Эта часть моего рассказа о поиске своего дома среди звезд может показаться вам необычной. Мы говорили о структурах, об их предназначении, об эмоциях, которые они вызывают. В прошлый раз я остановился на наших ожиданиях от механики обновления Dominion. Но дом – это не только оболочка, не только план комнат и вид из окна. Чувство дома рождают люди, с которыми вы его разделяете. Поиск дома – это еще и поиск людей, с которыми ты хочешь жить.
К моему большому сожалению, в последнее время в контексте ММО все громче звучит довод «это просто игра», и все тише мысль о том, что «это что-то большее». Иногда я чувствую себя умирающей моделью Nexus 6. Хочется произнести «I've… seen things you people wouldn't believe…» и отчалить. Но то, что я видел, то, что я переживал, то, что я обсуждал со своими друзьями и что слышал от своих друзей, заставляет меня верить в то, что виртуальные миры могут быть чем-то большим, чем просто убийство вечеров на протяжении многих лет. Они могут быть разновидностью поиска дома.
Итак, покинув UNL, большинство из нас уже не мыслили о возвращении назад, в Империю. Это, прежде всего, трансформация сознания. Мы начали обсуждать, что делать дальше. С момента, когда происходили эти события, уже прошло шесть лет, так что некоторые внутренние архивы с перепиской можно обнародовать, хотя кое-где имена придется затирать черной краской, чтобы лишний раз не задеть людей. Здесь я приведу большое высказывание одного из нас, чтобы вы поняли, какими мыслями был сдобрен наш поиск.
***
Не могу скрыть, что факт нашего ухода из УНЛ радует меня безмерно. Не только потому, что вся ситуация, результатом которой он стал, просто подтверждала мои опасения. И не только потому, что мне было всегда безмерно жалко усилий, затраченных Атом и Рыжем (не скажу впустую, но, скорее, это было похоже на метание жемчуга перед свиньями), а потому, что ситуация, когда уйти можно «с легким сердцем», понимая, что сделал всё, что мог — едва ли не самый благоприятный исход подобного конфликта. Потому как «не вливают молодого вина в мехи ветхие». Мне не верится, что в данной ситуации возможен был благоприятный исход. Что мне хотелось бы отметить, так это то, что нашим деятелям альянсового уровня (это без иронии) не хватало понимания собственной ценности и значимости. Ценность 7С в альянсе была не в глиттере и не в КТА, ценность 7С в альянсе была в деятельности Ата и Рыжа (извините, если кого-то забыл), потому как люди, готовые тратить время на шевеление мозгами в пользу альянса – это наиболее ценный ресурс из представленных в Еве. Поэтому было немного странно видеть, когда Ат комплексовал по поводу нехорошей явки на КТА, это, конечно, не подкрепляло продвигаемой на уровне альянса идеологии, но в то же время нужно трезво оценивать и понимать цену своей работы.
Итак, основной ресурс любого он-лайн проекта есть активность людей. При этом не имеет абсолютно никакого значения количество скиллов, материальное положение, количество альтов и так далее. Имеет значение только степень активности, степень хотения делать что-либо в рамках этого проекта. Исходя из этого, можно просто и четко сформулировать то, на что должна быть заточена идея Альянса (это мы плавно переходим к планам на будущее). Идея Альянса должна добывать максимальное количество Основного Ресурса. Проще говоря, идея должна быть, и должна быть такой, чтобы привлекать максимальное количество игроков.
В чем же должна быть идея альянса для нас? Вероятно, идея должна быть такой, чтобы привлекать максимальное количество адекватных близких по духу игроков, поскольку мы продвинулись немного дальше в понимании строения альянса, чем общепринятая схема, и понимаем, что нам не интересно создать просто ещё один русскоязычный альянс.
Здесь мне хотелось бы высказать некоторые соображения по поводу вынесения на альянсовый масштаб идей, реализованных в нашей корпорации. 7С уникальна, это нужно осознавать. И как некий непременный атрибут 7С – это маленькая корпорация. Маленькая по количеству персонажей, по масштабу производства, по количеству КТА-пилотов, но не маленькая по значимости и активности. Эти два атрибута – следствие того, что 7С — единая команда, которая не может быть слишком большой, потому что распадется, и не может быть незначительной, потому, что состоит из неравнодушных. Это нужно понимать, ценить и не стыдится этого. Те идеи, которые выносились в альнсовую среду из недр 7С, во многом базируются на наших принципах. А принципы 7С имеют не совсем альянсовый масштаб.
Попытаюсь раскрыть мысль. Представим альянс, состоящий из корпораций, целиком или почти целиком разделяющих принципы, заложенные в основу 7С. Эта картина утопична не только потому, что сложно реализуема, а потому, что если разобраться в 7С, мы поймём, насколько сильно у нас всё замешано на личном отношении. 7С в силу своих принципов не может быть обезличен. 7С — это набор личностей, составляющих команду. Поэтому, если мы не можем клонировать хотя бы половину команды, мы никогда не найдём корпорацию, похожую на себя, с которой при этом у нас будут похожие взгляды на игру, и с которой мы сможем составить альянс (то есть даже если первые два пункта маловероятны, то последний уж слишком маловероятен).
Хорошо, из этого следует простая мысль – в альянсе будут разные корпорации, как в команде есть разные люди. Однако должны же быть некие общие пункты, которые связывают их воедино. И тут напрашивается мысль, что нужно генерировать эти принципы из принципов корпорации, и тогда критерий будет выделять близких по духу. Вот тут у меня есть некоторое возражение тому, что я вижу в идеях Ата. Принципы 7С в общем и целом основаны на логике. То есть, как конечный довод, мы апеллируем к разуму. Например, заставлять ходить на КТА нелогично, потому, что в игру все пришли по своей воле (может пример некорректный и неправильный, но, я думаю, общая идея будет понятна).
И в данном случае, если иррациональное эго (имя закрашено) может на достаточно высоком интеллектуальном уровне выразить своё недовольство, то иррациональное эго (имя закрашено) выразит примерно то, что можно читать сейчас на форуме еве-ру. Рациональный довод принимается человеческой природой крайне сложно. И тут ещё примешивается то, что человек, который находится уровнем ниже проведения логической цепочки этого довода, никогда его не примет в силу непонимания. А находящийся уровнем выше просто будет бунтовать в силу понимания, потому что хочет, чтобы 2+2 не равнялось 4. Идея же всей этой тирады заключается не в обличении постулатов разума и логики, а в призыве иначе взглянуть на возможность построения принципов Альянса.
Помню, Ат как-то давал ссылку на цитату от какой-то корпорации, которая основной целью игроков ставит «стать лучше», так вот, на мой взгляд, подобная идея в большом масштабе более перспективна, и может быть также приведена в рамки, которые позволят нам сформировать критерий и Идею альянса.
Пришло время коснуться ещё небольшой детали. Даже создав свой альянс, на первом этапе мы вынуждены будем искать себе место во вселенной, заинтересовав в себе какого-нибудь сильного дядю, который позволит нам пожить на каком-то кусочке вселенной. В этой связи нужно четко понимать, почему мы можем заинтересовать кого-либо собой, и кого именно. Нужно понимать, что здравомыслящий человек не будет оценивать вновь созданный альянс по количеству «мемберов», а оценить по активности, то есть качеству, игроков физически не сможет. Поэтому оценке в первую очередь будет подвергаться Идея Альянса. Потому как она, для внешнего наблюдателя, является не более чем бизнес-планом для добычи Основного Ресурса. Как итог, нам нужен большой сильный здравомыслящий дядя, который оценит гениальную идею, которую мы придумаем.
25 мая 2009, 01:36
<Продолжение следует>
37 комментариев
Достаточно «старый» персонаж (а мы к тому времени все уже были с персонажами по 3+ года) может без всяких практически усилий заработать сотни полторы миллионов за пару часов гоняния 4х миссий в импе. Говоря предметно — вам хватит на плекс и ещё останется миллиард. Это если совсем вяло. Если чуть напрячься — я за месяц на джамп фрейтер нафармил таким манером, в своё время. Т.е. деньги вообще не вопрос. Они вам легко доступны в гораздо больших количествах чем реально надо.
Я к чему — чего с этими деньгами делать то? Есть их что ли? Деньги сами по себе — фиговая цель. А BX, опять же, кроме денег ничего не дает. Норка, как АТ очень точно сказал. А хочется, может даже подсознательно, не только денег. Какой-то игры не только на пользу своего или корпоративного кошелька.
Экономическая деятельность в ММОРПГ — это самостоятельный вид деятельности, интересный сам по себе, а не как промежуточный этап к чему-то.
То есть, накопление капитала в ММОРПГ — это не подготовка к ПвП или к чему-либо еще — это самодостаточная цель, вершина.
Цели в ММОРПГ у всех игроков разные. Играют ради ПвП или общения или доминирования. И, например, на вопрос «Ради чего ты занимаешься ПвП?» Вполне могут ответить — «Ради ПвП». Им этот процесс интересен сам по себе.
Точно также и мне процесс накопления капитала в ММОРПГ интересен сам по себе. Тем более, что в Песочнице с развитой экономической системой — он действительно интересен.
Чтобы мой капитал имел реальное влияние на мир игры.
Поскольку экономика в нормальной ММОРПГ — это не миниигра, а часть большого мира.
Буквально это означает примерно следующее.
На свой капитал мне хотелось бы покупать звездные системы у других игроков или альянсов. Нанимать наемные отряды ПвПешеров. Проводить шпионаж и диверсии. Разумеется — влиять на рынки. А в конечном итоге — построить торгово финансовую империю, какой например была в свое время Венецианская республика.
То есть, мне хотелось бы, чтобы деньги, игровая валюта в ЕВЕ или какой-либо еще ММОРПГ были самостоятельной силой. В настоящий же момент такой самостоятельной силой являются только боевые дружины игроков- ПвПешеров.
Но игроки, любящие экономическую деятельность, есть и их немало. В ЕВЕ, ЛА2, других играх полно тех, кто фармит, торгует и всячески «крабит».
Я сомневаюсь, что все эти игроки каребиры крабят только ради ПвП или с целью «одеть товарища». Для многих интересен сам процесс.
Так что экономические ММОРПГ, думаю, будут востребованы.
Даже ПвП, если оно направлено на получение прибыли (пиратство, завоевание богатых территорий, служба наемником) — экономическая деятельность (совмещенная с военной).
Другое дело, что у экономической деятельности в ММОРПГ существуют «уровни».
Применительно к ЕВЕ.
К высоким уровням экономической игры, требующим мастерства и знания, я отнес бы: торговлю, производство (разумеется, рентабельное) и логистику.
К средним уровням — заработок на боевых плексах в нулях и вторжениях санши.
К низкому уровню — фарм аномалек и прохождение миссий нпц агентов 1-4 уровня в хайсеке.
Да и в любой игре, та экономическая деятельность, которая предполагает доскональное знание механик игры, хорошую организацию процесса заработка, встройку в экономические цепочки, ориентацию в вопросах спроса/предложения и рентабельности производства — относится к высокому стилю игры.
Низкий стиль предполагает только «встал на одном месте и луплю непись».
Замете, что и тут я не занимаюсь самопиаром и оправданием своего стиля игры. Поскольку стараюсь судить обо всем максимально объективно, не взирая на лица, даже на свое собственное))
Ну это же замечательно! Значит у меня есть для чего играть в ЕВу.
Я понимаю, что такое накопление может быть каким-то видом медитации. Но все же мне кажется, что до тех пор, пока в игре не изобретут возможность купаться в деньгах в духе Скруджа, они все равно будут средством, а не целью. Опять же «видом деятельности» зарабатывание денег вполне может быть. Это не спорит с тем, о чем говорю я. Но зарабатывание некой круглой суммы игровой валюты без попытки ее реализовать для воплощения какой-то пускай самой сумасбродной мечты, это что-то очень и очень странное. Оставляя право каждому поступать очень и очень странно, я точно так же оставляю за собой право оценить такую модель поведения. :)
То есть это правда — капитал не бассейн с золотыми, в котором можно купаться. У капитала должно быть практическое применение.
Только это не отменяет того факта, что накопление капитала это не промежуточная, а конечная цель.
Капитал копят не для того, чтоб в один прекрасный день его растратить. Капитал — это рычаг влияния на мир. Если ты его растратишь, то потеряешь этот рычаг.
На практике это означает, что я зарабатываю в ММОРПГ капитал, чтобы влиять на мир игры и через это влияние еще больше увеличить свои доходы.
У тебя нет этого даже в планах — разбить свой автомобиль. Он тебе нужен для того, чтоб возить на нем товары и зарабатывать на этом деньги.
Грузовик — твой капитал. Деньги, которые ты берешь за перевоз товаров — твой доход с капитала. Если ты в одно прекрасное утро потеряешь свой грузовик, то лишишься доходов. Таким образом «кокать» автомобиль ни в коем случае нельзя.
Точно так же и с капиталом — капитал прежде всего средство заработка и влияния. Растрачивать его ни в коем случае нельзя, иначе останешься и без капитала, и без заработка с влиянием!
Грузовик — это средство. Средство получения дохода. Доход — это тоже средство. Средство обеспечения себя какими-то благами, которых без денег ты не получишь. И это пример, разумеется, не имеет никакого отношения к игре. По определению.
Капитал — средство заработка и влияния.
Правило универсальное, что для реальной жизни, что для игр. По определению.
Странно, что мне приходится это объяснять и притом так долго, это же не сокровенное знание, а азы бизнеса и экономики.
Богатые люди, обладающие капиталом, никогда и ни при каких обстоятельствах его не тратят. Просто по тому, что если они растратят свой капитал, то из богатых превратятся в бедных.
Все действия с капиталом, при котором казалось бы он растрачивается, на самом деле направлены на увеличение капитала.
По тому, что действительно — капитал это инструмент по зарабатыванию денег и проедать этот инструмент ни в коем случае нельзя. Иначе нечем денег будет зарабатывать.
Это все я написал по тому, что мне показалось, ты ожидаешь, как в один прекрасный момент капитал будет расстрачен Однако если я растрачу свой капитал — на этом и игре конец! Моей экономической игре.
Кроме того, я хочу, чтоб ты понял — что в экономической игре (не важно в ММОРПГ или на реальной бирже) любые действия, в которых используется капитал, направлены на увеличение капитала!
А то что инструментом капитал становится в момент когда его тратят это мы как бы не замечаем. Не важно инструментом умножения этого капитала и тогда это называется инвестициями. Инструментом поддержки безопасности капиталовладельца и тогда это называется налоги. Или даже инструментом покупки хорошей жизни и тогда это называется промотать.
Капитал который не тратят не существует это называется выпавшие активы и считается очень плохим признаком как среды (почитать напирмер мнения экономистов о деньгах под матрасом) так и владельца (почитать например скупого рыцаря ;-) )
То есть цель у тебя есть?
А, нет, показалось. Извини.
Чтобы мой капитал имел реальное влияние на мир игры.
Вот для чего мне нужна виртуальная валюта, а отнюдь не для медитации.
Не согласен.
В ММОРПГ деньги тоже позволяют поддерживать комфортный уровень игры. В ЕВЕ, например, купить дорогой корабль, дорогие модули, арендовать систему, не заботиться о тратах в ПвП, поскольку эти траты для тебя — копейки, не выбирать, где цены подешевле, а купить то, что нравится — сразу, ну и т.д.
А в дальнейшем в ЕВЕ игровая валюта потребуется для найма нпц полиции, полного апгрейда домашней системы, строительства многочисленных структур.
Возможно, игровая валюта позволит даже нанять живых игроков или купить целую констелляцию. Вот Редрик написал, что такие возможности в ЕВЕ всегда были.
А, ну, вот, да. Цель нашлась. Извини, не заметил. Привык читать только то, что выделено жирным шрифтом. ;)
Я думаю, это очень странный разговор «а чего достиг ты?». :) Каждый играет в своем темпе и со своими целями. Тут никому не получится кого-то особо впечатлить.
тут скорее можно вспоминать инвестиционных игроков современности и скупых рыцарей более раннего времени.
Хотя общий смысл о том, что дом — это там где тебе хорошо и где находятся люди с которыми хочешь проводить время, мне понравился.
То есть вы абсолютно серьезно считаете, что шесть лет назад на форуме я писал сам о себе в третьем лице? :)
«7С уникальна, это нужно осознавать.»
«Представим альянс, состоящий из корпораций, целиком или почти целиком разделяющих принципы, заложенные в основу 7С. Эта картина утопична не только потому, что сложно реализуема, а потому, что если разобраться в 7С, мы поймём, насколько сильно у нас всё замешано на личном отношении. 7С в силу своих принципов не может быть обезличен. 7С — это набор личностей, составляющих команду»
Я об этом. Учитывая что сказано это в контексте конфликта в али, одна из сторон говорит о своей исключительности и о том что остальные не так хороши как 7С. Я это так увидел, если я ошибаюсь поправьте, так как я не в курсе самого конфликта.
Ну, и, наконец, так как это цитата, и главное в ней совершенно точно не приведенное вами, то из цитаты эти части очень сложно выкинуть, даже если захотеть — это часть общей логической конструкции и рассуждений.