Может, моя радость от прошедших недавно переговоров между Nostalrius и Blizzard была наивной, зато искренней. Поэтому прошу меня простить, следующая заметка по этому поводу после прочтения свежего интервью от Kotaku отправляется прямиком в “Холодный Кофе”. Слушать откровения команды Nostalrius было приятно. По их словам, в Blizzard люди оказались не козлами, сами в WoW играли, да еще и команду Nostalrius нахваливали. Учитывая, что до этого та же компания грозила энтузиастам судом, контраст настроения официальной встречи действительно оказался приятным для всех. А вот на гейм-директора World of Warcraft Тома Чилтона никто изначально не давил. Так что отвечал он во вполне расслабленном состоянии. Это-то и пугает.
После стандартной мантры о том, какие в Nostalrius молодцы и какой ванильный WoW классный, один из главных воверов довольно сильно остудил веру в скорый приход официального классического сервера. Нет-нет — никаких категоричных заявлений, но серьезные сомнения в реалистичности затеи были заявлены с применением фразы “extremely challenging”. При крайне странных объяснениях.
По каким-то неведомым причинам, Том Чилтон считает, что вся проблема в воссоздании исторической достоверности. В фотографической точности “того WoW”, которую никто не может восстановить, потому что баланс заклинаний, классов, оружия, питомцев и остальных игровых элементов, в отличие от исходников, не сохранялся. Просто в базе данных менялись значения. На вопрос о том, а как же в Nostalrius воссоздали прежний WoW, ответ был проствм — “а они и не воссоздали”. Они, мол, занимались реверс-инженирингом, выуживая значения из старых видео и скриншотов, а иногда и просто из головы.
И мы возвращаемся в начальную точку дискуссии. Blizzard снова говорят о невозможности воссоздания классики и игнорируют тот простой факт, что, пускай даже высосав из пальца старые значения, в Nostalrius добились эффекта и популярности, заставившей Blizzard действовать через юристов. Единственное отличие — теперь о ребятах из Nostalrius мы говорим восхищенно, как и об игре на их сервере. Которого больше нет.
Вот только погодите. Если в Nostalrius не удалось воссоздать ванильный WoW с исторической достоверностью, но он при этом покорил столько игроков, может… я даже не знаю… боюсь предположить… не в исторической достоверности дело? Игроки ведь не музей просят построить. Может, дело в возврате к тем принципиальным основам, которые любой опытный игрок в WoW без труда перечислит?
Ладно, я действительно могу ошибаться. Я всего-то игрок, который что-то видит, может сравнивать с тем, что делают другие, но может и ошибаться. И тут я натыкаюсь на откровение о кораблях, которые в Blizzard, оказывается, хотят реализовать уже много лет.
Представляете, оказывается, разработчики многие годы спят и видят, как уже буквально через одно дополнение выпустят новую часть WoW, в которой будет возможность получить корабль, улучшать его, путешествовать на нем. Что мешает? Вы не поверите:
but there are huge design and tech and art challenges
Что в Blizzard могут по-настоящему пышно и с размахом описывать, не жалея превосходных степеней, так это проблемы, из-за которых они не могут что-то сделать. Понимаете, в Аллодах сделали это давным давно. Да еще и на каком уровне! Как красиво реализовав и вплетя их в геймплей! В Archeage это сделали одной левой, параллельно с неинстанцированными домами, посадкой растительности в любом месте и системой правосудия. Но все это, видимо, потому, что упомянутым командам не хватило профессионализма оценить сложность затеи.
По словам Тома Чилтона, в команде, работающей в World of Warcraft, сейчас около 235 человек. Речь именно о разработчиках. Не о бухгалтерах или юристах. Итого — перед нами не выдающийся в размерах, но полноценный коллектив, штат которого соответствует командам, которых “challenges” не пугают.
Помните эту бесконечную историю о том, что Blizzard чего-то не делает из-за того, что это сложно, что им виднее, и параллельное восхищение сотнями миллионов, которые они зарабатывают на миллионах клиентов? Перед нами самые настоящие плоды этого подхода. Я не знаю, во что должны были превратиться все эти сотни миллионов денег, по версии армии защитников спокойствия Blizzard, но они закономерно превратились только в железобетонное спокойствие, благодаря которому ведущий разработчик, не стесняясь, в середине 2016 года говорит о том, что сделать корабли в игре — невероятно сложная задача. И продолжает об этом просто публично мечтать.
Стоит ли удивляться тому, что и классический сервер рассматривается как невероятный вызов, хотя его уже сделали энтузиасты на коленке в составе пары десятков человек, без доступа к инструментарию и исходникам?
Нам все время говорят об уровне качества, ниже которого Blizzard не может опуститься. Я все время привожу примеры из WoW, опровергающие эти утверждения. Ходить по кругу здесь можно долго. Но я вообще не считаю, что в ММО, как в живом и постоянно развивающемся организме, что-то может быть в идеальном состоянии. То есть я не упрекаю Blizzard за те некачественные штуки, которые замечаю. Все дело в том, что с этим делать, как менять проект, как развивать, как признавать ошибки и снова пробовать. Но пробовать.
“Extremely challenging” звучит круто, когда это планка, которую разработчики пытатются перепрыгнуть, а не когда это причина, по которой кто-то ничего не собирается делать. “Extremely challenging” — это то, что привлекает людей на классические серверы. Может, в этом и заключается замкнутый круг, по которому мы заходим на очередной виток?
207 комментариев
Если это понимают люди, которые и правда часто не знают, с какой стороны браться за задачу (мои соратники по клубу), то я просто не представляю, как можно серьезно относиться к заявлению
Эти 235 человек не могут? Мне кажется, там дело в «не хотят». Не хотят признать, что работа всех этих лет после вызывает желание вернуться к истокам. Или того, что не всем интересно постоянно куда-то бежать, а хочется наслаждаться моментом…
Есть много нюансов, например немногие из них:
1. Оплата. Я вынес этот пункт первым, т.к. считаю, что он основной. Я более чем уверен, что большая часть людей играла именно потому, что сервер был бесплатным. Вот будь у него оплата хотя бы в один доллар, то игроков было бы существенно меньше. Я знаю, что были и меценаты и «задроты на пенсии» и прочие-прочие, но существенная часть игроков уверен, это были студенты, у которых не только больше возможности играть, но и денег почти нет. У близзов нет этих данных, на Ностальгириусе я не помню, чтобы надо было вводить свой возраст при регистрации (я поиграл пару дней), в общем возможная платежеспособность игроков покрыта мраком. Будет ли пользоваться спросом классика? Несомненно. Это близзард знают. Но будет ли пользоваться спросом платная классика?
2. Версия клиента. Неизвестно, какую версию клиента предлагать игрокам. Какие у игроков требования, т.к. у всех разные видения классика. Одни хотят полного погружения, другие, вроде меня, хотят, чтобы был современный клиент с поддержкой высокого разрешения, новыми текстурами и обновленными моделями. Это стоит денег.
3. Версия сервера и развитие. Какое должно быть развитие? Теоретически, если ввести классику с наксом, то это на (если брать по максимуму) на два с половиной года игры. Когда вышел аддон через два года, далеко не все прошли Наксрамас. Но там были и свои нюансы, игроки переставали играть, так как не выдерживали того ритма игры, что был в классике (полгода фармишь себе тир 1, потом столько же тир 2, потом анкираж, потом накс). Допустим, всех все устраивает, но как делать выпуск патчей? Должен ли когда-нибудь выйти Burning Crusade? Если и должен, то когда?
4. Поддержка. Это близзард.
Это на пиратке может быть любая поддержка, вплоть до того, что там ничем не обязаны, но здесь все должно быть на высоком уровне.
5. Престиж. Это еще удар и по имиджу. Допустим, разработчики выпускают классику — она автоматически начинает конкурировать с современными серверами. Часть публики переезжает туда, часть публики будет бежать из классику на современные серверы. Если классика станет настолько успешной, что все вдруг побегут из оригинала (снизится количество подписчиков до какого-то критического уровня), то это может вызвать проблемы: придется перенаправлять больше разработчиков на классические сервера, что немедленно повлечет за собой ухудшение современных.
И постоянно добавляются новые пункты: еще, еще и еще. Нельзя просто так взять и открыть официальный классический сервер, нельзя даже просто так взять и дать добро тем же админам Ностальгириуса делать классику от имени близзард. Да, они могут продать права, но почему именно им? А не другим серверам? Много нюансов. Очень много нюансов.
2. Действительно, настаивать на том, что вам вообще не нужна классика проще, чем предложить конкретную ее версию. В таком случае у меня есть отличный бизнес-план для Близзард: вообще ничего не делать. В принципе, они и сами уже потихоньку его нащупывают, но так как до конца пока не осознали всю гениальность, продолжают что-то делать. Хотя сложно ведь понять, что предложить игрокам.
3. Концепция прогресс-серверов отрабатывалась уже лет десять. Может, стоит изучить ее хотя бы поверхностно? :)
4. Ахахахахахааха. Простите. Так, надо успокоиться. «Здесь все должно быть на высоком уровне». Ахахаха-ахахаха.
5. Престиж. О да. Гейм-директор, рассуждающий в 2016 году о том, что они десять лет хотят, но не могут сделать корабли в игре, потому что это невероятно сложно — это не удар по престижу. Неспособность запустить классический сервер при уже публично признанном интересе, сотнях тысячах подписей под петицией, это не удар по престижу. Удар по престижу, это, выходит, признание того, что в процессе разработки допускались просчеты. Что, собственно, та же CCP признавала многократно, закатывала рукава и переделывала по несколько раз, как ту же систему суверенитета. Я могу повторить только то, что уже говорил — какая аудитория, такие и представления о престиже.
Речь идет о классике, это конкретный вариант весьма конкретной игры. Это не овервотч, который не может конкурировать с WoW, это WoW: Classic, который как WoW, только другой.
2. Близзард разрабатывают текущий WoW, Overwatch, Hearthstone, Diablo 3 и другие проекты. Фишка в том, что они не могут просто так взять и что-то предложить, т.к. что-то требует работы.
3.
Я думаю, что близзард все подробно изучили. Кстати, о пиратках — если близзард делают классику, они не только с собой конкурируют, но еще и с сотнями других «классических» и «прогресс»-серверов. Ранее близзарды были впереди просто потому, что предлагали безглючную игру с работающими механиками, а теперь им придется еще существенно расширять штат юристов. Это еще один нюанс.
4. Я не могу сказать, что техническая поддержка работала плохо в ваших сообщениях. Ответы были и весьма развернутые, хотя они могли просто хлопнуть дверью. Мне по долгу службы нередко приходится письменно и максимально вежливо отказывать людям из-за каких-то корпоративных стандартов и конечный клиент, само собой, часто винит в этом именно меня.
5. Идея с кораблями сложна не только в техническом исполнении. Те, кому на корабли в принципе плевать, для них аддон пройдет мимо. У них были точно такие же мысли о подводном аддоне, а опыт Вайшира показал им, что это плохая идея.
Послушайте, я знаю, что внутри компании разные команды занимаются разными проектами. Не уверен, что вы знаете, судя по тому, что пишете ниже, но я точно знаю. И суть в том, что вы сейчас другими словами говорите то, что уже стало мемом: «На самом деле, вы не хотите классический WoW». Только добавляете: «за деньги». При этом ваши рассуждения не основаны ни на чем вообще. Вы где-то там увидели студентов и признали их существенной частью игроков, хотя доступа к статистике, или к опросу, который тщательно собирал эту информацию, у вас нет.
К сожалению, вы занимаетесь тем, чем занимались фанаты Blizzard все эти годы, помогая любимой компании ничего не делать или делать то, из-за чего люди теперь требуют классику. Ну, потому что что бы ни происходило, это нужно было срочно объяснить. Особенно бездействие. И вот вы в очередной раз придумываете за Blizzard отмазки. Давайте признаем просто, что у вас нет данных, на основе которых вы могли бы рассуждать. Ведь это правда.
Да, действительно, если что-то требует работы, то 235 человек, которые занимаются именно WoW, а не Overwatch, Hearthstone или Diablo 3, не могут все бросить и начать заниматься классикой. А компания Blizzard настолько финансово несостоятельна, что не может для этого нанять отдельных людей. Не для того они собирали сотни миллионов ежегодно, чтобы клиентов слушать, особенно когда смотрите-ка — вот одни клиенты уже доказывают другим, что Blizzard им ничего не должна.
Мы сейчас не про Blizzard, а про вас. Вы же даже не представляете, как происходит переход к следующему обновлению, скажем, на прогресс-серверах EQ. Верно?
А, то есть не побили — и ладно. За нос водили, давали заведомо неправдивую информацию, в итоге сообщили о том, что за такие деньги они вообще ничего толком не должны, но делали это развернуто и вежливо. Окей. Я понял, что такое «все должно быть на высоком уровне» и «поддержка» в вашем представлении. :)
Вот! Вот об этом я и говорю. Классическое поведение сторонника Blizzard. Все вокруг уже десять раз это реализовали, не претендуя на лавры Blizzard, рядом демонстрация игры, где корабли получают пробоины и тонут в волнах, а вам все нипочем: «идея с кораблями сложна не только в техническом исполнении». Сложна. Не только. В техническом исполнении. Мама дорогая.
Те, кому на улучшения кораблей плевать, оказались обиженными при очередном обновлении Archeage. Те, кому на суверенитет плевать, оказались обиженными при очередном обновлении EVE Online. И только Blizzard знает, как удовлетворить всех. Хотя постойте, ни в EVE ни в AA не просят классический сервер.
Я играл на пиратках, когда был студентом. Много моих знакомых занимались тем-же. Не думаю, что что-то серьезно изменилось за годы, но в одном вы правы, а именно:
Такая информация может быть только у близзард, если они заказывали исследования, или каких-нибудь социологов. Обычные игроки вроде нас этого не узнают.
Вы, как всегда, сразу переходите на личности и заставляете меня оправдываться))) На самом деле, после такого, можно сразу прекращать разговор, так как он не конструктивен)) Для вас выделю жирным: Я не придумываю отмазки за близзард. Я с точки зрения проджект-менеджера пытаюсь разобрать причины и трудности с которыми могут столкнуться близзард, запустив в производство такой сложный проект, как WoW Classic, хотя я также, как и вы, хочу классику. У нас же тут ммозг, а не ммоэмоции в духе: «хочу классику, не хочу ни о чем думать, хочу классику, это все отмазки», поэтому поддерживайте разговор соответствующим образом.
Вы всерьез считаете, что можно просто взять деньги и часть текущих разработчиков WOW и положить их в чистом поле, чтобы там появилась классика? Любой R&D, а это чистое R&D, развивается постепенно — тот же штат в 235 человек появился не в один день, это огромная махина людей, где каждый занят своим делом. Представляете это с точки зрения руководства? Я представляю этот ад. Это, кстати, и основная причина, почему в странах бывшего СНГ не развивается высокотехнологичное производство.
Это вы обо мне, а я про близзард. Мне льстит ваше внимание, но лучше давайте по делу.
Нет, вы не поняли и скорей всего не поймете. Но для остальных распишу некий свой рабочий опыт, так как работал системным администратором и осуществлял техническую поддержку в том числе. Некий клиент хочет Microsoft Project 2010 и я ему говорю, что он не входит в наш стандартный пакет приложений и это займет с учетом оплаты примерно неделю, плюс нужны одобрения от его руководителя (для того, чтобы повесить оплату на бюджет его отдела). Далее в компании случается простой с оплатами, т.к. компания перенесла все оплаты на две недели. Через неделю мне приходит этот же человек и говорит: где мой Microsoft Project 2010? Вы же говорили про неделю? Я говорю, мол так и так, денег в компании нет, она приостановила оплаты и вы в курсе этого, а человек либо начинает скандалить, либо говорить что я плохо работаю, либо тихо ставит единицы на очередной аттестации, хотя свои обязанности я выполнил в полном размере. Бывает у меня просто просят такие ключи, забывая про запросы от руководителя, снова обвиняя меня. Я должен был расчехлить свою кредитку и побежать покупать ему ключ? Нет. Техническая поддержка тут не причем и они не всегда могут помочь с тем, что не в их компетенции.
Потому, что движок 2000-какого-то года. Механика с ранней альфы WoW не изменилась принципиально — посмотрите старые видео с альфы. На движке WoW такое сделать в принципе очень сложно, там все те же заходящие друг на друга мобы и таргетовая система.
Ну про EVE вы лукавите, на иврукоме постоянно можно видеть посты, что вот Ева 2008 года была торт, вот вернули бы все как тогда, а сейчас это мракобесие какое-то. И тут я согласен, что нехорошо выпускать обновления, которые нацелены на какую-то одну сферу, это кидалово для всех остальных.
Ваша позиция понятна. Но проблема в том, что абсолютное большинство теоретических «причин и трудностей» которые вы называете разбиваются об один простой факт — всё это уже было сделано.
Сделано энтузиастами — люди без финансирования, опыта и инструментария, сравнительно из говна и палок (простите за грубость) создали то, что для одной из крупнейших и опытнейших команд в индустрии является «таким сложным проектом».
Сделано конкурентами — движки EVE Online и Everquest (особенно Everquest) даже старше WoW но это, почему то, не мешает им постоянно вводить, порой радикальные, механики. Я уже не говорю про современных конкурентов, где каждый пытается удивить чем-то новым — нонтаргет боёвка, разрушаемость и терраморфинг, фракции и политика, продвинутые симуляции НПС, и т.д. и т.п.
Сделано самими Близзард, в конце концов — Или по вашему ввести фазирование, управляемую технику (чем не корабли?) и бесшовное слияние серверов это как два байта переслать? Я уж не говорю о том, что после классического сервера, вторым по популярности запросом к Близзард было обновление графики, и моделей персонажей в частности. И вплоть до Катаклизма и Дренора всё это так же было для Близзард "… таким сложным проектом..."
Разве не так?
А вот по поводу остального: близзардам нет проблем сделать сервер, у них опытные люди и против самой физической возможности я не возражал, только про нюансы связанные с оплатой, развитием, поддержкой.
Для них проблема сделать сервис уровня «Близзард». Тот же Титан они 8 лет делали и просто закрыли. Starcraft: Ghost отменили. А Классика идет где-то рядом, им нужно взять и сделать проект, который затребует немало людей, чтобы сделать не из «говна и палок» — по сути это уже другая игра, которой будет нужна полноценная команда. И еще не факт, что такой проект будет коммерчески успешным, ведь есть множество пираток с «тем же» самым и бесплатные. Раньше было попроще, когда пиратки были с багами и не имели всех фич, там было просто: есть деньги — играешь на офе, нет денег — играешь на пиратке, а сейчас такая отсталость подается как фича, что не умаляет ее культурной ценности.
Оплата — бесплатные пиратские сервера существуют еще со времен Ваниллы, и неоднократно появлялись весьма качественные копии, но люди все равно продолжали играть в официальную платную версию. Классика имеет свою аудиторию, часть этой аудитории сейчас терпит и играет в Дренор, часть, которая не терпит, просто не играет. Задача классического сервера привлечь тех кто не играет вообще. Да, без статистики мы не можем конкретно говорить о том, насколько рентабельна потенциальная аудитория классики. Но миллионы, покинувшие игру со времен пика аудитории, на мой взгляд, позволяют сделать вывод о том, что очень много людей готовы платить за другую версию.
Развитие — Атрон несколько раз указал вам на опыт Everquest. Варианты уже есть, и я не понимаю, почему нельзя придумать чего-то другого позже со временем — самому старту это не мешает. При этом в развитии классики Близзард получают второй шанс — повторяя пройденный путь, у них есть шанс развить достигнутые успехи и сгладить совершенные ошибки.
Поддержка. На мой взгляд — самый надуманный довод. Чем, по вашему, поддержка классики будет отличаться от поддержки любого другого проекта компании? От поддержки другого дополнения? Ведь выход нового обновления никогда не сказывался работе поддержки ВоВ, хотя правила игры менялись.
Примеры Titan и Ghost справедливы, но только отчасти. При подготовке нового проекта Близзард действительно приходится ориентироваться на поддержание собственноручно завышенной планки качества. Но при этом Близзард постоянно преуспевала в этом при выпуске большинства других проектом, а мы не знаем однозначно, были ли названные проекты отменены из-за несоответствия этой планке, или по другим причинам.
Опять не согласен. Пример Nostalgius, собранной на коленке, но при этом на уровне качества, позволившему создать реальную конкуренцию основному проекту, наглядно показывает необходимый уровень команды для подобного проекта.
Ребята талантливые, я не спорю. Но они должны за что-то отвечать, хотя бы быть на зарплате. Мы не знаем, какой них там бэкэнд и сколько времени он у них занимает.
Пиратские сервера всегда технически отсталые. Раньше они были просто отсталые, теперь эта отсталость подается как фича. Во времена Ваниллы, Бц — было просто: есть деньги — играешь на оффе, нет денег — играешь пиратку. Сейчас ряд игроков просят близзов сделать отсталые сервера :) Это очень похоже на ситуацию с Lineage 2 Classic.
Как танки заезжают друг на друга, так и корабли будут заезжать друг на друга. Это повлияет на восприятие. Плюс, люди которые захотят корабли, они не пойдут в корабли WoW. Как бы они не старались, вряд ли близзард сделают корабли на уровне Archeage. World of Warcraft вообще не про корабли :)
Поддержка — это целый штат обученных людей. С нуля разработчикам нужно создать инфраструктуру.
В чем именно похоже?
Обычные игроки берут и запиливают вот такой опрос. Лучший из виденных мной. И, оп-па, оказывается, что обычные игроки много чего могут узнать.
Считайте это моей личной психологической травмой. Нигде, ни в одной игре, я не видел такого аномального поведения сообщества. Нигде так не накидываются на любую критику компании. Нигде так не выгораживают компанию за явную лень и неумение делать хоть что-то толковое. Нигде при этом параллельно с этим так не радуют и не гордятся доходами компании, которые, абсолютно очевидно, никак не связаны ни с размером команды, ни с ее производительностью.
Я всерьез считаю, что классический сервер WoW — это чистый хот-топик в информационном поле. Я всерьез считаю, что ни одна новость по Легиону не собирает и трети внимания, которое собирает новость по классике. Я всерьез считаю, что эта история тянется уже третий месяц, и то, что по этому вопросу все еще «чистое поле» у Близзард, не моя проблема, а свидетельство отсутствия адекватной реакции у компании. Я всерьез считаю, что «классика» — часть общего проекта World of Warcraft, а не что-то отдельное в чистом поле. Я всерьез считаю, что доводы о исторической реконструкции всех параметров до третьего знака после запятой, которые реконструировать невозможно — это, мягко говоря, странное заявление и уход от главной темы. Менеджмент команды в данном случае, как и менеджмент финансов, не мое дело. Но мне понятна одна простая штука: если и в этой ситуации мне начнут рассказывать, что Blizzard что-то там в очередной раз «не может», давайте мы раз и навсегда закончим говорить об этой компании, как о том, кто претендует на что-то серьезное. Переведем их честно в группу с освобождением по состоянию здоровья.
Если бы вы знали, что прогресс-серверы переходят к следующему обновлению через голосование достигших капа, то не написали бы «Когда вышел аддон через два года, далеко не все прошли Наксрамас». Не прошли — не проголосуют. Вот и все.
А я руководил разработкой трех продуктов и всей их технической поддержкой. Так что вам действительно стоит расписывать все это «для остальных». А для меня лично понятно, что поддержка должна поддерживать пользователей, а не только отмазывать компанию. Хотя понимаю, что отмазывать все равно приходится. Просто если так получается, что все общение сводится к отмазыванию, вранью, взаимоисключающим ответам, и оскорбительным заявлениям о том, что «вы нам денег недостаточно заплатили», хотя я оплатил выставленный ценник, то давайте перестанем это называть «поддержкой». PR-служба компании? Да. Но никак не поддержка пользователей. По ссылкам, которые я вам дал, ни разу никакой поддержки осуществлено не было, даже попытки.
Мне кажется, что вы не знаете реальные особенности движка, но я их тоже не знаю, поэтому спорить не буду. Просто еще раз покажу вам цитату:
Из трех причин только одна косвенно относится к движку. Две другие — design и art — присутствуют наряду с tech. Нужно мысль развивать?
Вам стоит посмотреть значение слова «лукавите». Я не ввожу вас в заблуждение и не пытаюсь подтасовывать факты. Недовольные любым проектом будут всегда. Но ни разу вопрос вопрос какого-то принципиального отката не поднимался на серьезном уровне нигде. Ни в CSM, ни в материалах профильных сайтов. Ни в виде петиций.
А есть где-то результаты? Я опрос проходил, но сам результаты не видел. Насколько мне было известно, они просто их забрали с собой на встречу с Близзард.
Взаимно, кстати. Я ни в одной игре не видел такого аномального поведения сообщества. Никакую компанию так не хейтят, как близзард.
Извините, но это чистый хейт.
Они могут его сделать. А могут и не сделать, т.к. не хотят. В любом случае, нюансы остаются.
Вообще это имеет значение. Нужен весомый повод, чтобы снимать людей с разработки текущего WoW и переводить на Классику.
Я читал ваше общение и мне было непонятно, чего вы хотели от них добиться. Чтобы они зашли в игру за нужный брекет или пошли переделывать систему с PvP группами? Это не техническая ошибка, где нужна техническая поддержка, это ошибка геймдизайна, так как очевидно, что если есть брекет, то он должен собираться. Кстати, групп в америке/европе тоже несколько: wow.gamepedia.com/Battlegroup, и более того — группы объединили между собой. Дизайн неповоротливая машина, вам следует признать, что вы были слишком категоричны по отношению к Близзард в то время.
Сразу вижу проблемы с тем, что часть людей, которые играют слишком часто и рейдят слишком много будут впереди и потом со скуки просто будут уходить. Возможно имеет смысл делать несколько серверов: прошел классику, переходишь на другой сервер — Burning Crusade, с новым капом и новыми данжами.
Откуда цитата? Я бы хотел прочитать статью.
Ой, всё.
Для начала, я хотел, чтобы мне ответили по-человечески — да, у нас там косяк. А не «там все в порядке, ждите». Я хотел, чтобы косяк хотя бы попытались устранить. Все, что там нужно было сделать — сброс по таймеру, если очередь зависает на Альтераке. Или хотя бы объяснить всем — ребята, не становитесь на случайные поля, у нас там в вашей группе косяк. Но для этого нужно было признать наличие проблемы. А служба «поддержки» в Blizzard не для этого. Она для того, чтобы отмазать компанию и убедить клиента в том, что это он сам дурак. Это в сути своей противоречит идее «службы поддержки», как услуги, повышающей качество сервиса для клиента. Что я, как клиент, оплативший все коробки дополнений и оплачивающий в тот момент подписку, получил от службы поддержки? Перечислю, что я реально получил, как клиент: заведомо ложную информацию, взаимоисключающие заявления, упрек в том, что я недостаточно заплатил, хотя я оплатил все по выставленной Blizzard цене, не нарушив ни одно из условий сделки. Это совершенно не то, что в моем представлении должна делать служба поддержки в принципе. А уж говорить о высоком уровне здесь точно не приходится.
В самом начале текста есть ссылка на интервью Kotaku. На основе этого интервью и написана заметка.
Так это не входит в их компетенцию. Они здесь прямо об этом и написали: eu.battle.net/wow/ru/forum/topic/1951296550?page=2#40
Они не избегали вас и всегда отвечали, пусть и не так, как вам нравилось. У меня от общения с их техподдержкой одни теплые чувства. Был опыт, когда я звонил им по телефону: я пригласил друга в игру, подарил ему коробку на новый год, а он зарегистрировал новый аккаунт. Так мне вручную они делали условия, будто я пригласил именно этот аккаунт.
Вас никто не упрекал, было сообщение, что группы делились по финансовым соображениям, но это не упрек — это такие правила. В принципе вы и про другие сервера не должны были знать, так как они в принципе не отображались в списке до недавнего момента. Это сейчас можно увидеть все европейские сервера.
А «заведомо ложная» это весьма серьезное обвинение, нужно точно знать, что оно заведомо ложное…
Спасибо, в обед прочитаю.
На этом инциденте облапошилась вся компания Близзард и именно они из-за этого потеряли группу платящих клиентов. Много это или мало — это неважно. Главное что впоследствии эту проблема была решена, но клиентов они-таки потеряли, да ещё и репутационные потери понесли, ведь Атрона читает много людей. Я перестал платить Близзам в том числе потому что Ат помог объективно посмотреть на некоторые вещи со стороны, хотя это и не главная причина.
Может мы друг друга не поняли.
Очень много людей не любят близзардов, не получится всем угодить, с этим ничего не поделать. Серия «Bowling for Votes» 4 сезона Parks and Recreation наглядно показала, что лучше гонятся за лояльными клиентами, а не пытаться переубедить малую толику недовольных :)
Офигеть. Нет, честно — офигеть. Поля боя на определенных уровнях просто не работали. Вообще. Совсем. Часть игры, которая для меня (известного «ненавистника PvP», ага) была вообще важнейшей, не работала. Совсем. Мне не сказали «да, извините, не работает, наш косяк, постараемся исправить как-нибудь», мне сказали «все работает, это ты дурак», затем мне сказали «ты со своей недоразвитой малобюджетной версией вообще ничего не можешь требовать». И это называется «не получилось угодить», да? Вот очень хотели угодить, но не получилось. Что ж поделать. Зачем нам такой нелояльный клиент, которому нельзя спокойно плюнуть в глаз несколько раз.
Повторюсь — ни в одном проекте нет такого количества клиентов, которые готовы терпеть такое отношение к себе, да еще и защищать Blizzard и наезжать на тех, кто недоволен.
Вы как руководитель проектов понимаете, что они ничего не могли с этим поделать. Они работают с тем, что есть. У вас была возможность встать в очередь? Была. Если бы собрались люди, вы бы попали на поле боя? Попали бы. В чем их косяк? Что данный брекет не популярен среди игроков?
Разве не вы начали просить объединить с другими регионами? Или они прямо сразу с порога сказали «ваше место в России, сидите там»?
Я много где общался с технической поддержкой. Наверху сидят Близзард и CCP, на дне иннова и мэйл.
Вот в этом подходе. Даже если опустить изначальную неправду. Какая цель технической поддержи? Помочь клиенту. Не отшить его. Не сказать «с нашей стороны все ок, очередь есть, ждите», а признать, что ждать можно многие дни. И это, очевидно, неиграбельно. Увы, ах, да, нехорошо получилось.
Ага, предварительно самостоятельно разобравшись, что происходит. И это уже была следующая часть, которую можно было бы обсуждать все в той же манере: да, вы правы, похоже, это единственный вариант, нужно будет сделать когда-нибудь, постараемся побыстрее. Все. Точка. И, что самое интересное, проблема спустя длительное время действительно была исправлена. Вот только служба поддержки сделала все от нее зависящее, чтобы наихудшим образом выйти из этой ситуации — не помочь клиенту, обмануть клиента, унизить клиента. Хочу сказать простую вещь — фигня случается. Люди лажают. Обстоятельства складываются неприятным образом. Но это значит ровно одно — нет никакого высочайшего уровня поддержки. Не нужно стремлением к нему объяснять нежелание что-то делать.
То есть то, что это было произнесено в принципе по отношению к легальному клиенту официальной версии, вас не смущает? То есть мы снова переходим к стадии «ну, они же на вас не сразу накричали, а только через пять минут»?
Гыг:
То, на что вы даете ссылку — это этап нашего личного расследования причин происходящего. Это момент, когда они уже были пойманы на многократной лжи. С нормальной службой поддержки мы вообще не должны были дойти до этого этапа. А то, что они не могут разглашать какую-то информацию или не имеют доступ к статистике — побочный эффект ситуации, когда расследование причин бага проводилось клиентами, а не службой поддержки, как это и должно быть.
При чем тут то, что мне нравится или нет? Проблема была? Да. Она была признана? Нет. Она была решена? Нет. Что было сделано вместо этого? Публичная дискредитация региональной версии World of Warcraft. Абсолютно глупая, потому что потом, без изменения цены и условий сделки, все это починили. Еще раз хочу спросить вас — это и есть высокий уровень тех. поддержки, без которого Blizzard не может жить и поэтому что-то там делать не будет?
То есть когда одна часть тех. поддержки мне говорит, что никаких проблем нет, вторая — что работу по устранению проблемы уже ведутся, а третья — что я недостаточно денег заплатил, чтобы мою проблему кто-то решал, одни из этих частей не заведомо ложная?
А в чем конкретно была их вина? Так как я уже начинаю путаться, т.к. вы постоянно обвиняете их во лжи и лукавстве.
Вы хотите, чтобы я пересказывал все пять частей? Серьезно? Есть же ссылки.
На самом деле, да. Хотелось бы кратко и по пунктам, тогда можно было бы разобрать в чем вина технической поддержки.
Я могу вам просто продемонстрировать один из этапов этого общения. Вполне миролюбиво, даже когда мы поняли, что нас водили за нос до этого, мы просили сообщить игрокам о том, что происходит. Мы делали работу за службу поддержки, уговаривая эту службу сообщить клиентам о проблеме:
Анвальдир, спасибо. Как я уже писал выше, есть две проблемы, я их тоже четко разделяю. Я далек от мысли о том, что у вас есть возможность менять код, добавлять таймауты или менять приоритет на Случайном Поле Боя. Я также прекрасно понимаю, что перенос русских серверов в общую боевую группу лежит за пределами вашей компетенции. Вы подтвердили существование недостатка игроков для начала Полей Боя в определенных диапазонах в русской боевой группе. С этим уже можно идти на европейские серверы непосредственно к разработчикам. Проблем с донесением мысли на английском языке нет.
Но мы не знаем, когда это исправят и как именно исправят. Пока у игроков есть затруднения, с которыми они обращались, обращаются и будут обращаться к вам. Именно исправлению текущей ситуации теми средствами, которые у вас есть (форум, внутриигровая почта) и посвящена эта тема. Информирование игроков о том, что из-за недостатка желающих записаться на большую карту, которая выпадает на Случайном Поле Боя, происходит резкое увеличение времени ожидания, поможет игрокам. Обратите внимание — запись не на абстрактное любое Поле Боя приводит к резкому увеличению времени ожидания, это игрокам ничего не дает, а именно запись в очередь на Случайное Поле Боя. Ваша статистика, уверен, это подтверждает.
Вы не должны запрещать записываться, вы просто должны предупредить людей теми средствами, которые есть у вас в распоряжении, что запись на Случайное Поле Боя приводит к резкому увеличению времени ожидания.
Тогда мы и другие люди сможем ходить хотя бы на Ущелье Песни Войны. Это уже какой-то шаг.
Как вы думаете, это было сделано?
Техническая поддержка даже пыталась оказать психологическую поддержку, говоря, что мол вот все таки игра про высокие уровни, докачайтесь и все будет нормально, там нет проблем, но вы твердо стояли на своем. Мейлру, геймнет, иннова — могли бы и забанить и вообще плюнуть на вас, отвечая односложно в духе «у нас все нормально, идите нафиг».
Объединение групп, это не исправление ошибки, а изменение механики игры и это должно быть предложением разработчикам через коммьюнити-менеджеров. Правы ли вы, что задали данный вопрос ТП? Несомненно. Вас не утроил ответ и… это нормально. Нельзя угодить всем. Тем более, вам предложили отписаться на специальных форумах, чтобы коммьюнити-менеджеры передали данную информацию разработчикам.
Мне говорили о том, что никакой проблемы нет. Вообще. Совсем. Абсолютно. Ни на одном из уровней. Мне говорили, что на полях боя люди играют, просто я один такой невезучий. Серьезно. Потом проблему признали. Но это было потом. Правда, тоже в форме «Но мы вам ничего не должны, так как у вас версия нашей игры не очень». Об этом мы говорим уже примерно сутки. Что вы пытаетесь доказать? Давайте конкретно. Что техподдержка Blizzard в данном случае продемонстрировала свой высокий уровень?
Я считаю, что вы хейтите техподдержку на основании того, что в самой игре что-то там не так сделано, что-то что вам не нравится. Близзард правда медленные, они очень медленно вводят какие-то изменения, медленно выкатывают аддоны, само разбиение брекетов с десятиуровневых на пятиуровневые было сомнительным решением, но оно было также выпрошено игроками-«я 52-уровневый рога и меня рвут 59-уровневые ДК». У меня много вопросов к самой игре, особенно к Колизею и я считаю этот патч самым ужасным патчем в игре. Но техническая поддержка у них прекрасная — ответит быстро и решит технические проблемы так же быстро.
Вот. Я понял вашу позицию. Думаю, каждый здесь может сделать свои выводы о том, что подразумевает в вашем понимании термин «прекрасная техническая поддержка», и что этот термин подразумевает в моем. К общему тут не прийти никак.
То есть огромная проблема не только внедрить корабли в игру, но и геймплейно задизайнить их и даже нарисовать. Такие вот непреодолимые трудности.
Определенно. Blizzard никогда не торопились с решениями и выкатывали даже балансные патчи раз в пятилетку с минимум изменений. Это касается и их стратегий и их ММО. Такой подход, который раньше приносил плоды с самой сбалансированной в мире стратегией. Сейчас, с неимоверно разросшимся аппаратом, все, скорее всего, еще печальнее в этом плане. Потому и говорят, что это трудности.
мы что-то там поставил на тестовый сервер, оно вроде не крашится каждые 5 минут, ну значит ок, какие изменения знает только дядюшка ляо, но с нами не особо делится, да и кому это надо, «игрокам предстоит узнать это самим»©.
бонус.
параллельно они ну просто замечательно борются с багами, это эпично и достойно отдельной статьи!!!
ворлдбосы встают колом и перестают сопротивляться — отключаем ворлдбоссов.
при осаде замка некорректно начисляются очки, атакующие и защитники перепутаны местами — отключаем осады замка.
во всех, карл, во всех мобах сломаный лутлист, думаешь это кого-то волнует?
Серьезно? Между срочными исправлениями к 6.2.3 (пускай будут, хоть там и не строчки про баланс) и 6.2.4 в WOW прошло 63 дня. Это печь, как пирожки? Серьезно?
К слову, WOW — это не только подземелья, но и арена, по которой даже пытаются проводить какие-то турниры (с невероятным разнообразием классов). Но с такой скоростью правок баланса игроки уже несколько лет ждут, когда людям порежут классовую абилку. И, сюрприз-сюрприз, таки дождались.
Но разговор начался с того, что Близзы в принципе придумали эту идею подгонять хайп трейн правкой баланса. Ну может и не они были первыми, это сейчас сложно установить, но они отлично освоили это мастерство, перенося его во все свои игры.
А хайп вокруг циферок — само собой. С них начался киберспорт и к циферкам тут всегда было повышенное внимание.
Так я и предлагаю объяснить это ArenaNet или Square Enix.
У них нет ни желания, ни ресурсов для подобного проекта. и, что еще более важно, WOW- legacy проект, лицо компании. весь кеш уже давно в других местах.
А про движок… Не хотят его менять мол тогда это обнулит все прошлые достижения. Это тоже весьма странное заявление. То есть когда они меняли архитектуру чтоб игроки могли скакать по серверам, то это не обнулило их достижения, когда они изменили движок чтоб генерировать LOD на лету и тем самым почти вдвое увеличить дальность обзора, то это не обнуляло их предыдущие достижения, а когда надо вводить в геймплей что-то очень крутое, то всё. #мынеможем
Может, они примут решение потихоньку возвращать в игру те фишки, ради которых люди и хотят классику?
А так — ну запустили сервер для любителей, делов-то… Никто не будет отрицать, что такие любители есть.
Так, кто там говорил, что у такой компании, как Близзард не могут пропасть исходники? =) А я ведь предупреждал, что бэкапы, которые никто не планирует восстанавливать, вполне могут пропасть. Вот и результат.
Вернее, это разработчики из близзард не хотят заниматься классическим сервером.
Игроки и разработчики воспринимают игры по-разному, с совершенно разных сторон.
Разработчик выпускает какую-то фичу, держа в уме, как она должна работать, как
две другие фичи из соседних отделов будут с ней сочетаться, и как в следующем
обновлении эта фича будет работать. Игрок же просто встречается с ней. Он не
знает, о чем думал разработчик, что будет в следующем обновлении, он просто её
принимает. И получает какие-то свои впечатления. Выстраивает стратегии,
обсуждает с другими игроками.
Часто даже хуже: разработчик сделал какую-то механику, но она потом была признана
ненужной, или плохой, или дисбалансной — а игроки её полюбили. В следующем
обновлении механика была переделана, старые игроки разочаровались, но новые
игроки обрадовались. Поколения игроков сменились, и на одной чаше весов у нас
старые игроки, прущиеся по ванили, а на другой — довольные разработчики и игроки
текущей версии.
Для разработчиков, старая игра выглядит совершенно по-другому. Для них она…
старая! Неправильная, недоделанная, дисбалансная, маленькая, скучная. Подберите
эпитет сами, а если вы любите ваниль — выберите из тех, которыми вы описываете
любой новый аддон.
Помните историю с Lineage 2 Classic, которую выпустили с различными проблемами
в геймплее и экономике? Любой из старых игроков мог поправить разработчика,
на форумах раздавались призывы сделать все как в Prima Guide, но… Я готов
поспорить, что в той команде, что работала над L2C никто и не слышал про Prima
Guide! Они подкрутили рейты опыта, рейты дропа, получили какую-то картинку,
которая была немного похожа на оригинал, но не была им. Разработчикам эта версия
была неинтересна уже тогда, не стала интересна и сейчас.
Я не хочу повторения Lineage 2 Classic, поэтому я не хочу, чтобы Blizzard
выпускали WoW:Classic.
Но я хочу, чтобы его выпустили Nostalrius. Их от этого проекта прет, им
интересно им заниматься, они знают, почему старые механики были хорошими, а
новые плохие.
и команда, и тимлиды, и все прочие будут протестовать и блокировать это всеми способами. для разработки нужна команда, и где ее взять? программистам пофиг на игру. для них это код, им интересно писать код, им за это платят. и ковырятся в техническом долге ванилла вова — это крайне противно.
любители запустили? так эта, у любителей все работало? на 100%? круглосуточно? с поддержкой?
более того, работа с таким проектом для девелопера — огромный шаг назад в профессиональном плане. никто не захочет гробить свою карьеру и осваивать чтото, устаревшее 10 лет назад
я оцениваю расходы на ванилла вов сопоставимо с запуском нового аддона, если начальство отдаст приказ и выделит бюджет. при этом у них на носу новый аддон, так что придется брать еще людей.
так же остается вопрос его прогресса и ввода патчей.
какому здравомыслящему человеку это надо?
Начать хотя бы с предыдущей заметки:
У разработчиков WoW есть опыт. Что не даст им совершать глупые ошибки в отличии от энтузиастов Nostalrius.
Во вторых, речь не идет о написании кода или фреймворках. Это не проблема «кода». Это проблема «геймдизайна»! И здесь возвращение «к истокам» дизайнерских решений не возможно оценить однозначно. Но факт в том что многим игрокам это нужно. А сделать это можно и на новом фреймворке — все равно простому игроку без разницы как «выглядит» изнутри код.
Опять вы за свое
Пока вы будете доставать аргументы из собственной фантазии, а не давать ссылки на слова разработчиков, я буду настаивать на том, что вы выдумываете оправдания за разработчиков, да.
Разработчик сделает что угодно. Ему за это надо только заплатить.
С чего вы взяли что Том Чилтон будет платить?
надеюсь вы знакомы с понятием vocal minority? и реддитом как его ярким средоточием? в еве silent majority в хайсеках усердно фармит миссии и ССР делает все для них, несмотря на плач тех 10% игроков из которых еще 90% просто фармит, но уже в нулях. по этому я в еву не играю, слишком много сейф механик.
вас выслушают и проигнорируют, чтобы сгладить репутационные риски для Чилтона лично.
а команда продолжит работать по плану, который составлен годы назад на годы вперед.
потому что это серьезная многолетняя работа и серьезные деньги, и ради того, чтобы крикуны поигрались годик(без монетизации) и бросили — никто не будет вкладыватся.
Да. Оправдания. Разработчика. Вот такие: «Они не делают, потому что то, они не делают, потому что это». Но они ничего такого не говорили. Зачем говорить за разработчиков?
Вот эту фразу вам несложно пояснить? :)
эта фича неокупаема.
2)vocal minority
Другими словами, на ваш взгляд, на разработку следующего аддона WoW и техническую поддержку текущей игры ежемесячно уходит 90-120 миллионов долларов. Верно? :)
И… еще раз — в месяц? :)
Я не вижу ни малейшей причины заниматся благотворительностью.
Ноуп. Есть Китай со значительным количеством игроков и с них другой выхлоп.
И в дополнение. Мой собеседник сказал буквально:
Почему вы спорите со мной? :)
Два момента:
1. Я опирался на утверждение моего собеседника.
2. Я не знаю, приносит в итого поминутная оплата больше денег или меньше. А главное — насколько.
Плюс-минус миллион-пять при 90 миллионах это нормальная погрешность чтобы просто иметь представление о порядках суммы.
В целом же если мыслить прагматично понятно что для начала хотя бы нужно провести исследование самой Близзард «Сколько игроков будут пользоваться услугой легаси-сервера? Не будут? Будут и то и другое? и.т.д.»
А если непрагматично то «имидж все — деньги ничто».
2) В концепции «silent majority — vocal minority» мне всегда ставит в тупик почему постулируется аксиома что silent majority всем довольны?
Тогда как может быть:
1) Им пофиг
2) Они пользуются только определенными фичами и им в целом пофиг
3) Они не пользуются всеми фичами и им пофиг на частные случаи
… и.т.д.
2) им пофиг, да.
Помню во времена Каты было очень шумное обсуждение скалирования зон под уровни (или уровня под зоны), и только сейчас они начали делать шаги в этом направлении, а флексы были первой ласточкой.
А вы хотите новую игру фактически
Вот в рамках личного интереса я решил посмотреть на vocal minority и зашел в фан-группу Носталриуса в VK и увидел, что подавляющее большинство активных писателей, это люди моложе 95 года рождения. У них ностальгии в принципе быть не может: когда Классика была актуальна, они еще пешком под стол ходили.
Но вот фейсбук меня порадовал, большая часть именно состоявшихся людей, есть даже пенсионеры. Так что могут чисто английскую версию делать :)
Так все дело в том, что вы провели исследование не Носталриуса, в аудитории VK и FB. :)
Вы отрицаете, что эти люди заинтересованы в классике?
ох…
ох.
ну я даже не знаю что вам сказать, чтобы не оскорбить, по этому не буду говорить ничего.
ладно, приведу простейшую аналогию. Инженеру специализурующемуся на небоскребах абудаби предлагают починить инфраструктуру хрущевки в нижнем урюпинске.
оставте любительское любителям. они затащат на энтузиазме.
я осуждаю близов за закрытие носталриуса. но я целиком понимаю и поддерживаю их решения относительно не_открытия самим с точки зрения разработки.
никто не знает что было бы с носталриусом если бы он был платным, и я не буду спекулировать на эту тему, но предположу, что все очень плохо.
Хотя если бы Близард разрешили в понятиях интеллектуальной собственности думаю средства на креудфайдинге собрали бы на раз-два.
Не получится. Это закон об авторских правах все таки. Если Ностальриус получит эксклюзивное право просто так (а другие нет), то антимонопольная служба этим заинтересуется.
Значит, как минимум какие-то лазейки в законах есть. И когда надо, про них очень быстро вспоминают, и ни малейших сложностей не возникает.
А здесь — близзам в руки попал уникальный дар судьбы, халявный полигон, где можно испытывать новые идеи. По уму, позволить бы классике развиваться, ведь отозвать лицензию никогда не поздно. Получится — слава, почёт и доходы близзам, не получится — «ну так а мы вам что говорили, всё там очень сложно».
Сервис уровня близзов? А зачем там сервис такого уровня? Дать им лицензию и дистанцироваться, заняв выжидательную позицию и всем объясняя, что это не совсем наше и претензии тоже не к нам.
П.С.: А вот интересно, если близзы обанкротятся, кому достанутся права на WoW?
Если останется всего лишь одна компания-разработчик игр, тогда можно будет говорить об антимонопольщиках, не раньше.
Чуть меньше месяца тому я удалил у себя баттлнет с компа, до этого играл больше года практически только в Хартстоун (пока не увидел Хекс). Остальные игры метелицы были куплены и установлены, но я не хотел в них играть. Новый Овервотч не заставил меня не то что его купить, а оставить баттлнет. А вот поиграть в классический вов на официальном сервере я хочу. Полностью пройти сюжет по старым правилам и без вовхеда. До рейдов по крайней мере)
Могут ли метелицы запустить аналог классики, думаю вполне. Есть готовый клиент игры, есть данные по цифрам от тех Ностальриусов, может не точные но рабочие. И корабли рисовать не надо, классика и без них рабочая. Но вот разработчики явно показывают что им это просто не интересно.
Было бы не интересно, об этом бы не говорили. «Неинтересно» год назад и «неинтересно» сейчас все таки слегка отличаются)
Сколько раз уже говорилось про социализацию в игре, о том что в ММО удерживают игроков не «интереснейшие» квесты, а социальные связи.
Сесть и подумать, почему людей тянет в классику? А кто уверен, что не думали? И почему ответом не является, например, ностальгия (зачем-то завуалированная в «вы на самом деле этого не хотите», потому то ностальгия она именно про это — хотите, но не долго, а на самом деле вообще не хотите)? Вот исключительно она. Как далеко уйдет проект на одной лишь ностальгии? Год бесплатного Nostalrius разве показателен в этом плане? Думаю, нет. Это не две недельки подумать. Нужно выпускать не просто ностальгию, а признавать, что все глобальное, что ты делал до этого, ни к чему хорошему не привело. Садиться и долго думать. А затем делать анонс World of Warcraft 2, потому что в целесообразность Legacy с имеющейся информацией я совершенно не верюй, а в читсый лист и возможности Blizzard при желании нарисовать на нем что-то эпичное — с трудом, но все же еще верю.
— всем ностальгирующим нужен не музей «старого ВОВа», а отдельные элементы, которые уже давно и безвозвратно утрачены. И что-то мне подсказывает что «Ванилла сервер» в данном контексте просто символ. А его возрождение силами команды Ностальгируса, просто всколыхнула то давно убитое дейликами/гарнизонами/лфром и т.п ощущение. Например та же напрочь убитая социальная составляющая, где она сейчас в ВоВ? В гарнизоне? Или в ЛФР? И таких пунктов думаю наберется у каждого кто еще помнит эволюцию ВОВки.
Так что не только в ностальгии дело.
Но возможно я и не прав, кто знает.
В контексте исторической достоверности. Мне же кажется, что сама идея начинать все с 2005 года со всеми возможными оговорками очень сомнительное решение даже в условиях требований многих игроков. Нужно думать-думать и выводить какой-то совершенно новый концепт. Потому что на устаревшей концепции, как мне кажется, далеко не уедешь.
Если вот обратиться к шуточной аналогии: «Торт ли ВоВ?» то можно например предположить что изначальный «прото-ВоВ» 2005го года являл собой ну «заурядный тортик», скажем так. Но с каждым патчем/аддоном его покрывали все большим количеством крема, и в какой-то момент прямо вот пересластили (а еще и ввели «обязаловку» по съеданию кусочка в день). Ну а у людей осталась память что когда-то «ВоВ был торт», вот и хотят они вернуть то самое ощущение «тортовости» (тем более когда им дали его попробовать). Просто в глазах фанатов это наиболее простой способ (и пиратки только это подтверждают), нежели пытаться как-то повлиять на текущий курс ВоВ.
Это по моему наиболее логичная причина почему именно «верните нам ванильный сервер», а не «переделайте ВоВ».
то что вов умер для вас, не значит, что он умер.
близарды делали все возможно для удержания платящей аудитории, учитывая, что сейчас эпоха сессионок, и они более чем преуспели.
или по вашей логике, ублажающая хомячков ева ухудшилась за все те годы после доминиона и 65к онлайна в прайм? нет, она теперь рай для ЦА, просто народу не интересны ммо, и несмотря на мое неприятие этих изменений — я уверен что ссп делали все, что бы спасти игру и привлечь хоть какие-то деньги.
Вообще, это очень забавный парадокс. По крайней мере в отношении игр. Потому что то, что удерживает игрока в игре, и то, чего хочет игрок (точнее думает, что хочет), — это разные вещи, которые противоречат очень часто друг другу. И я сейчас не про эксплуатации разные.
Если очень (очень!) упрощать, то игрок стремится построить свою игру так, чтобы минимизировать свои игровые сложности. Но если разработчик будет эти сложности минимизировать, то получится никому неинтересная абсолютно вторичная поделка. Человеку вообще, хоть и не совсем комфортно от ощущения, что он не достиг всего, чего мог бы, что его опередили и прочее, но это даёт стимул двигаться дальше, пробовать снова и так далее. И если в ВоВ были рейды на 40 человек, которые мало кто мог себе позволить пройти, то это было одним из пунктиков, почему люди оставались («вот в следующий раз я точно смогу»). Но их убрали. Многие люди не могли пройти и обычные рейды на 10 человек — сделали ЛФР с упрощёнными рейдами. И вот ты уже по большому счёту всё достиг и игра теряет смысл. Квесты прошли тот же путь.
Возврат к классике — это именно что возвращение мира, где почти у каждого есть что-то впереди.
40 человек.
я даже не буду спорить с человеком не ходившим в них, и не собиравшем.
это было не сложно. это было тупо и долго. хотя возможно вы мазохист и «ой сегодня 2 шамана не пришел, пошли пофармим бвл в 30 рыл, и твинкарей оденем паровозом, отпишитесь кому что надо» — образец хардкорной и сложный игры
Ах, да. Прямой пример СЛОЖНОЙ игры. действительно, даже я не осилил, как по времени, так и по скиллу.
Wildstar. и как? взлетели 40 мен рейды? аттюны? сложные и неочевидные механики? сотни часов на фарм репы? героики в которых задница горела не угасая, и которые не проходимы с рандомами даже в теории?
нет.
потому что это никому не нужно.
большинству нужны халявные эпики и красивые маунты.
А Black Desert — обратный пример, где оказуалеле (тм) всё, что смогли. Но что-то не очень и у них. Это как пример.
Ибо дело не в сложности, а в глубине. Вов обладал тем свойством, что там был очень большой спектр возможностей в контексте сложности игры. Чтобы этот спектр был, нужно не то, чтобы игра была сложной, а чтобы в игре были сложные места. Порой недостижимые.
Так и не надо спорить, потому что я не про то совсем. Ведь в том то и дело, что ходил в эти рейды мало кто. Это была далёкая вершина, которая добавляла смысла всему миру как раз в глазах тех, кто в это не играл. То есть для того пресловутого большинства.
Вот как быстро те, кому это нужно, превратились сначала в «крикунов», а затем были помножены на ноль с той же категоричностью, с какой выше утверждалось, что Blizzard работает на грани самоокупаемости, тогда как в реальности месяц подписки окупает все затраты на производство дополнения раз в два года.
Рейды на сорок человек нужны были для тех, кто способен собрать и удерживать по-настоящему большой коллектив с дублирующими рейд-составами. А не для тех, кто мог еле-еле дотянуть до тридцати, затыкая потребности твинками. Да, вам тоже хотелось. Но вы не могли. В этом правда жизни. Я, как человек из небольшого коллектива, эту правду признаю и не требую отдать мне весь игровой контент. Я сделал свой выбор. Я уважаю тех, кто может выкладываться для поддержания больших коллективов. С реальными людьми, а не с твинками, это ой как непросто. И у них за эту социальную активность должен быть увесистый приз. А у меня, как представителя небольшой команды, возможно, дополнительная цель — объединиться с другими небольшими командами.
Я просто не вижу вот смысла тратить ресурсы и делать что-то со старым в современных условиях. Если что-то пошло не так, то время уже упущено равивать это в стиле CCP.
Вот была классика. Она определила задел для роста. И когда вышел БК — там было минимум упрощений, но новый контент. Это привлекло новых игроков (реклама, хороший повод, все дела), не отпугнув старых (проседания к концу классики не было (!). Рост продолжался до Лича. И то, что пик приходится на это дополнение — заслуга не его, а двух предыдущих. В Личе как раз начался серьёзный отток, который уже не перекрывался приходом новых игроков (именно поэтому после Лича через небольшое время начинается спад). То есть вот это «контент стал доступен всем» как раз и сыграло с ВоВ злую шутку.
Что мы видим:
1) Классика — гигантский рост на всём протяжении. Значит приток новых игроков существенно больше оттока. Почему? Потому что текущим игрокам очень нравится и они зовут своих друзей и знакомых. Заметьте — этот график совершенно не похож на хайп при старте новых ММО сейчас. Ближе к концу классики рост замедляется. Для парковых ММО это очень крутой результат. Контент достаточно приелся, но люди продолжают играть по большей части.
2) БК — Несмотря на выход дополнения, всплеска интереса нет, но дополнение всё равно годное — приток игроков не ослабевает на протяжении всего времени жизни.
3) Лич — выход этого дополнения ознаменовался окончанием роста. Собственно, считая, что новые игроки продолжают приходить, именно на Личе мы видим существенное увеличение оттока игроков.
4) Собственно, выход Катаклизма только усугубил ситуацию, от этого началось падение, которое больше не прекращалось.
В общем, у меня получается, что классика была таки самым успешным периодом ВоВ. :)
Но с личом я погорячился. Там наплыва не было вообще, но я все равно, складывая всю информацию, не думаю, что Лич был виновен в том провале, который последовал за ним, так как Катаклизм был объективно очень слабым аддоном практически по всем направлениям, а Пандария показала, что в Близзард так не считают, поэтому имеем то, что имеем.
Мне не кажется, что Катаклизм шел именно в эту сторону. Многие же говорили, что все эти упрощения надоели. Близы прислушались вроде как: убрали телепорты, усилили подземелья и рейды, сильно удорожили фамильные вещи, но в то же время добавили ЛФР, да. Но на фоне огромного количества косяков и уничтожения реликтовых основ игры тяжело сказать, насколько уход в упрощения, начиная с Лича, был знаковым в будущем падении графиков. Что-то могла прояснить Пандария, но она получилась опять же слишком неоднозначной и не видно было, что бы какие-то выводы с Катаклизма были сделаны.
Ну вот я и подумал, что вроде при мне приходило очень много новых игроков, потому и сказал так. Просто не сообразил, как это проверить.
Но для меня совпало достаточно удачно, я даже не успел капнуть 80-й, как ввели новую систему поиска группы, где я находил себе народ для «порейдить» даже со своим сине-зеленым квестовым шмотом.
Хотя для опытных игроков это дополнение было западлом, т.к. вводило экстремально короткие Испытания (пятерку и рейд), эпики которых были плюс/минус равны эпикам Ульдуара и т.о. серьезно подгадили тем, кто пытался сделать там хардмоды.
В частности я в Ульдуаре видел только около половины боссов именно из-за того, что «а смысл, там сложно, и эпики хуже».
Что касается LFR, возможно и эта идея не так уж плоха. Т.е. я согласен, что нормальным игрокам она портит удовольствие, но лично мне в ЦЛК смерть двух последних боссов удалось увидеть только на youtube, т.к. моя «гильдия друзей» оказалась не способна потянуть этот инстанс на нормале, а потом мы потеряли танка, которому эта возня в песочнице надоела, и на этом рейды в ЦЛК закончились вообще, тем более там подоспел уже новый рейд, проще и с лучшими эпиками.
«Нормальные игроки» должны спокойно собирать свой рейд и не париться по этому поводу. Первый совет для тех, кто хочет научиться играть в сессионку (Dota, CS) — найдите команду!
ЛФГ не добавляет возможностей к общению — если ты попал в подземелье, то тебе не до общения, оно проходит как раз в ожидании снаружи. Оно убирает необходимость в общении ещё в одном аспекте.
Но да, проблемы начались раньше.
И дело тут не в ЛФГ и не в ЛФР.
Значит, уровней сложности недостаточно. В том же Payday 2 есть 5 уровней сложности, например. Ведь наличие I'm too young to die и Hey, not too rough не сделало Doom хуже! Для сильных игроков были доступны Nightmare, Multiplayer, потом появились Speed Run и т.д.
И речь не только о прохождении, но и о фане! Фан для одних игроков и для других — разные вещи. Пробежаться в ЛФР в компании с левыми чуваками, потягивая пиво — одно дело, а готовиться к тяжелому рейду всей гильдией — другое.
P.S.
Зато отлично ложится на игру с фазированием! Жаль, что никто до этого еще не додумался.
Я говорю немного о другом. В одиночной игре ты сам хозяин своего фана. В онлайновой — твои достижения (не формальные «ачивки», а именно достижения) важны в сравнении с другими игроками. Если я прошел этот рейд и ты прошел этот рейд, мы, фактически, равны. А какой каждый из нас при этом выставил уровень сложности, наше дело. Это вопрос фана, как ты правильно заметил.
То же самое происходит с вливанием денег в игру. Ты все еще можешь устроить себе «хардкор», добывая все игровым путем. Многие так и поступают, включая меня, когда я вляпывался в фритуплей-проекты. Но, по сути, все твои достижения обесцениваются, когда ты понимаешь, что достичь этого, во-первых, можно за секунду через магазин, а, во-вторых, все это есть у половины игроков.
Не думаю. Победить во дворе и победить на Чемпионате Европы (эх...) — разные вещи. Отношение к игрокам, проходящим рейды на разных уровнях сложности будет сильно разным.
Нарисовать пять разных предметов проще, чем нарисовать пять разных рейдов.
Потому что существенным изменением времен LK стало введение «промежуточных» рейдов, которые сильно уменьшали потребность в фарме. А еще Tier шмотки за баджи. Появилась реальная возможность не слишком напрягаясь в хардмодах иметь вполне достаточную для рейдов экипировку. В частности перед ЦЛК был относительно простой рейд «Испытание», причем в 10ppl версии вообще простой, хотя экипировка и была похуже. Опять же относительно простое «Рубиновое святилище».
Ну а тем, кто и с этим всем не мог пройти ЦЛК был в помощь бафф, который от недели к неделе становился все сильнее. Т.е. пройти (в смысле посмотреть) не смогли только самые ленивые и неорганизованные группы.
То же самое можно сказать о замках в L2. Один раз захватить его — не вариант. Его нужно удерживать. Нулевые сектора в EVE тоже недостаточно просто посетить, в них нужно жить, чтобы ты считался топ-игроком. Понятно, что речь не идет о «заглянуть один раз» во всех этих случаях.
Или не вполне понял чего написал/
ЛФР — рейд, рейд облегченной сложности, часто проходится без общения — и тот не все боссы в начале тира.
Аналогично ЛФГ, как нормалы, так и героики. Вдобавок после введения минимального отбора (прохождения тренировочной арены на серебро, скалирующееся в зависимости от шмота) феерических криворучек в лфг героиках в дреноре ощутимо меньше.
Режим испытаний вообще классная вещь и еще как требует общения.
В ЛФР нет такого отбора, и феерических балбесов там овердохрен.
А вот с начала тира даже обычный рейд — вообще без общения и координации — хрен ты пройдешь хоть кого.
Вот не надо опускать близзов за плохие рейды и инсты — они там объективно хороши.
Проблема как раз в том социализация убита везде КРОМЕ рейдов… ну и может еще арен и рейтинговых полей боя…
ЛФР не требует общения, а нормальный рейд требует? Так это по-своему хорошо — казуалы поиграли ЛФР и успокоились, а нормальные игроки собирают рейды, находят друзей и гильдии.
Во только возможность и места для соцгеймплея порезаны по самую шею.
Те кто не хочет — вместо лфра пойдет — ловить рыбу в гарнизоне или прокачивать питомцев.
казуал как раз тождественнен нормальному игроку (casual — обычный).
И лфр не для казуалов, лфр как основной тип рейдов, для криворуких крабов или непонятно что делающих в мморпг так называемых ультраказуалов привыкщих к мобильным играм.
Я -то, кстати не говорю что это хорошо, как раз наоборот.
На ностальриусе больше 2-х мобов даже твоего уровня — была гарантированая смерть. И до хрена квестов на мобов где они кучковались, и крайне много народа на одном сервере.
И постоянные объединения игроков и хорошим тоном считалось полечить оббафать и помочь игроку проседающему под мобами, именно из-за того, что ты знал как это неприятно улететь на возрождение…
Вот, кстати, еще один вопрос без ответа. Какого хрена игроки размазаны по такому количеству серверов
ГДЕ ММО? Где массовость? Ушла и даже вернутся не обещает…
Да ЛФГ для того же. Волшебная кнопочка. Просто когда инсты тяжелые, то рандомные люди с высокой долей вероятности вызывают море негативных эмоций. Ставится вопрос: оставить так, как есть, или упростить все в салат так, что координация просто напросто не требуется и инст проходится чуть ли не без танка, агрятся по три пака и без остановок все это паравозится под пиво, с альтабом и на пофиг. Отрицательных эмоций нет — профит. Проблема только, что и положительных эмоций нет и не будет в таком болоте. Становится скучно и ты уходишь.
— +
— +
Вот и все общение, которое было у меня с игроками в подавляющем большинстве случаев до сбора. Общение как раз начиналось в подземелье. Так как без общения там было слишком тяжко. А оттуда уже возникали связи на попытках, поте и так далее.
Не помню когда, кажется в Личе, еще до лфр, был такой этап, когда был инструмент поиска группы и рейда вручную. Вот это было полезно и очень активно использовалось, но быстро сломалось, и о нем забыли )
Собственно во всяких сессионках, которые есть суть выжимка из рейдов ВоВ, народ так себе статики и находит.
Другое дело что да, появилась возможность играть вообще ни с кем не общаясь.
Нужно было остановиться на том варианте, который был недолго опробован Близзард, но почему-то не прижился. Он как раз был удобен для сбора группы без спама в чат, там можно было сразу написать требования к игрокам и кто вообще нужен. Если к этой системе прикрутили бы межсерверность, вообще было бы прекрасно. Тогда сохранилось бы общение и связи. Но Близзард почему-то отказались от этого варианта, значит были причины.
Что сейчас делать? Да ничего, ВОВу в таком виде уже ничего не поможет.
Так вот не надо было подтягивать. Это проблема не кнопки, а тех, кто принимал решения подтягивать контент под тех, кто горит, когда кнопка не приносит желаемого результата. Притом, я не сказал бы, что обычный спам в чат чем-то отличается от этой кнопки, так как ту же гору в ваниле я пытался две недели пройти с рандомами, пока у нас не собралась хорошая компания.
Не согласна. Группа, собранная вручную, гораздо терпеливей, они пришли за конкретной целью и не хотят тратить время на новый поиск, также включаются репутационные вещи, если это внутри сервера. Опять же, возвращаясь, — сбор вручную позволяет завязать знакомства и отношения, если собралась, как ты говоришь, хорошая компания, именно ее ты пригласишь потом.
Также не стоит забывать о гильдиях. Сейчас они стали практически бесполезны, именно по причине, что ты всего можешь добиться сам, пика эта ситуация достигла сейчас в Дреноре с появлением гарнизона — никто никому не нужен, вообще. Игру целенаправленно развивают в сторону увеличения разнообразия соло занятий и облегчения игры в одиночку. После перерыва в год, я за две недели оделась полностью для лфр просто буквально подбирая эпики с земли, я просто в шоке, честно ) И для этого мне не понадобился никто, и не понадобится и далее, если я захочу смотреть рейд. Это катастрофа для ММОРПГ.
ps хотя, справедливости ради, да, для рейдов вне лфр конечно нужны контакты, но только для них, и это неправильно.
Выглядит так:
Только связи не завязываются, так же как и с кнопкой — прошли и разбежались.
Сейчас уже совершенно другая ситуация и причины этого явления. Мне кажется, что люди просто привыкли уже относиться к другим, как к мобам.
Вооот, лфг объективно удобнее, да, особенно когда систему ручного поиска надолго сломали ) Ведь ее только недавно вернули, вроде.
Могу сказать лично мою мотивацию. С каждым аддоном игра меняется в очень многих аспектах, и механики, и абилки, расы, локации и тд. Единственный аддон, который я не видела — это классика, и это интересно посмотреть, поиграть именно в ту игру которую я, как и большинство игроков, просто не застала. Какая ностальгия?? При чем тут она вообще?? Это другая игра — не лучше, не хуже — другая. И выпустить ее — не значит признать, что то, что было после нее, плохо, это значит привлечь людей, которые ее не видели, то есть выпустить для большинства новинку.
«Blizzard всегда нравилась идея сделать классический сервер». Нравилась. Всегда. Окей. :)
Применительно к ситуации Близзард, не понятно, как вообще патчить клиент и сервер. Т.е. в любой произвольно взятой версии будут баги, пофикшенные (или нет) в более новых версиях. Опять же не ясно, как развивать такие сервера, т.е. это будет прогрессия от классики к современности, или это будет сервер классики, сервер бк и т.д.? Но даже в таком случае, ведь даже в рамках одной эпохи были контентные патчи, существенно менявшие расклад.
С моей точки зрения Близзард сделал громадную ошибку, вот так взяв и закрыв Nostalrius. Возможно им стоило взять команду «под крыло» (лучше даже не официально), подсадить их на оплату лицензии и позволить им делать то, что они делают. Сами Близзард сделать это не в состоянии, с них совершенно другой спрос и с точки зрения качества, и с точки зрения поддержки.
Прямо в этой теме у нас на глазах, как по мне, совершенно жуткая ситуация с качеством самого сервиса и с работой службы поддержки были признаны «прекрасными». Так что я искренне не понимаю, о чем ты. :)
Т.е. по вашему ожидания пользователей условно-бесплатного пиратского сервера ничем не отличаются от ожиданий пользователей сервиса пусть и относительно недорогого, но платного?
И уж конечно качество сервиса и технической поддержки у них совершенно одинаковое. Аптайм серверов, скорость восстановления после серьезных сбоев, частота этих самых сбоев. Время реакции на обращение в техническую поддержку, качество решения вопросов, находящихся в компетенции саппорта.
Что касается прогресс-серверов. Это возможно, если прогресс будет происходить в том же порядке, в каком он происходил исторически. Т.е. если все обновления будут происходить инкрементально, и патчи на сервере будут совпадать с патчами на клиентах. При этом старые баги будут фикситься именно в том порядке, в каком они фиксились исторически.
Если хочется современный клиент, но (условно) старый сервер, в плане механик и взаимодействий, то есть хорошие шансы получить в лучшем случае L2C. В любом случае любые изменения в коде потребуют отвлечения персонала из основной команды или найм нового персонала, и тут начинаются стандартные отмазки Близзард.
Я уже высказывался выше, что считаю хотелки классического сервера попытками некоторых игроков войти в одну и ту же реку, вернуться в период, когда трава была зеленее, а деревья выше. И я не думаю, что такой спрос достаточно платежеспособен, чтобы сделать прибыльным проект классического сервера на протяжении нескольких лет с тем уровнем издержек, который имеет Близзард.
Не знаю. Нужно спросить тех, кто был клиентом Nostalrius. Часть технических решений у них явно выше, чем у Blizzard. Выше в роликах это продемонстрировано.
А существующие прогресс-серверы разных ММО, на твой взгляд, устроены именно так? И играл ли ты на таком сервере?
Хм… у Everquest и Runescape, насколько я знаю, не было никаких проблем с этим. А L2C получилась халтурой, согласен. Потому что изначально мы думали, что вместо манора, катакомб, рыбалки и других упраздненных механик появятся другие, как переосмысление. Но этого не произошло.
Другими словами, высмеянное уже не раз «На самом деле, вы не хотите классический WoW»? :)
А на хотелки типа «почему вы изолируете ру-вкладку, нам играть не с кем» техподдержка в принципе не может разрешать, для этого надо пробиться через обезъянок со справочником на уровень, где принимаются решения. Основной действенный способ это сделать — раздуть шумиху в прессе. И в итоге это все же было сделано, с учетом всей бюрократии в большой компании.
Говорить об остальном не вижу смысла. Я наигрался в Варкрафт и никакие ужимки и прыжки с их стороны не вернут меня обратно. Тем более, когда речь идет о перезапуске 100500 раз разобранного во всех базах контента.
Опять же, WoW давно перестал быть для Близзард серебрянной пулей и основным добытчиком бабла. От пиковых 12 млн подписчиков не осталось и следа, выпущена куча других продуктов. Вот уже и кинематографическая вселенная стартовала.
Платежеспособный спрос на ностальгический сервис не кажется мне способным окупить дополнительные телодвижения, а репутационные плюсы WoW не особо то и нужны.
Эм… мыло и мачало? :) Ави, ну, ты же читал эту тему. Даже здесь были цитаты, демонстрирующие, что мы не имели никаких претензций к службе поддержки по поводу изоляции ру-групп, говорили об этом прямо и обращались с этим вопросом именно к разработчикам. Здесь также объяснялось, что к вопросу изоляции групп мы пришли через попытку разобраться, что происходит, несмотря на ложь со стороны службы поддержки. Пожалуйста, не ленись и прочти хоть что-то из этой истории, прежде чем выносить вердикты.
Это нормальный подход до тех пор, пока ты не начинаешь говорить, что «и вам оно не нужно тоже, потому что я наигрался и меня не вернуть».
Как будто это что-то плохое.
У меня вот ностальгии, ну не играл я ни в классику, ни в бк, ни в личе…
Дренор первый аддон который ассоциируется с «неинтерссно» одного лысого эльфа.
Скука смертная, кроме рейдов.
НУ потыкал палочкой в современный ВоВ еще месяц после смерти Носта. СКУУУУУЧНО.
Поискал-потыкал в версии 1.х сервера «Бог Времени» — сразу повеслее. НУ наверно я такой неправильный, у кого смерть Носта снесла напрочь розовые очки от Близзард…