем конкретно я разрываюсь, но удивительным образом стал общей конкуренцией. Вот с этим спорить реально трудно.
  • 0
avatar
Был задан личный вопрос между чем конкретно я разрываюсь, но удивительным образом стал общей конкуренцией.

Давай найдем хотя бы одного человека, который сейчас разрывается от конкуренции и перед ним широкий выбор того, во что он хочет играть ближайшие два года. А лучше хотя бы десять. Давай? Люди, отзовитесь.
  • 0
avatar
Снова надо повторять? Я уже привел аргумент о том что игры которые «не популярны» тем не менее вполне себе живы. И могут оказаться значительно лучше, чем были при старте. От того что какой-нибудь SWTOR «сфейлился» не означает что сервера закрыты и с игрой ничего не происходит. В тот же ГВ2 я еще не раз и не два вернусь. Игра феерична, если правильно ее воспринимать.
  • 0
avatar
Я уже привел аргумент о том что игры которые «не популярны» тем не менее вполне себе живы.
«Живы» и «составляют конкуренцию» — разные вещи. Ragnarok Online тоже жив, обновляется и в него играет много народу. Однако для большинства это пройденный этап и на рынке ММО никому конкуренцию он создать не может.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 20:16:20 пользователем Kaizer
  • 0
avatar
Т.е. WoW по убеждению многих компетентных товарищей каждый день рассказывающих об упадке и разложении тоже никому не представляет конкуренции? GW2 тоже «сфейлилась» по мнению тех же товарищей потому что произошел существенный отток, правда пустой игра не выглядит даже с большой фантазией и с конкуренцией у нее вроде тоже все нормально.
Так что же может создать конкуренцию то? Только текущая игра оратора, так что ли? Если завтра, грубо говоря, выйдет Star citizen, то конкурентом ей будет древняя как остатки мамонта EVE. Конкурент ли нет? Или тогда вдруг выясниться что она уже лет сто как устарела?

Сумма всех известных игр и есть конкуренты. И чем больше эта сумма тем сложнее, потому что они не смогли бы существовать вместе если бы не были достаточно разными. И Рагнарок к этому тоже относиться, не? В него ж играют? Играют. Значит он кому-то нужен такой какой есть.
И почему то забывается экономический довод. Если игру поддерживают, то это значит что она нужна и приносит прибыль. А если это так, то уже сама по себе является частью конкурентного рынка.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 20:37:36 пользователем wayden
  • 0
avatar
Аргумент о постоянно увеличивающемся количестве MMO-тайтлов я понимаю. Но и ты пойми, что многие из них не только объективно морально устаревают (WoW), в панике бегут не туда (LA2), но также могут быть просто субъективно «пройдены» (EVE, в моем случае). Человек просто не может быть 10 лет в одной игре. Ну, не буду говорить о том, что вообще никто не может, но многие от конкретного сеттинга и правил игры устают. Поэтому рост количества тайтлов, как мне кажется, спокойно компенсируется всеми названными причинами. Другой вопрос: «А тайтлы кто?!». :) Вот эти инвалиды последних лет, вобравшие в себя все недостатки прошлых схем, не предлагающих ничего нового, подражатели и жалкие копии? Из смелых экспериментов только GW2 на кучу всего, что по глубинным концепциям с начала двухтысячных уже просто устарело и проиграно до дыр? Давай не говорить общими словами. Давай говорить конкретными названиями.
  • +2
avatar
167 000 платежеспособных человек.
Ну, что же, в контексте MMO mail.ru также добились огромных успехов в работе с массовой аудиторией – целых 167 000 платежеспособных человек.
263 000 в 1 квартале 2012. Варфейс запустили, еще кого-то там. Это только по ммо, без социалок. При общей выручке в 21,151 млрд рублей. т.е. более 500 млн долл. Тут еще можно вспомнить что показывать свои доходы у корпораций, а тем более у русских корпораций не выгодно, так что там на самом деле может быть не 21,151 млрд руб., а все 30 млрд. Всего ммо в 2012 принесли им 4,732 миллиарда рублей. По тому же официальному отчету — по факту наверняка еще столько же отмыли.

Так что по гаражику с гиперкарами каждому топ менеждеру наверняка подарили на НГ. И по тропическому островку на ДР.

65k — это, думаю, рекордный одновременный онлайн. Количество активных аккаунтов в EVE Online на сегодняшний момент: 500 000.
Заметьте аккаунтов 500 000, не игроков, ибо Ева — игра оконщика и мультибоксера. У меня сейчас 7 активных акков — копаю, хочу довести до 15, но комп надо менять — не тянет больше 7. Орка, лопаты, фура, барыга в жите, пару боевых на всякий случай для фана пвп и защиты.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 01:30:00 пользователем Yalg
  • 0
avatar
К тому же Ева — не чистый p2p, игровые деньги, оно же время оплаты аккаунта там свободно продается, еще и со скидкой, а если покупать НУ ОЧЕНЬ МНОГО то дадут большую индивидуальную скидку — для CCP подобное позволит немного уменьшать стоимость плекса(за счет того что покупатель большого кол-ва плексов обычно выбрасывает их на рынок пачками по минимальной цене, и остальные вынуждены переставлять ордера и снижать цену).

Ну, а близы активно барыжат косметикой — петами.

Так что 65 млн долл за все игровые проекты в 2009 у мейл ру спокойно превратились в 150+ млн долл только за ммо на бумаге и Бог знает сколько по факту. В первом квартале 2013 они только на ММО, опять же, только на бумаге заработали 1.5 млрд рублей. Они явно умеют делать деньги, и мелкий ммозговый ана-и-тек может и дальше спокойно баттхертить пустыми статьями.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 01:41:56 пользователем Yalg
  • -15
avatar
мелкий ммозговый ана-и-тек может и дальше спокойно баттхертить пустыми статьями.
А к каким аналитикам ты относишь себя?
  • 0
avatar
Ах, начал отвечать, но не увидел конец сообщения. Ладно, несмотря на то, что там обычное дворовое хамство, отвечу по существу претензий.

К тому же Ева — не чистый p2p, игровые деньги, оно же время оплаты аккаунта там свободно продается, еще и со скидкой, а если покупать НУ ОЧЕНЬ МНОГО то дадут большую индивидуальную скидку

Я рад, что вы верите в большие индивидуальные скидки и, возможно, вы настолько наивны, что готовы занести в игру кучу денег, обменяв на плексы, прежде чем разберетесь в механике. Дальше вас, правда, ждет сюрприз — за них вам никто не даст игровых денег автоматически. И отправитесь вы в Жыту торговать ими, как и сотни других таких же, как вы, которые уже там, задолго до вас. Но у вас же «индивидуальная скидка», пачка плексов и вообще все в шоколаде. Вам некогда. Вы начинаете демпинговать. В основном, самого себя, потому что чем больше демпингуете, тем меньше виртуальных денег получаете за каждый свой введенный доллар. А потом вы, возможно, не без удивления обнаруживаете, что спрос на ваш товар ограничен. И наличие на рынке других плексов в большом количестве означал только то, что он был ограничен даже до вашего прихода. А с вашим количество желающих продать плексы возросло, а количеством желающих их купить осталось прежним. В этот самый момент к вам нежно постучится одна маааленькая мысль: «наверное, большая часть пилотов в EVE действительно оплачивают свою подписку деньгами и не готовы к вам бежать с шестьюстами миллионами исков в зубах». Занавес.


Так что 65 млн долл за все игровые проекты в 2009 у мейл ру спокойно превратились в 150+ млн долл только за ммо на бумаге и Бог знает сколько по факту. В первом квартале 2013 они только на ММО, опять же, только на бумаге заработали 1.5 млрд рублей.

Прекрасное превращение денег мейл.ру при помощи слов анонима и при полном отсутствии ссылок предлагаю считать базовым уставным фондом компании «Поле Чудес», распахнувшей свои двери пять минут назад для всех буратин нашей необъятной родины.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 02:02:55 пользователем Atron
  • +1
avatar
А потом вы, возможно, не без удивления обнаруживаете, что спрос на ваш товар ограничен. И наличие на рынке других плексов в большом количестве означал только то, что он был ограничен даже до вашего прихода...
Атрон, вот объясни мне одну штуку. Плекс — идеальный инструмент регулировки экономики. Скажи, есть что-то, чего я не знаю, что заставляет тебя верить, что ССР им не пользуется? То есть не вбрасывает или не выкупает плексы с рынка по мере необходимости — с целью регулировки количества исков в игре и стабилизации инфляции. Которая чудесным образом соответствует идеалу инфляции в ММО — небольшая, но стабильная.

Потому что, судя по тому, как регулярно ты обращаешься к этому аргументу — ты уверен, что ССР этого делать не может. И я надеюсь, что эта уверенность не базируется на чем-то типа «ну ССР, они вообще честные ребята...»
  • 0
avatar
Ну, то есть твой вопрос заключается в том, могу ли я доказать, что в игре нет подставных персонажей, выкупающих плексы за нарисованные сисипишниками иски? Я правильно понял? :)
  • 0
avatar
Ну, то есть твой вопрос заключается в том, могу ли я доказать, что в игре нет подставных персонажей, выкупающих плексы за нарисованные сисипишниками иски? Я правильно понял? :)
Или наоборот — выкладывающих на аукцион нарисованные ССР плексы. Потому что регулировка может потребовать и такого варианта.

Да, правильно понял.
  • 0
avatar
Кхм… тебе не кажется, что в данном случае действует презумпция невиновности? :)
  • 0
avatar
Кхм… тебе не кажется, что в данном случае действует презумпция невиновности? :)
Нет. Не кажется. Это идеальный инструмент регулировки игровой экономики. В том числе — идеальный психологически, т.к. игрокам будет казаться, что никто никаких денег не рисует, а все получается само собой волей всемогущего рынка. Очень удобно.

Для того, чтобы полагать, что фирма, поддерживающая игру, не пользуется таким толковым и безопасным инструментом — нужны очень веские доводы. Бизнес — это вообще не та область, где могут действовать презумпции невиновности такого рода.

Ок, я твой ответ понял. Ты просто в это веришь.
  • 0
avatar
Да, кстати. Я могу ошибаться, но вроде бы в истории EVE была минимум одна история, когда один человек вбросил огромную сумму для построения альянса. Т.е. на короткое время должен был принципиально измениться баланс плексов на рынке. Насколько я знаю, ему этот вброс удался. Кто-нибудь пытался анализировать эту историю с экономической точки зрения? И как в этом случае должен был сработать твой аргумент.

Я серьезно спрашиваю, я недостаточно глубоко знаю историю игры, и вполне мог что-то понять неправильно.
  • 0
avatar
Что за вброс денег? О какой истории речь?
  • 0
avatar
Что за вброс денег? О какой истории речь?
Хм, тут на ммозге совсем недавно был разговор про крупный альянс, построенный на вложенные в игру деньги одного человека. Я, к сожалению, не могу с ходу найти, в каком топе, в одном из топов про АА, естественно, а их развелось.
  • 0
avatar
Атласы. Понял. Как там ввод осуществлялся, я не знаю. Но вообще на общих объемах движения денег это едва ли сказалось. Все же мир и количество людей очень большое.
  • 0
avatar
Но вообще на общих объемах движения денег это едва ли сказалось. Все же мир и количество людей очень большое.
Ну, тогда и твой аргумент, с которого все началось, нерелевантен, логично?

Ну а про регулировку, которую может проводить ССР — это отдельная тема. Естественно, что доказательств этого быть не может, иначе бы давным-давно поднялся грандиозный шухер. Но, как я тебя понял, и способов проверить обратное нет. Странно, что тебе эта мысль раньше в голову не приходила. Напрашивается же.
  • 0
avatar
Странно, что тебе эта мысль раньше в голову не приходила. Напрашивается же.

Мне в голову такие мысли не напрашиваются, прости. :) Я привык действовать через доказательство вины, а не доказательство невиновности. :)

Ну, тогда и твой аргумент, с которого все началось, нерелевантен, логично?

Нерелевантен в плане сложностей ввода большой суммы? Я повторюсь — не знаю, как она вводилась. Я просто понимаю, что просто так ты не вбухаешь крутую сумму. Придется искать клиентов при наличии конкурентов. Мой рассказ был об этом. То есть CCP продает, а потом машет ручкой и отправляет на игровой рынок с векселем.
  • 0
avatar
Мне в голову такие мысли не напрашиваются, прости. :) Я привык действовать через доказательство вины, а не доказательство невиновности. :)
Да тут даже о вине речь не идет :) Вроде никаких правил они таким способом не нарушают. Ну, если действительно это делают.

Честно говоря, когда я это писал, думал, что ты мне ткнешь пальцем — вот, есть механизм, с помощью которого игроки могут это проверить, просто ты не разобрался. А оно вон как…
  • 0
avatar
Наш диалог прекрасен, согласись:

— Ну, то есть твой вопрос заключается в том, могу ли я доказать, что в игре нет подставных персонажей, выкупающих плексы за нарисованные сисипишниками иски?

— Честно говоря, когда я это писал, думал, что ты мне ткнешь пальцем — вот, есть механизм, с помощью которого игроки могут это проверить, просто ты не разобрался. А оно вон как…


Механизм у игроков. Найти некоего воображаемого тобой подставного сисипишника, которому в базе нарисовали исков или плексов. Серьезно? :)
  • 0
avatar
Механизм у игроков. Найти некоего воображаемого тобой подставного сисипишника, которому в базе нарисовали исков или плексов. Серьезно? :)
Ну откуда ты узнаешь, нарисовали или нет :) Да ладно, неважно это все. Тема вроде исчерпалась.
  • -1
avatar
Алгори. Есть куча разных способов регулирования экономики помимо плексов. Плексы — самый неудачный способ. Потому что если всплывет, то потери будут очень и очень серьезными. А с учетом того, что утечка внутренней переписки уже случалась, не думаю, что ЦЦП на такое пойдет.

Минус поставил за то, что ты упорно не хочешь понять, что обвинять кого бы то ни было лишь по той причине, что у него есть возможность что-то плохое сделать — не правильно в корне. А то, что этим принципом руководствуются на просторах России и ко, приводит к очень грустным последствиям.
  • 0
avatar
Минус поставил за то, что ты упорно не хочешь понять, что обвинять кого бы то ни было лишь по той причине, что у него есть возможность что-то плохое сделать — не правильно в корне. А то, что этим принципом руководствуются на просторах России и ко, приводит к очень грустным последствиям.
Я не живу в России. Обвинять не надо. Можно предполагать. И нужно. Особенно в бизнесе. Именно поэтому не в России бизнес в вопросах, существенных для потребителей, имеет массу систем внешнего контроля.
  • 0
avatar
Именно поэтому не в России бизнес в вопросах, существенных для потребителей, имеет массу систем внешнего контроля.

В контексте рассматриваемом проблемы — например? Конкретный способ контроля.
  • 0
avatar
В контексте рассматриваемом проблемы — например? Конкретный способ контроля.
Можно придумать, но я писал не к этому. Просто отвечал на «нельзя обвинять».

Я же не обвиняю. Я просто показываю, что такая возможность существует, и что она удобна для ССР. Хотите закрывать на это глаза — закрывайте.
  • 0
avatar
Можно придумать, но я писал не к этому.

Так продемонстрируй. Вот разработчики тебе говорят «мамой клянемся — ничего такого не делаем, предлагай любой способ проверки». Предлагай.
  • 0
avatar
Вот разработчики тебе говорят «мамой клянемся — ничего такого не делаем, предлагай любой способ проверки». Предлагай.
А разработчики что-то такое говорят? Я и правда удивлен, что такое предположение никогда не всплывало.

В бизнесе в подобных случаях используют общественные советы, получающие ограниченный доступ к отчетности о движении финансов (в данном случае — игровых), изменение схем бизнеса на более прозрачные, анализ статистики, особенно статистически значимых отклонений.

Мне правда не слишком интересно придумывать схему контроля. Я и не считаю, что она нужна, потому что не вижу в такой системе регулировки рынка никакого криминала.
  • 0
avatar
Без глупых оскорблений и жизнь не жизнь?

Неужели так тяжело поддерживать адекватность?

Начало было вроде бы неплохое…
  • 0
avatar
Всего ммо в 2012 принесли им 4,732 миллиарда рублей. По тому же официальному отчету — по факту наверняка еще столько же отмыли.

По какому «тому же официальному отчету»? Где этот отчет? Давайте говорить при помощи чего-то конкретного. У вас ссылка есть? Потому что ваш список добавившихся MMO выглядит, прямо скажем, феерично: «Варфейс запустили, еще кого-то там».
  • 0
avatar
corp.mail.ru/files/Mail.Ru_Group_AR_FY2012.pdf
Больше информации тут corp.mail.ru/
Годовые отчеты: corp.mail.ru/IR/annual_reports/
Первый квартал 2013: corp.mail.ru/en/IR/news/1731
Первое полугодие: corp.mail.ru/en/IR/news/1854
Комментарий отредактирован 2013-10-11 02:38:00 пользователем Yalg
  • +2
avatar
In 2012, we generated revenues from MMO games
of RUR 4,732 million (2011: RUR 3,807 million). The increase
in MMO revenues of 24.3% vs 2011 is primarily due to a c.
12% growth in annual average monthly MMO paying users
and increased ARPPU.

То есть к 2012 году компания вышла на отметку $143,026,639 в год со всех MMO игр, перечень которых в отчете, насколько я могу судить, не приводится. Я увидел запуск MMORPG Dragon Nest и MMO shooter Warface (это у нас MMO? окей). Итого на Allods Online, Perfect World, Lord of the Rings Online, Dragon Nest и Warface mail.ru удалось привлечь 259 000 платящих клиентов. Все верно? Или я какую-то информацию пропустил?
  • 0
avatar
Вот еще интересненькое:

Warface has been an important component of this, and has seen an increasing traction in terms of both users and revenues. By the end of Q1 Warface was our largest revenue generating game with PCUs up to 145,000.
и

MMO games Q1 2013 1,535 млрд. руб = 46,52 млн. долларов.
Q1 — везде Q1 2013
Комментарий отредактирован 2013-10-11 02:58:08 пользователем Ascend
  • 0
avatar
Видимо 259к на все игры представленные на Games.mail.ru на то время. Для масштаба хочу добавить что маил.ру имеет более чем 10% финансовую долю в секторе онлайн игр. Т.е. при 1.3 млрд долл рынка она имеет 143 млн. Это чудовищно много. Сказать что при такой доле они не знают своих клиентов или свою работу это очень, очень болезненный бред. Есть такая штука как ARPU, и вот её они знают лучше чем свои пять пальцев.
  • -5
avatar
Для масштаба хочу добавить что маил.ру имеет более чем 10% финансовую долю в секторе онлайн игр. Т.е. при 1.3 млрд долл рынка она имеет 143 млн.
Мирового рынка? Хотелось бы уточнить.

это очень, очень болезненный бред.
Без этого никак нельзя обойтись?
  • 0
avatar
Мирового рынка? Хотелось бы уточнить.
Боже упаси, российского. Хотя тут я облажался, ночью читать таки нехорошо
  • +1
avatar
Справедливости ради стоит заметить, что российский рынок не так велик.

Хотел бы отметить еще один момент.

Сказать что при такой доле они не знают своих клиентов или свою работу… Есть такая штука как ARPU, и вот её они знают лучше чем свои пять пальцев.
А какую работу вы имеет в виду? МТС, Билайн, Мегафон — тоже хорошо разбираются в ARPU. Они прекрасно доминируют на выжженом поле, куда не допускаются конкуренты извне. При этом удовлетворенность сервисами у клиентов не сказать чтобы была высокой. Аналогия очень прямая и справедливая (за исключением, возможно, выжженного поля). Какую работу в данном случае хорошо знают эти компании? Разве что работу по машинному доению клиентов и извлечению пресловутого ARPU.

Мне кажется, дело обстоит примерно так.
  • +4
avatar
Разве что работу по машинному доению клиентов и извлечению пресловутого ARPU.
Именно её, уже не помню точные цифры, но в Аллодах они выжали вроде бы 1500$ с клиента в год. Для P2P подписки это считай 100 месяцев игры(8 лет 4 месяца), т.е. нереал в принципе.

профессионализм в части успешного вывода
Успешный вывод = деньги. Не иначе.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 04:00:20 пользователем Yalg
  • 0
avatar
уже не помню точные цифры, но в Аллодах они выжали вроде бы 1500$ с клиента в год. Для P2P подписки это считай 100 месяцев игры(8 лет 4 месяца), т.е. нереал в принципе.
Согласитесь, что все это не идет на пользу ни рынку ММО как таковому, ни развитию ММО.

Получается, Мейл.ру усугубляет понятно какую порочную практику. Должны ли мы этим мириться или воспринимать как данность? Во всяком случае в той части, которая касается нас.
  • +3
avatar
Получается, Мейл.ру усугубляет понятно какую порочную практику.

Поймите, это не их практика, не их модели, это давно существует на азиатском рынке, если не ошибаюсь с 2007 года. Ради хохмы — Россия родина F2P. Хаха. Факт. Впервые F2P был широко опробован на российском официальном сервере Ragnarok Online.
  • 0
avatar
Поймите, это не их практика, не их модели
А я и не говорил, что это их модели. Просто компания как и человек может выбирать тот или иной вариант поведения. Можно взять топор и пойти, зарабатывать на старушках, а можно рубить дрова.

Кроме того, при всем моем отрицательном отношении к корейской модели ф2п, система арков заведомо хуже для игроков как слабой стороны в этой системе взаимоотношений.
  • 0
avatar
А я и не говорил, что это их модели. Просто компания как и человек может выбирать тот или иной вариант поведения. Можно взять топор и пойти, зарабатывать на старушках, а можно рубить дрова.
Компания заинтересована только в деньгах.

Кроме того, при всем моем отрицательном отношении к корейской модели ф2п, система арков заведомо хуже для игроков как слабой стороны в этой системе взаимоотношений.
Хуже? Я еще раз повторю, этой модели более 5 лет. Она работает достаточно хорошо чтобы её применяли. Она хуже для 1-5% игроков. Остальным — нет.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 04:13:40 пользователем Yalg
  • 0
avatar
Мне кажется, вы невнимательно читаете.

Повторюсь и дополню.

система арков заведомо хуже
чем существующая корейская модель ф2п
  • 0
avatar
Она хуже для 1-5% игроков. Остальным — нет.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 04:19:59 пользователем Yalg
  • 0
avatar
Ок. Я понял вашу точку зрения.
  • 0
avatar
Ок. Я понял вашу точку зрения.
Это не моя точка зрения, это данность. Абсолютное число людей предпочитают играть в игры, а не считать их, и потраченные на них(на свое удовольствие) деньги. То что для вас является критичным, для них вообще не имеет какого-либо практического смысла.

Для примера, в магазине в котором я закупаюсь продуктами хлеб стоит 10р, я знаю что вот тут за углом он стоит 8р, но у меня нет никакого желания туда идти, мне и по 10р ок. Как ходил так и буду ходить, меня все устраивает.

И так думает абсолютное большинство людей, детали им не важны, в их жизни и так хватает о чем думать и волноваться.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 04:27:46 пользователем Yalg
  • -8
avatar
Это не моя точка зрения, это данность. Абсолютное число людей предпочитают играть в игры, а не считать их, и потраченные на них(на свое удовольствие) деньги. То что для вас является критичным, для них вообще не имеет какого-либо практического смысла.
Давайте не будем говорить за всех без твердых и четких цифр, хорошо? Говорить, что это данность. Утверждать что-то про абсолютные числа.

Здесь так не принято. :)
  • 0
avatar
Давайте не будем говорить за всех без твердых и четких цифр, хорошо? Говорить, что это данность. Утверждать что-то про абсолютные числа.

Здесь так не принято. :)
О чем вы?
Да какие тут четкие цифры, если уж разворовывают миллиарды и на выборах 146% и никто не чешется?
Пипл схавает и арки, и московские дороги по 2 млрд долл за 1км.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 05:19:11 пользователем Yalg
  • -6
avatar
Мирового рынка? Хотелось бы уточнить.
Боже упаси, российского. Хотя тут я облажался, ночью читать таки нехорошо
slon.ru/appheroes/infografika-obem-rossiyskogo-rynka-mobilnykh-igr-sostavil-99-mln-951939.xhtml
402 млн долл рынок ММО в России в 2012, а они со всего СНГ умудрились снять 150. Это не 10% и не 20% рынка ММО, они крепко доят людей.

Сообщения сами отправляются при контл+в, и отредактировать никак
Комментарий отредактирован 2013-10-11 03:54:46 пользователем Yalg
  • 0
avatar
Это не 10% и не 20% рынка ММО, они крепко доят людей.
Вот видите, вы сами говорите — доят. Я не Атрон, то есть тут я фактически влез, но речь в том числе, как мне кажется, шла и о том, что профессионализм в части успешного вывода на рынок и поддержки ММО это одно, а в части «доения» — несколько другое.
  • +2
avatar
Видимо 259к на все игры представленные на Games.mail.ru на то время. Для масштаба хочу добавить что маил.ру имеет более чем 10% финансовую долю в секторе онлайн игр. Т.е. при 1.3 млрд долл рынка она имеет 143 млн. Это чудовищно много.

Чудовищно много для кого, простите? Вы можете перечислить остальных игроков на российском рынке? Очевидно, что для массового русскоязычного игрока MMO должна иметь русскую локализацию. И это не такой уж большой список MMO: WoW, Aion, LA2, EVE, Rift, PW, AO, возможно, что-то еще по мелочи. Вы можете говорить фактами и сравнительными характеристиками, а не спорткарами в гараже? Потому что только сравнительные данные, а не козыряние миллионами, которые для всех нас, конечно же, большие деньги, может походить на анализ достижений на рынке в целом.
  • 0
avatar
У меня такой вопрос…
вот мэйл делает $65млн на «школьниках-донатерах» (ну может и не школьниках..),
на тех, кто играет в кривые корейские игры на ф2п за донат… (упаси боже)…
С выходом АА, как вы думаете, потеряют ли они свою клиентуру, которая увидев ф2п (по корейской системе) уйдет из донатолок в АА?
И сколько примерно в год может принести ф2п АА (по кореи) и п2п АА?
  • 0
avatar
«школьники — донатеры», что то новое.:) В основном класс донатеров составляют взрослые обеспеченные, работающие люди. Школьники обычно бесплатники в ф2п.

Могу предположить, что донатеры найдут где и на что задонатить, если они станут не успевать, не догонять. Донатеру главное что-бы игра была интересная, экономическая система вторична. Будут те-же коробочки сокровищ открывать тоннами, рисом за голду торговать. Если им совсем обрезать возможность донатить (п2п) пойдут к голдсейлерам.
А вот как раз армию школьников голодранцев можем потерять, как же им без домика то прожить?
Комментарий отредактирован 2013-10-11 03:12:46 пользователем Bamovec
  • -1
avatar
Могу предположить, что донатеры найдут где и на что задонатить, если они станут не успевать, не догонять. Донатеру главное что-бы игра была интересная, экономическая система вторична. Будут те-же коробочки сокровищ открывать тоннами, рисом за голду торговать. Если им совсем обрезать возможность донатить (п2п) пойдут к голдсейлерам.

Прекрасный портрет закомплексованного ребенка. :) И какая разница, сколько такому ребенку лет и сколько он зарабатывает? Он же даже неспособен принять правила нормальной p2p-игры, тут же пойдет на черный рынок, углы срезать.
  • +5
avatar
Нет, тут же не пойдет, только если ему перекрыть совсем возможность донатить. Это даже не комплекс, а попытка соответствовать своим друзьям, гильдии, сообществу. Гильдии будут требовать соответствие, перестанут брать в инсты, за отсутствием времени этот человек будет искать возможность догнать и соответствовать обществу с которым он играет.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 03:22:01 пользователем Bamovec
  • 0
avatar
Конформность, следование моде, Стремление быть не хуже окружающей тусовки.
В общем чистая цитата из описания психологического возраста подростка. А еще комплекс неполноценности в желании доказать что круче всех (нагнуть) и.т.д.

В общем не важно какого биологического возраста и каких заработков школьник. Если ведет себя в игре он именно так.
  • +5
avatar
Черт, а я-то думал, что это я в душе ребенок… =))
  • 0
avatar
Школьники-донатеры — имеется в виду тип людей, которые вне зависимости от возраста ведут себя как школьники… я не знаю кто еще на игры донатит. Хотя ок, донатят все, кто может. Это не смысл вопроса.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 03:38:00 пользователем tahkman
  • +1
avatar
основной вопрос: велик ли риск у мэйла потерять его текущую прибыль при выходе АА?
  • 0
avatar
Вопрос некорректен, но нет, особых(новых, куда можно было бы свалить) конкурентов текущим проектам мейла нет. Как подоить тех кто пойдет в АА они знают, скорее всего они вполне смогут доить 1-2 млн долл в месяц с АА.
  • +1
avatar
я согласен, 1-2 или 3-4, от кол-ва народу.
Но по подписке (п2п) будут те же цифры.
Не могу понять зачем они Арки мутили… у них все условия для нормальной локализации…
  • 0
avatar
1 млн долл ежемесячно это 66.6к СТАБИЛЬНЫХ подписчиков, для СНГ это нереально. Та же Ева имеет 300-350к подписчиков СО ВСЕГО МИРА и при этом у многих более одного аккаунта.
  • 0
avatar
ок, остается узнать сколько им нужно мин в месяц на зарплату без бонусов и уламывать их на этой цифре :o
  • 0
avatar
Заведомая позиция win-lose, вы уж извините. :)
  • +1
avatar
У нас очень много народа играют по жизни только в игры с нулевой суммой.
Так что не удивительно.
  • 0
avatar
«Та же Ева» имеет ~65k подписчиков из России и СНГ. 12.4% от общего числа на апрель 2013.
Комментарий отредактирован 2013-10-11 11:54:57 пользователем Andre
  • +1
avatar
Все зависит от модели, с какой они выйдут. При краткосрочном периоде модель с арками выглядит более прибыльнее, чем просто корейская версия. Играть без доната будет проще, значит и донатить будут меньше.
Но если рассматривать долгосрочный период, то тут привлекательней выглядит корейская модель, удерживающая большинство игроков на долго. Через год останется больше игроков, значит и общие прибыли будет не меньше чем с арками, а возможно и больше.
  • +1
avatar
Про Арки мы знаем только то, что они будут. Но мы не знаем детальную форму доения и то, что будет в шопе.
Но это еще цветочки, они ЯВНО не захотят чтобы донатеры заливали бабло, играли месяц, и забивали на игру, а это значит что у них уже готовы способы длительного доения донов. К примеру сделают невозможной без какого-либо спец элемента добычу топ шмота.
  • 0
avatar
ради интереса… об арках только сказали 1 раз, не факт что их вообще вводили и что такая система есть. может просто время тянут
  • 0
avatar
Не та это контора.
  • 0
avatar
всё равно доверия не внушает :<
  • 0
avatar
Пардон, я сильно тупанул с этим вопросом… на самом деле с выходом АА у мыла прибавится огромное кол-во пользователей.
  • 0
avatar
Извините не сдержался…
  • +1
avatar
Вот я против того, чтобы указывать, ради чего разработчикам нужно делать игры. Это их право. А мое, как игрока, оценивать, насколько интересно мне в этом участвовать. Если мне совершенно серьезно говорят, что, вот это нормальный игровой бизнес:

… уже не помню точные цифры, но в Аллодах они выжали вроде бы 1500$ с клиента в год. Для P2P подписки это считай 100 месяцев игры(8 лет 4 месяца), т.е. нереал в принципе.

Говорят это с гордостью, как достижение, что они нашли несколько идиотов, с которых за очень и очень средненькую MMO содрали по $100+ в месяц, но при этом, естественно, потеряли в массовости аудитории, да и в долгосрочных целях такого развода есть очень и очень большие сомнения. Я понимаю, что это все элементы кабинетной презентации. Это когда вы приходите к начальнику и начинаете жонглировать удобными вам числами. $1500 в год с лоха! Звучит же. Пока не начинаешь сравнивать (а вот это не нужно говорить начальнику, не нужно, лучше про «мы выпускаем тракторов на 100% больше, чем в 1913 году!»). Вдруг оказывается, что тебя а) после этого не зовут ни на одно приличное интервью в игровой прессе (давно вы видели серьезные материалы по аллодам хоть где-то за пределами их личного сайта?), б) у тебя нет серьезной фанатской базы, в) у тебя очень плохая репутация, которую нужно отмывать, затрачивая на это дополнительные средства, г) твой совокупный доход со всех проектов легко сравнивается с доходом одной игровой компании, у которой всех вышеперечисленных проблем нет, зато они умудряются продавать билеты в Рейкьявик и Вегас и устраивать игровое шоу мирового масштаба, куда прилетает куча людей, журналистов, а сайты гудят так, что даже человек в летаргическом сне услышит название проекта и станет потенциальным клиентом. Даже если ваша игра жесткач про холодный космос.
  • +10
avatar
Вот просто НЯ! =))))
  • 0
avatar
Атрон, ты озвучил ту же мысль, что на картинке, только более развёрнуто ~_^
  • +1
avatar
Ну, да, но просто без этого объяснения оно выглядит как диалог малыша и карлсона:

— Но не в пирогах же счастье!
— Тышосумасошел?! А в чем же еще?!
  • +1
avatar
У меня ощущение, что ммогзовцы разбираются в АА лучше разработчиков. Я прочел кучу потрясающих статей и не менее классных комментариев к ним.Случилась у меня от перенасыщения 5-ти минутная слабость, выложил картинку.
Наверное схожая ситуация как с Хитзу и его: горшочек не вари ;)
Прошу понять и простить.
  • +3
avatar
Да ладно, хорошая же картинка.
  • 0
avatar
Всё-таки надо было мне написать ник через s Т_Т
  • 0
avatar
Отличная статья, спасибо большое!
  • 0
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.