Сколько раз за свою игровую историю вы слышали фразу «Я уже вырос из MMO»? Если вас, как меня, она расстраивает и немного намекает на то, что мы-то с вами не выросли, в отличие от собеседника, давайте поговорим на эту тему. Тем более, что она чуть ли не краеугольная для нашего проекта, сознательно ориентированного на взрослых людей, любящих MMO-миры.
Любое «взросление» обычно означает расставание с иллюзиями. В случае с ребёнком — это неизбежно. Он ведь весь мир познаёт от простого к сложному. Но в MMO многие из нас приходят вполне сформировавшимися личностями. Так что я убеждён в том, что попадание в какие-то иллюзорные ловушки, выход из которых часто и называют «взрослением», это не результат какого-то неизбежного процесса, а осознание ошибок, которых можно было изначально избежать.
Главный источник таких ошибок, по-моему, находится в самой природе MMO. На наши действия, решения и ценности здесь непосредственно влияют другие люди. Приходя в игровое сообщество, мы становимся его частью. А вот остаёмся ли собой — главный вопрос к любому человеку, считающему себя взрослым, то есть некой автономной и независимой личностью, которой никто ничего указывать не может.
По здравому рассуждению, конкретному человеку нравится конкретная деятельность, и он оборачивает эту деятельность в «богоугодное дело», даже если в рамках этого дела убил вас и обобрал до нитки. Если что — это не он. Это боги такого хотели, потому что дали возможность. И вы, как взрослый, независимый человек, действительно на это готовы купиться?
Старая история. Но не старше, чем любые другие нормы поведения в конкретном социуме. Уверен, ни один разработчик не желал, чтобы вы сидели в игре восемь-двенадцать часов. Да, они сделали мир, который функционирует круглосуточно, чтобы вы могли прийти в него, когда вам удобно. И да, косвенно это означает, что вас оттуда силком никто не выставляет. А так как сессия бесконечная, вы можете от этой бесконечности откусить сколько сможете. Но…
Демонстрация успеха в жизни — такая же модель разрушительной «гонки вооружений», как и демонстрация игровых успехов. Напомню, что в любой «гонке вооружений» каждый старается превзойти другого, не потому что ему нужна эта ставка, а потому что так он перебьёт ставку «противника». И главным следствием любой такой гонки становится обоюдное навязывание всё больших расходов на её поддержание.
Игра, безусловно, в большинстве случаев содержит в себе соревновательный момент. Социальная среда содержит его в ста процентах случаев. В ней мы находимся в общей системе координат, где отметками становятся другие люди и их положение. Это соревнование подстёгивает нас, но легко может и подчинить. Так зачем доводить до этого? Достаточно ещё на берегу понять, что, скорее всего, вы не сможете соревноваться с людьми, готовыми на жертвы, из которых потом обязательно «вырастут», откровенно перегорев у вас на глазах. Если эти люди хоть немного вам небезразличны, вам будет сложно не сочувствовать им. И в этой ситуации проще всего в качестве крайнего выбрать конкретную MMO или целый жанр. Хотя все решения были приняты конкретным человеком или стали следствием местных социальных норм, которые поддерживали и вы в том числе.
Если поиск нужного коллектива — это часть личного усиления в соревновании, тогда полученные благодаря коллективу новые возможности будут важнее комфорта общения. Хотя это явный обмен, по-моему, его неправильно видеть как противопоставление, где придётся выбрать что-то одно. Но, в любом случае, на общем спектре придётся выбирать свою субъективную точку. И ответственность за этот выбор будет на вас. Не на MMO, из которой вы, возможно, потом решите вырасти.
Здесь самое время снова напомнить о том, что в социальной среде, особенно с элементами соревнования, вас прямо или косвенно будут брать на слабо, убеждать в ошибочности вашего выбора, в ничтожности ваших достижений, в непригодности ваших принципов. Сказать, что хотя бы часть из этого не будет правдой, всё равно что утверждать, будто мы не можем ошибаться или делать вполне осознанный обмен тех же достижений на внутренний комфорт. Но принимать это всё близко к сердцу можно только тогда, когда такие слова будет совпадать с вашими внутренними рассуждениями. Иначе это чистый конформизм. В остальном я бы предложил подумать в таком ключе: хотите ли вы иметь ещё одну работу или хотите найти людей, с которыми вам приятно проводить свободное время.
Увы, не раз я сталкивался с ситуацией, когда люди даже в нашей команде искренне считали, что базовой совместимости достаточно, а дальше — это просто игровая помощь друг другу, и, находясь в натянутых отношениях, можно их сохранять. Здесь мы не находили понимания. Моё нежелание поддерживать натянутые отношения интерпретировались как угодно, но не так, как я пытался объяснить — я просто не смогу приходить туда, где меня будут ждать люди, косо на меня поглядывающие, имеющие претензии, которые мы так и не смогли разрешить. Это простое желание проводить время только с приятными мне людьми. И того же я желаю людям, для которых по каким-то причинам неприятен я сам.
Забывая о том, что у других есть семья, друзья, другие увлечения, мы невольно можем начать исключать эти вещи и из своей жизни. Делать такое — всё равно что начать собирать бомбу с часовым механизмом под увлечением MMO.
Я очень радуюсь, когда в MMO играют люди, находящиеся в ближайших отношениях друг с другом: пары, родители и дети, близкие друзья. До сих пор считаю это идеальным вариантом для настоящего увлечения MMO не в ущерб реальным отношениям, а наоборот — развивающие и укрепляющие их. Но такие идеальные варианты не всегда возможны. Поэтому нужно оставлять пространство и возможности для реализации этих отношений не формально, а на всех уровнях, чтобы люди реально чувствовали ту естественную свободу, которая у них была до прихода в MMO. Очень просто невольно сплести паутину недосказанных обязательств через всякие «но», в которой, вроде бы, каких-то жёстких требований нет, но. Не заставляйте людей выбирать между реальной жизнью и MMO изначально, а то ведь они рано или поздно выберут, и скажут всё, что они думают об MMO. А вы как бы и ни при чём, но от очередного «выросшего» друга только больше тоски.
Хотя я говорю «повезло» так, как если бы подбрасывал монетку или открывал какие-то счастливые лутбоксы, а не выстраивал изначально такую стратегию, при которой, к примеру, моей жене было бы приятно играть в MMO не меньше, чем мне самому, можно было бы позвать сына-подростка в команду или радоваться, когда к нашей компании присоединилась жена моего друга. В нашем коллективе никогда не было никакой формы принуждения, требований к скиллу или планок соревнования, которые вынуждали нас идти на жертвы, несовместимые с нормальной жизнью или приёмом любого симпатичного нам человека. При этом мы практически не играли в парках. В основном — в песочных MMO, где вокруг нас были куда более успешные в игровом смысле компании.
Мы не выстраивали какую-то супер-успешную команду и не пытались впечатлить незнакомых нам людей, которые всё равно написали бы что-то нелицеприятное, двигая нас на общей системе координат пониже через откровенную дискредитацию? Пока это никого в команде не беспокоило, всё отлично. А главное — никто не вырос из MMO, не устал и не перегорел. Значит, что-то мы делали изначально правильно. Хотя я не утверждаю, что это единственно верный путь. Просто о своём я не жалею. Чего и вам желаю.
Любое «взросление» обычно означает расставание с иллюзиями. В случае с ребёнком — это неизбежно. Он ведь весь мир познаёт от простого к сложному. Но в MMO многие из нас приходят вполне сформировавшимися личностями. Так что я убеждён в том, что попадание в какие-то иллюзорные ловушки, выход из которых часто и называют «взрослением», это не результат какого-то неизбежного процесса, а осознание ошибок, которых можно было изначально избежать.
Главный источник таких ошибок, по-моему, находится в самой природе MMO. На наши действия, решения и ценности здесь непосредственно влияют другие люди. Приходя в игровое сообщество, мы становимся его частью. А вот остаёмся ли собой — главный вопрос к любому человеку, считающему себя взрослым, то есть некой автономной и независимой личностью, которой никто ничего указывать не может.
Разработчики ничего такого не хотели
Понятно, что разработчики конкретного мира — это его боги. От них зависит многое. Но, во-первых, далеко не всё, а во-вторых — они, как правило, крайне редко прямо раскрывают свои намерения, лежащие за пределами расплывчатого «за всё хорошее против всего плохого». Вместо них чаще действуют «жрецы» из числа игроков. Они «читают знаки на небе», умело их интерпретируют и говорят, что действовать нужно так, потому что это игра про… дальше вы знаете, правда? Чаще всего «про PvP», потому что это механика насилия, которую в большинстве случаев можно навязать другому.По здравому рассуждению, конкретному человеку нравится конкретная деятельность, и он оборачивает эту деятельность в «богоугодное дело», даже если в рамках этого дела убил вас и обобрал до нитки. Если что — это не он. Это боги такого хотели, потому что дали возможность. И вы, как взрослый, независимый человек, действительно на это готовы купиться?
Старая история. Но не старше, чем любые другие нормы поведения в конкретном социуме. Уверен, ни один разработчик не желал, чтобы вы сидели в игре восемь-двенадцать часов. Да, они сделали мир, который функционирует круглосуточно, чтобы вы могли прийти в него, когда вам удобно. И да, косвенно это означает, что вас оттуда силком никто не выставляет. А так как сессия бесконечная, вы можете от этой бесконечности откусить сколько сможете. Но…
Не ведитесь на «слабо»
Это ведь известно даже ребёнку — если вас берут на слабо, вами открыто манипулируют. Что там у нас в меню публичных ММО-манипуляций? Например, «первый сервер». Или «первый замок». Или ещё какой «первый» в игре, рассчитанной на годы, если не десятилетия. Вас вынуждают соревноваться в условиях, которые вам в принципе неизвестны. Вы понятия не имеете о возможностях других людей, вовлекающих вас в эту гонку. И вы понятия не имеете о жертвах, на которые идут эти люди. Вы же взрослый человек. Оглянитесь — люди будут рассказывать вам об успехах, а неудачи и собственные проблемы будут тщательно скрывать. Это базовый социальный рефлекс. Неудачами и проблемами мы делимся только с теми, кому очень доверяем и уверены в том, что не упадём в их глазах.Демонстрация успеха в жизни — такая же модель разрушительной «гонки вооружений», как и демонстрация игровых успехов. Напомню, что в любой «гонке вооружений» каждый старается превзойти другого, не потому что ему нужна эта ставка, а потому что так он перебьёт ставку «противника». И главным следствием любой такой гонки становится обоюдное навязывание всё больших расходов на её поддержание.
Игра, безусловно, в большинстве случаев содержит в себе соревновательный момент. Социальная среда содержит его в ста процентах случаев. В ней мы находимся в общей системе координат, где отметками становятся другие люди и их положение. Это соревнование подстёгивает нас, но легко может и подчинить. Так зачем доводить до этого? Достаточно ещё на берегу понять, что, скорее всего, вы не сможете соревноваться с людьми, готовыми на жертвы, из которых потом обязательно «вырастут», откровенно перегорев у вас на глазах. Если эти люди хоть немного вам небезразличны, вам будет сложно не сочувствовать им. И в этой ситуации проще всего в качестве крайнего выбрать конкретную MMO или целый жанр. Хотя все решения были приняты конкретным человеком или стали следствием местных социальных норм, которые поддерживали и вы в том числе.
Проводите время только с приятными вам людьми
Даже у самого неприятного вам человека в коллективной игре будут свои друзья. И они будут друг с другом вести себя совсем не так, как с вами. Любой человек, при хорошем отношении к нему, может проявить себя с лучшей стороны. А совместные действия и пережитые плечом к плечу невзгоды эти отношения укрепляют. В итоге всё сложно — даже случайные коллективы объединяют людей и легко могут формировать дружеские связи, как это происходит, например, на работе, или в институте, или в школе. Но, будучи взрослым и независимым человеком, а не эльфом-лучником восьмидесятого уровня в поисках фентезийного трудоустройства, в MMO у вас всё же есть больше возможностей по поиску тех людей, которые вам изначально приятны. Здесь многое зависит от ваших субъективных критериев.Если поиск нужного коллектива — это часть личного усиления в соревновании, тогда полученные благодаря коллективу новые возможности будут важнее комфорта общения. Хотя это явный обмен, по-моему, его неправильно видеть как противопоставление, где придётся выбрать что-то одно. Но, в любом случае, на общем спектре придётся выбирать свою субъективную точку. И ответственность за этот выбор будет на вас. Не на MMO, из которой вы, возможно, потом решите вырасти.
Здесь самое время снова напомнить о том, что в социальной среде, особенно с элементами соревнования, вас прямо или косвенно будут брать на слабо, убеждать в ошибочности вашего выбора, в ничтожности ваших достижений, в непригодности ваших принципов. Сказать, что хотя бы часть из этого не будет правдой, всё равно что утверждать, будто мы не можем ошибаться или делать вполне осознанный обмен тех же достижений на внутренний комфорт. Но принимать это всё близко к сердцу можно только тогда, когда такие слова будет совпадать с вашими внутренними рассуждениями. Иначе это чистый конформизм. В остальном я бы предложил подумать в таком ключе: хотите ли вы иметь ещё одну работу или хотите найти людей, с которыми вам приятно проводить свободное время.
Увы, не раз я сталкивался с ситуацией, когда люди даже в нашей команде искренне считали, что базовой совместимости достаточно, а дальше — это просто игровая помощь друг другу, и, находясь в натянутых отношениях, можно их сохранять. Здесь мы не находили понимания. Моё нежелание поддерживать натянутые отношения интерпретировались как угодно, но не так, как я пытался объяснить — я просто не смогу приходить туда, где меня будут ждать люди, косо на меня поглядывающие, имеющие претензии, которые мы так и не смогли разрешить. Это простое желание проводить время только с приятными мне людьми. И того же я желаю людям, для которых по каким-то причинам неприятен я сам.
Не пренебрегайте близкими и не ставьте других перед таким выбором
Самая большая и, увы, распространённая ошибка в MMO — забывать о том, что каждый человек в ней реален, и большая часть его жизни проходит за пределами игры. Изнутри игры это, по понятным причинам, не очень заметно — обычно нам не свойственно думать о том, чем занят другой человек, пока мы не пересекаемся с ним. А пересекаемся обычно — в игре.Забывая о том, что у других есть семья, друзья, другие увлечения, мы невольно можем начать исключать эти вещи и из своей жизни. Делать такое — всё равно что начать собирать бомбу с часовым механизмом под увлечением MMO.
Я очень радуюсь, когда в MMO играют люди, находящиеся в ближайших отношениях друг с другом: пары, родители и дети, близкие друзья. До сих пор считаю это идеальным вариантом для настоящего увлечения MMO не в ущерб реальным отношениям, а наоборот — развивающие и укрепляющие их. Но такие идеальные варианты не всегда возможны. Поэтому нужно оставлять пространство и возможности для реализации этих отношений не формально, а на всех уровнях, чтобы люди реально чувствовали ту естественную свободу, которая у них была до прихода в MMO. Очень просто невольно сплести паутину недосказанных обязательств через всякие «но», в которой, вроде бы, каких-то жёстких требований нет, но. Не заставляйте людей выбирать между реальной жизнью и MMO изначально, а то ведь они рано или поздно выберут, и скажут всё, что они думают об MMO. А вы как бы и ни при чём, но от очередного «выросшего» друга только больше тоски.
Не вырастайте из MMO
В этом году исполнилось 15 лет моему увлечению MMO, которое, судя по беглому опросу внутренних систем, не собирается подходить к концу даже на фоне не самой благоприятной ситуации в жанре. Возможно, мне повезло: я пришёл в MMO довольно взрослым человеком, имея любимую работу, другие увлечения, маленького ребёнка и прочие атрибуты взрослой жизни. Я изначально не пытался впечатлить неизвестных мне людей или победить всех. Мне повезло ещё и потому, что вместе со мной MMO увлеклась жена, и, повзрослев, иногда заглядывает ребёнок. Мне повезло найти в MMO настолько близких людей, что мы стараемся проводить даже единственный в году отпуск вместе, а мои реальные друзья давно смешались с изначально виртуальными. Каждый вечер я провожу несколько часов в дружной компании с приятными мне людьми. И я понятия не имею, как от этого можно устать, перегореть.Хотя я говорю «повезло» так, как если бы подбрасывал монетку или открывал какие-то счастливые лутбоксы, а не выстраивал изначально такую стратегию, при которой, к примеру, моей жене было бы приятно играть в MMO не меньше, чем мне самому, можно было бы позвать сына-подростка в команду или радоваться, когда к нашей компании присоединилась жена моего друга. В нашем коллективе никогда не было никакой формы принуждения, требований к скиллу или планок соревнования, которые вынуждали нас идти на жертвы, несовместимые с нормальной жизнью или приёмом любого симпатичного нам человека. При этом мы практически не играли в парках. В основном — в песочных MMO, где вокруг нас были куда более успешные в игровом смысле компании.
Мы не выстраивали какую-то супер-успешную команду и не пытались впечатлить незнакомых нам людей, которые всё равно написали бы что-то нелицеприятное, двигая нас на общей системе координат пониже через откровенную дискредитацию? Пока это никого в команде не беспокоило, всё отлично. А главное — никто не вырос из MMO, не устал и не перегорел. Значит, что-то мы делали изначально правильно. Хотя я не утверждаю, что это единственно верный путь. Просто о своём я не жалею. Чего и вам желаю.
33 комментария
10 лет назад (или уже даже больше времени прошло) и сегодня я играю в WoW совершенно иначе. Сейчас стало для меня важно именно прокачка нашего рейда, а не меня лично. Ряд вещей, за которыми гонялся тогда, стали не важны. Время стало более важным ресурсом и тратить его хочется более качественно. Это все вместе дало другой опыт на том же Личе :)
К сожалению, игроки в ММО вынуждены порой скрывать свои увлечения даже от членов семьи (что довольно трудно). В противном случае они зачастую становятся причиной разлада. В итоге доигрывать, скорее всего, придется в полном одиночестве. Если другие дела, конечно же, не отвлекут.
Но дайте знать, когда средний посетитель курилки и корпоратива будет рассказывать, как создавал государственную валюту, как исследовал глубокое ущелье, как обнаружил зону с пространственной аномалией, как пробивался куда-то с друзьями, а не похрапывал на диване или в лучшем случае следил за чужими приключениями, чтобы потом пересказать то, что все и так видели/читали или могли увидеть/прочитать.
Люблю рассказывать коллегам о своём хобби:) В основном ради как раз такой реакции «А что, о таком говорить можно?» Конечно, мало кто может поддержать разговор, хотя и такие встречаются. Если говорить не про ММО, а вообще про игры — то даже часто. В целом, ситуация точно такая же и с немейнстримовыми фильмами и художественными книгами.
Мне кажется, дело не в том, про что они, а просто про корпоративную культуру. А то в «нормальном обществе взрослых людей» еще принято гнобить людей за внешний вид, образ жизни, семейное положение и в целом за любую жизненную позицию или точку зрения, отличную от точки зрения руководства. Ну то есть не совсем тот эталон, на который стоит ориентироваться. Неприятие ММО в этом плане просто лакмусовая бумажка, которая покажет проблемы в «нормальном обществе». Также, как в случае с неприятием семьей — проблемы-то на самом деле в семье. Не будет ММО, они всё равно вылезут. Возможно, со стороны игрока, который предпочитает семью игнорировать и найдет другие способы, а возможно, и со стороны членов семьи, которые хотят полностью контролировать жизнь человека и не уважают его увлечения. Короче, ничем хорошим не закончится в любом случае.
You waste your time with hate and regret
You're broken
When your heart's not open
Гугл рулит
В общем, я это к тому, что на самом деле все эти когнитивные штуки не особо привязаны именно к ММОРПГ, а к человеку как личности и его зависимости от эмоций. Его могут аналогичным образом увлекать фильмы/сериалы/книги/спортивные игры и еще бог знает что. А 24/7 можно думать не только о ММОРПГ, но и о любом творческом или даже рабочем проекте, если он действительно увлекает. С возрастом (если повезет) начинаешь лучше себя понимать и учишься ограничивать свои зависимости, когда они слишком уж влияют на тебя.
Вся проблема конкретно ММОРПГ только в их репутации, как исключительно молодежного развлечения, и в том, что правильным способом игры считается стиль «достигатора-ноулайфера». Хотя что раньше, что сейчас, большинство игроков играет в более спокойном и адекватном режиме, но таким не принято хвастаться (не считая ММОзговеда:). Да и сами игры, кроме всякой «хардкорной классики», все больше заточены на то, чтобы игроки меньше времени проводили в игре (иногда даже добавляя весьма жесткие ограничения).
Так что, со временем, наличия развлечений в виде игр и/или ММО уже стали нормой.
Я делал всё совсем не так и не перегорел, хоть и не играю сейчас. Но планирую =)
Не все же игры такие, не все люди. Бывают плохие игры и плохие люди, игра вплетена в нашу жизнь в разных проявлениях, и не так уж от жизни отличается. Не стоит зацикливаться на этом, хороших игр и хороших людей гораздо, гораздо больше, играть — весело, и в любом возрасте совсем не стыдно!
Когда я рассказываю о том, что у нас в команде отродясь не было и не могло быть никаких требований к другим людям по онлайну, игровому скиллу и другим глубоко второстепенным параметрам, мне говорят «О, ну, так вам повезло, а в нашей компании было иначе...». Но да, невозможно совмещать такой подход и гонку с другими, прямое соревнование за формальные метрики. Это выбор, который каждый может сделать, точно так же, как в жизни. MMO, как и реальный мир, даёт шанс хорошо провести время (на мой взгляд, благодаря интерактивности и собственным историям, намного интереснее, чем при потреблении статичного контента), найти интересных людей, развивать с ними отношения, спокойно идти к своим целям годами, в комфортном именно вам темпе. Но так как у игроков здесь почти столько же свободы, сколько и в реальной жизни, они могут менять условия жизни так, как считают правильным. И в силу того, что мы социальные существа, «правильно» возникает как сумма мнений сообщества. Ты можешь быть белой вороной, но это не очень приятно.
Когда прямо на этом сайте довольно неприятный тип публично начинает гнобить автора заметки, который рассказал о том, как нашёл команду приятных ему людей и получил от социальной игры главное из возможных удовольствий, очередным «так чего добился, а?!» — это и есть банальная попытка социального давления. Кстати, в этот раз прокатившая (моя ошибка, в следующий раз буду сразу минус за такое ставить, а не вступать в пространные диалоги). В итоге автора в комментариях к заметке нет, обсуждения его успешной истории нет, зато там бабуином носится какое-то чудо, раскидывая свои какахи и рассказывая о своих успехах. И вот смотрит другой человек на итоговый результат, даже на этой площадке, а потом думает — ну, и какой смысл? Так в этом тоже MMO виноваты?
Можно сказать — да, потому что позволяют размахивать формальными достижениями, называя менее осязаемые и более личные — незаслуживающей внимания фигнёй, но и в жизни всё точно так же. Вопрос в том, что остаётся главной ценностью для конкретного человека. Ведь понятно же, что эти достижения не делают людей лучше. Наоборот — подобные гонки, согласно той же Теории Игр, вынуждают использовать худшие стратегии противников снова и снова, впитывая их в качестве личных убеждений. И ценность игровой среды в том, что, в отличие от реальной жизни, где формальные достижения, часто связанные с деньгами, хотя бы обеспечивают тебе уверенность, защищённость, в играх это буквально пшик — пиксели. Отсюда и съезд на тему трёхкомнатных квартир и пацанов, вызывающих уважение.
Тебя в реальной жизни что, не берут на слабо крутыми тачками и прочими «а чего добился ты»? В истории человечества было мало случаев, когда жрецами под «богоугодными делами» подразумевалась всякая жуть, и продолжает подразумеваться сегодня? Ты в реальной жизни встречаешь мало токсичных отношений на работе, в браке и даже в свободном досуге, «потому что так сложилось, что уж тут поделать»? И какой процент реальных художественных произведений раз за разом пытается сказать, что, чем бы вы ни увлекались, считая реально близких вам людей «само собой разумеющимся», именно они для вас, скорее всего, самое главное в жизни, те, кому на вас не плевать. А тем, кто противопоставляет вас близким, плевать на вас в первую очередь.
Я сейчас нарисовал слишком мрачную картину нашей реальности?
А здесь я согласен, всё это проблемы не игр, а взаимоотношений.
Хм…
Но в целом оставляет довольно мрачное впечатление об ММО в целом.
А кто? Это же твои интерпретации, хотя в тексте в самом начале прямо сказано:
Главный источник таких ошибок, по-моему, находится в самой природе MMO. На наши действия, решения и ценности здесь непосредственно влияют другие люди. Приходя в игровое сообщество, мы становимся его частью. А вот остаёмся ли собой — главный вопрос к любому человеку, считающему себя взрослым, то есть некой автономной и независимой личностью, которой никто ничего указывать не может.
Прочитай ещё раз. Моя интерпритация.
Об этом нет речи в статье? Она не называется «Как не вырасти из ММО»? Постойте…
Слушай, у меня нет желания продолжать с тобой разговор. Моё впечатление я вроде понятно объяснил. Тебе всё равно, не хочешь воспринимать — пожалуйста. Ответь как-нибудь неоскорбительно, чтобы закрепить свой «статус кво» и закончим на этом.
1. Ты пришёл в комментарии к моему тексту и сказал, что текст неприятный.
2. Я попытался узнать, что вызвало у тебя такую реакцию, потому что я её точно вызвать не хотел.
3. В следующем твоём ответе выяснилось, что это не текст неприятный, а автору очень неприятно, после чего ты написал целый набор ерунды, якобы происходившей со мной, никак не относящейся к действительности.
4. На мой ответ о том, что не надо додумывать за автора, что он хотел сказать, если автор прямо тут и с ним можно поговорить, ты снова начал объяснять мне, что мой текст дискредитирует MMO. Хотя текст совершенно явно доносит, что MMO к причинам выгорания не имеет никакого отношения, и нужно просто избегать явных ошибок в социальной среде. Дальше пошли препирательства, которые закончились переходом на личности в мой адрес и довольно грубым сообщением о том, что со мной у тебя нет желания говорить, а я могу продолжить самоутверждаться. Смотрю в начало этого списка и недоумеваю. Так это я комментировал твой текст? Это я додумывал за автора и заставлял его оправдываться? Это я переходил на личности? Попробуй отыскать свои комментарии в этой заметке на пирамиде Грэма, пожалуйста:
следует из этого?
Может быть это?
Нет, речь же об игровом сообществе. Ни слова о социальной среде или о том, что проблемы в сути не игровые. Наоборот:
Тебе удалось объяснить, что ты имел в виду:
Я, если честно, и без этого понял, просто стало понятнее, почему именно так. Написал чтобы объяснить, что на мой взгляд мысль выражена крайне неудачно.
Главный источник таких ошибок, по-моему, находится в самой природе MMO. На наши действия, решения и ценности здесь непосредственно влияют другие люди. Приходя в игровое сообщество, мы становимся его частью. А вот остаёмся ли собой — главный вопрос к любому человеку, считающему себя взрослым, то есть некой автономной и независимой личностью, которой никто ничего указывать не может.
Природа MMO в том, что это социальная среда, состоящая из живых людей. Нет живых людей — нет MMO.
Проблема возникает тогда, когда человек теряет грань между реальностью и игрой. И начинает ставить игру выше каких-то дел в реальности.
Думаю, что многие, говоря «я вырос из ммо», лицемерят. А реальность такова, что они попали в зависимость от игры, и это начало оборачиваться проблемами в реальной жизни.
Если же человек способен разделять, правильно расставлять прионитеты, и у него есть свободное время, то почему нет? Кто-то в казино прлжигает время и деньги, кто-то бухает, кто-то тупит в сериал. Люди прожигают много времени в пустую, за бессмысленными занятиями не дающим социуму ничего полезного. И это нормально. Почему бесконнчные беседы рыбаков о мормышках и мотыле считаются нормальными, а обсуждение заточки топора либерто на +18 — нет?
Мы работаем для того, чтобы закрывать базовые и прочие потребности, и иметь возможность свободное время или его часть отдыхать. Форму отдыха каждый выбирает сам. И ммо не худший вариант, получше чем бухать (хотя ммо+бухать это вообще весело))).
Я говорю с коллегами об играх, Да, это часто они воспринимают странно, учивая уровень моего статуса на работе. По этой причине и круг бесед по данной тематике у меня ограничен. И делишься этим с теми, кто готов как более менее адекватно воспринимать мое увлечение.
И это касается не обязательно ммо. Это касается всего, что не является модным и масскультом. Например, увлечение покером воспринимается также с недоумением и даже осуждением. А обычно что люди осуждают? Правильно — то, что они не понимают. А разбираться в вопросах зачастую тяжело, нужно напрягаться. Проще косыночку разложить.
И спросил, знаю ли я что такое дискорд, можно ли его установить на рабочий комп и может ли он быть заменой зуму для онлайн конференций.
В понедельник пойду ставить ему дискорд. Честно рассказала, что это не аналог зума никак, у него совершенно другие акценты и направленность и что давно пользуюсь для игровых сессий. реакция была… «а… да я тоже играл в 90-е… там еще такая жабка прыгала по листиками… (»Перестройка", если кто помнит).
вот думаю, рассказать ему, что последний школьник нашей гильдии уже 3 года продает Казахстану научно сопровождаемые системы точного земледелия? или пожалеть человека, который научно доказал, что системы точного земледелия для условий Беларуси с неустойчивым и постоянно меняющимся климатом на текущем этапе достоверно математически просчитать невозможно?