Обсуждая систему оплаты доступа к ММО в заметке Tan , мы вертелись вокруг результатов игровой деятельности и ресурсов. Одни игроки оплачивают подписку, чтобы гриндить в игре, другие — гриндят, чтобы оплатить подписку.

Как верно заметил Alchemist , оплатой должно быть нечто большее, чем то, что разработчики могут нарисовать. И тут я вспомнил бармена из далекой далекой ММО, которого отыгрывал оплачиваемый человек.

Вот это как раз то, что разработчики нарисовать пока не могут — живое общение и человеческий фактор.

Возможность играть за моба или босса также не раз реализовывалась, но в качестве развлечения. Что если развить способ оплаты игры деятельностью, не связанной с добычей и прераспределением игровых благ? Немного подумав над этим, я пришел к трем вариантам:

СОЦРАБОТНИК
MMO-индустрия: Моб, саммон и соцработник.
Я это не придумал, а лишь предложил оплачивать сию работу доступом к игре. Тот самый бармен из далекой ММО и подобные ему роли. Ассортимент рабочих мест этого типа сильно зависит от игровых механик. Представьте, что кораблями Конкорда в Еве управляют игроки, новичков с игрой знакомят игроки с опытом и… Да мало ли чего еще люди сделают лучше машины? Та же модерация форумов с чатами и помощь ГМам. Конечно, работа с людьми не легкая, хамы и неадекваты живут среди нас, и с нами же играют. Но, блин, это все таки отработка доступа к игре, а также возможность познакомиться с новыми людьми (Ага. Слава социализации!).

МОБ
MMO-индустрия: Моб, саммон и соцработник.

Смысл существования «корованов» в любой ММО — это быть ограбленным, или пережить попытку грабежа. Сомнительное развлечение для игроков, тем более за их же деньги. Но если таким способом оплачивать игру? Определенное количество рейсов (за успешные — приличный бонус, чтобы не халтурили) и подписка на следующий месяц оплачена.

Сразиться с рейдом в роли рейдбосса (чем больше крови и зелий прольется, тем больше премия). Побегать в мире элитным мобом. В общем, любая деятельность, целью которой будет заставить других попотеть и получить дозу адреналина. Оформить это можно в виде отдельной формы геймплея с прогрессом, открытием новых мобов для управления и рейтингами. Но тут надо знать меру и соблюдать баланс, чтобы вместо ганка игроков, бичом игры не стал ганк «мобов».

САММОН
MMO-индустрия: Моб, саммон и соцработник.

По сути, это подвид МОБа, но призываемый другим игроком. Представим, что все игроки, практикующие отработку в качестве призывного «существа», элементаля, духа, нежити и так далее, имеют определенный рейтинг игры за каждый вид, как в МОБА. Призыв игроком элементаля из «деревянной» лиги обойдется в копейки и произойдет быстро, а за призыв саммона из «алмазной» придется отвалить побольше, ждать подольше. Этот вариант не подразумевает личные связи между призывателем и призываемым, но возможен саммон на основании «контракта», когда люди знакомы.

Призвать элема под управлением соги, запилить голема для танка, который не может в этом месяце оплатить подписку и взять в рейд, призвать друга в виде феечки или котика, чтобы заманить в игру. Этот вариант требует иных подходов к формированию оплаты чтобы избежать злоупотреблений.

Вот как-то так. Понимаю, что система работоспособна только при определенном соотношении платящей и отрабатывающей аудиторий, а обсуждение, если такое будет, высветит кучу косяков.

53 комментария

avatar
подписка на следующий месяц оплачена.
проблема ведь не в том, что сложно придумать «работу» в игре, а в том, что разработчики ничего не получат в денежном эквиваленте от того, что кто-то будет играть за босса, а кто-то будет изображать караван.

вы с Тан сделали одинаковую ошибку :)
Комментарий отредактирован 2018-07-16 15:19:07 пользователем glorden
  • +1
avatar
Сотни F2P игр, в которых основная часть аудитории не платит и расценивается как массовка и потенциальные покупатели, улыбаются и машут. Где то слышал что в Китае платят только 4% игроков.
  • +1
avatar
под заметкой Тан в комментах вроде про это и писали.

если фритуплей, то о какой подписке идет речь?
  • 0
avatar
Речь идет о «бесполезных» игроках.
  • 0
avatar
ты не видишь противоречия в выражении — подписка в фритуплей игре?
  • +1
avatar
Четкого названия у этого нет. Внешне похоже на фримиум, но не совсем оно. Так что обсуждают тут комбинацию подписки и специальный F2P.
  • +1
avatar
бесполезные игроки это те кто не платят разрабам если я правильно понял.
исходя из этого и учитывая что игра ф2п зачем «бесполезным» игрокам делать скучную работу в бесплатной игре? ради чего? ради подписки? в ф2п игре?
  • -3
avatar
Игроки-боссы-саммоны-караван для разработчиков бесполезны чуть более, чем полностью. Хотя такие возможности можно и просто так в игру включать, без заигрываний с монетизацией. А вот первую позицию можно было бы развить. По сути, это может стать чем-то вроде института младших комьюнити-менеджеров, которые пусть и играют бесплатно (или со скидкой), но и им платить не надо — при этом игроков они развлекают и занимают вполне себе активно. Сплошная экономия. Другой вопрос, что их очевидно не надо много, так что возникнет конкуренция. В которой победят не самые полезные, а самые шустрые.
  • +1
avatar
Игроки-боссы-саммоны-караван для разработчиков бесполезны чуть более, чем полностью.
Они могут быть полезны геймплею, так что косвенно и разработчикам.
  • +1
avatar
Ну, любая идея может быть развита. Например, мы можем взять за основу предложение от АоС, где игроки заменяют NPC. Только подкрутить эту идею так, чтобы замена шла за счет неплатящей аудитории, закрепленной за определенными персонажами на их выбор. В итоге будем иметь кучу тех же NPC, которые во время управления торгуют/квесты раздают/просто общаются, а пока закрепленного игрока нет — занимаются повседневным трудом. Им можно так же выдавать квесты, например, наладить контракт на поставку сырья или увеличить надои в своем хозяйстве. Как именно это сделать решать будет отрабатывающий игрок, тут должна быть вариативность.

Порулил NPC два часика — получи оплаченные четыре часа для мейна. Как-то так.
  • 0
avatar
… разработчики ничего не получат в денежном эквиваленте...
Это ещё не самая большая проблема. Теоретически, в данной ситуации «денежным эквивалентом» могут быть денежные средства сэкономленные разработчиками благодаря передаче ряда механик на откуп игрокам, так что не пришлось тратить деньги на их автоматизацию в рамках движка игры.

Но именно что теоретически. Потому что здесь, на мой взгляд, имеется куда большее препятствие на пути к такому подходу. Ведь по сути предполагается, что игроки будут заниматься внутриигровой работой стоимостью 10-15 долларов в месяц, вознаграждение за которую они будут получать не деньгами, а сразу подпиской. Сумма, конечно, не очень большая, но ощутимая, а значит и работа будет реально значимой для игры. И тут мы подходим к вопросу злоупотребления полномочиями — как именно предлагается разработчикам контролировать всю эту «работающую» аудиторию и обеспечивать выполнение ими их обязанностей на должном уровне?

Не думаю, что здесь возможен вариант с официальным трудоустройством — даже если разработчик будет готов заморочиться с этим, как вы думаете, многие ли игроки захотят взять на себя такие обязательства ради 10-15 долларов в месяц? Без этого, худшее чем могут пригрозить разработчики — бан игрока. Насколько действенна эта мера можете судить сами на основе предложений Чёрного рынка RMT в любой современной ММО. А ведь это даже не нарушения на уровне одного игрока, представляете какое влияние на игровой мир может оказать «свой» человек за рулём рейдового босса или с полномочиями Конкорда? Я уж не говорю о том, что перед баном нужны дополнительные усилия на то, что бы установить вину нарушителя.
Комментарий отредактирован 2018-07-16 15:49:34 пользователем Gelinger
  • +3
avatar
С трудоустройством вы загнули, единственная сова, которую хоть как то можно натянуть на этот глобус это соцработник. Но сколько в сети модераторов работают на чистом энтузиазме.
Насколько помню, корабли Конкорда появляются в системе если там совершена агрессия, наказывают нарушителя и исчезают. Вот и весь геймплей-работа, какие тут могут быть полномочия полномочия? От злоупотребления типа «свой человек за рулем рейдбосса» полностью защититься будет трудно, но свести к минимуму на грани статистической погрешности возможно. Невозможность общения с другими игроками в облике моба, и невозможность играть мобом на сервере с основным персонажем. А если из управляемых игроками боссов исключить награду и оставить их в качестве опасности, но смысла в таких ухищрениях не будет.
  • +1
avatar
Но сколько в сети модераторов работают на чистом энтузиазме
В том то и дело, что они работают на чистом энтузиазме, делая ту работу, за которую другие не желают браться. Ты же предлагаешь ввести вознаграждение, причём такое, что интересно всем без исключения пользователям игры — как, по твоему, разработчик должен контролировать всю эту толпу и отсеивать любителей халявы, и не проще ли и дешевле (в долгосрочной перспективе) подобные задачи будет выполнять силами механик и небольшого штата собственных работников?
Насколько помню, корабли Конкорда появляются в системе если там совершена агрессия, наказывают нарушителя и исчезают. Вот и весь геймплей-работа, какие тут могут быть полномочия полномочия?
При этом Конкорд летает на неуязвимых кораблях с оружием запредельной мощности, чувствуешь простор для злоупотребления? А если у операторов отобрать какую-либо возможность управлять этим кораблём кроме как «прилететь в систему преступления и расстрелять нарушителя», то чем они лучше простейшего скрипта, и кто захочет заниматься такой скукотой?
Невозможность общения с другими игроками в облике моба, и невозможность играть мобом на сервере с основным персонажем.
Добро пожаловать в Дискорд-сервер «Я рулю боссом», где операторы НПС предлагают свои услуги на любой вкус — от вайпа рейда конкурентов до выдачи лута без сопротивления до террора локаций новичков «по заявкам зрителей».

Мне не сложно, я могу и дальше искать дырки в предложенных тобой механиках, но может, мы всё-таки обсудим проблему в целом? Без рычагов надзора и контроля, доверять игрокам работу в игре, которая реально стоит вознаграждения, имеющего денежный эквивалент, слишком рискованно и может привести к куда большим, в первую очередь репутационным, убыткам, чем сэкономленные или привлечённые деньги.
Комментарий отредактирован 2018-07-16 16:53:28 пользователем Gelinger
  • +1
avatar
как, по твоему, разработчик должен контролировать всю эту толпу и отсеивать любителей халявы, и не проще ли и дешевле (в долгосрочной перспективе) подобные задачи будет выполнять силами механик и небольшого штата собственных работников?
Категория соцработников и не должна быть толпой. Сравнительно небольшое количество взрослых и адекватных людей. Контроль? Как то же контролируют модераторов на форумах.
Добро пожаловать в Дискорд-сервер «Я рулю боссом», где операторы НПС предлагают свои услуги на любой вкус — от вайпа рейда конкурентов до выдачи лута без сопротивления до террора локаций новичков «по заявкам зрителей».
Представил дискорд-канал в ДОТЕ или ЛОЛке «помогу слить свою команду непонятно кому, за непонятно какие ништяки». Появился ты в шкурке босса, на неизвестном сервере, перед тобой непонятный рейд без ников. И пока вы в дискорде ищете друг друга и договариваетесь время тикает а рейд и босс стоят и слакают, такая ситуация даже у автоматики вызовет подозрения.
Мне не сложно, я могу и дальше искать дырки в предложенных тобой механиках, но может, мы всё-таки обсудим проблему в целом?
Другими словами «сдавайся и признавайся что неправ»? Агащаз)
Без рычагов надзора и контроля, доверять игрокам работу в игре,
Делать любую ММО без рычагов контроля и надзора чревато.
  • +2
avatar
Категория соцработников и не должна быть толпой. Сравнительно небольшое количество взрослых и адекватных людей. Контроль? Как то же контролируют модераторов на форумах.

На форумах вопрос контроля решается небольшим количеством желающих разгребать навоз за спасибо, и их искренней заинтересованностью делать эту работу хорошо (иначе бы они и не стали тратить своё время на это). В игре же, если ты предлагаешь награду, интересную всем пользователям сервиса, то все они становятся потенциальными соцработниками — вот тебе и толпа. И как из этой толпы ты предлагаешь выбирать искренне заинтересованных соцработников, стремящихся сделать игру интереснее, и отсеивать халявщиков, которые на все обращения, в лучшем случае, будут посылать в базу знаний, а в худшем — в пешее эротическое?
Представил дискорд-канал в ДОТЕ или ЛОЛке «помогу слить свою команду непонятно кому, за непонятно какие ништяки»
Даже не понимаю, возражением на что, или доводом в пользу чего это должно служить. Ты только что весьма точно описал реальное явление «переливы» — никогда не слышал?
Появился ты в шкурке босса, на неизвестном сервере, перед тобой непонятный рейд без ников. И пока вы в дискорде ищете друг друга и договариваетесь время тикает а рейд и босс стоят и слакают, такая ситуация даже у автоматики вызовет подозрения.
Вася, у нас (врагов) завтра рейд на /имя босса/ — сходи ка, дай объявление в канале о том, что за слив босса (вайп рейда) /имя босса/ на /имя сервера/ для гильдии /имя гильдии/ мы заплатим оператору сотку. По моему, это не серьёзно — ты действительно считаешь, что при наличии спроса и предложения участники не смогут организовать к взаимной выгоде реально работающую площадку?
Другими словами «сдавайся и признавайся что неправ»? Агащаз)
Нет. Это значит, что я предпочёл бы обсуждать не конкретные способы злоупотребления предоставленными возможностями и, соответственно, способы недопущения такого злоупотребления, а общие принципы надзора и контроля. Потому что, сколько не обсуждай конкретные способы, на глобальном уровне всё ещё остаётся, как минимум, проблема адекватного ответа со стороны разработчика. Потому что просто бан игрока — это явно не адекватный ответ.
  • +2
avatar
Чем общие в данном контексте отличаются от частных? Общие: заинтересованность отрабатывающих игроков в положительном результате своей игры/работы, сбор информации и статистики, установка правильных критериев результативности работы.
  • +1
avatar
служил гаврила мобом в треше
он рейдерам как мог вредил
потом повысили до босса
старался вайпнуть каждый рейд

В 2011 году (ради интереса нашла в ЖЖ точную дату) я это выдала исключительно в шутку, а ты теперь предлагаешь реализовать это на практике)
  • +6
avatar
Зато в рейдах будет момент неожиданности и они перестанут быть рутиной.
  • +1
avatar
С первым пунктом есть сразу видимая проблема: вот вообще далеко не все игроки могут сносно отыграть соцработника. Тут или тесты какие-то вводить, или прямо корочку об образовании требовать, но и она ничего не гарантирует.

С другой стороны, это можно сделать фишечкой игры: бармен не обязан соответствовать ожиданиям клиента. Разные характеры могут вполне привнести оживление в геймплей, вплоть до завязки интересных историй в духе: «Я помог одному бармену отвязаться от стойки, а потом он возглавил мой альянс».
  • +1
avatar
Сколько человек одновременно сможет обслуживать живой бармен в отличии от скрипта? Сколько нужно барменов на целый сервер? Где вы найдёте столько подходящих кандидатов?
  • +1
avatar
Волонтеры за голду, очевидно же
  • 0
avatar
Представьте таверну в столице, где одновременно сидят человек 50, торгуют с барменом. Они будут в очереди стоять? Или нам нужны 10 барменов одновременно 24 часа в сутки? Упрощу: со сколькими игроками одновременно способен торговать и чатиться бармен? Или он как конферансье будет всех развлекать болтовнёй не один на один, а как со сцены, а торговлю обслужит скрипт, как и раньше?
Комментарий отредактирован 2018-07-16 20:05:57 пользователем Beagle
  • +1
avatar
Бармен — это пример непродуктивной деятельности, который был в старой игре. Его работой было создание антуража. Естественно это потребует отличных от современных принципов геймдизайна.
  • +1
avatar
Я конечно понимаю, что в голове все это выглядит слабореализуемо, но вполне могла бы получиться неплохая такая мини-игра. 10 барменов 24/7? А почему бы и нет? Или ждешь в очереди, как и в настоящих популярных барах. Стоишь ты такой в очереди и видишь табличку: «требуются бармены, оплата такая-то, обучение бесплатно», и думаешь «а почему бы и нет»? Причем для дополнительного мотиватора бонусом к зарплате можно предлагать время подписки/премиума. Ну ведь потенциально интересно же.
  • 0
avatar
И тут разработчики открывают золотое дно фактически бесплатных дурачков, которые будут пахать в игре и радоваться. Кинуть им косточку в виде премиума, кружки раз в год, и вуаля — преданные рыбки готовы на все. В Еве таких зовут ISD, которым (по словам экс-ССР Лилу) дают халявную учётку, а они и рады модерить чатики, форумы, переводить и так далее. А это вполне себе работа, за которую платят ирл бабло. Думаю, дурачков на развлечение игроков за свое время найдется немало за подачку от разработчика и возможностью козырнуть цветным ником/шапкой/вотэва
Комментарий отредактирован 2018-07-16 21:20:49 пользователем ddemch
  • +3
avatar
Ну почему именно дурачков? Народ вон часами и днями напролет просиживает в виртуальных огородах, выращивая овощи, которые даже в итоге съесть не смогут. Причем иногда вкладывают деньги, при которых дешевле реальный огород обойдется. И тут речь не только об огородах. Есть куча разных симуляторов, где ты работаешь. Про «Papers, Please» вообще молчу. При должном геймдизайне, концепция «гастарбайтеров» в ММО вполне способна выстрелить. Это в любом случае интереснее, чем банальные решения в духе найма НПЦ.
  • +6
avatar
Народ вон часами и днями напролет просиживает в виртуальных огородах, выращивая овощи, которые даже в итоге съесть не смогут. Причем иногда вкладывают деньги, при которых дешевле реальный огород обойдется.
Да-да. А в реальный огород на даче люди вбухивают уйму средств, времени и сил, чтобы получить в итоге «урожай», который проще, быстрее и дешевле было в магазине купить.
Ради чего же они это делают? Ради удовольствия и развлечения. Пойдут ли они пахать чужие огороды наемными рабочими за символическую плату? Нет, никогда.
А с играми вообще получается: пахать чужой огород, чтобы иметь возможность попахать потом свой…
  • +3
avatar
А с играми вообще получается: пахать чужой огород, чтобы иметь возможность попахать потом свой…
И? Что в этом плохого-то? Юнга на корабле, мечтающий когда-нибудь стать капитаном, подмастерье, мечтающий открыть собственную мастерскую… Ну и т.д. при должном геймдизайне народ с радостью пойдет «пахать чужие огороды» просто потому, что ему не выдадут на старте пугало и не отсыпят кучу денег с мобов и квестов, чтобы организовать свою фазенду.

Современные песочницы очень странно понимают концепцию «из грязи в князи». По их представлением новичок должен бегать с голым задом по лесу и собирать палки, чтобы скрафтить себе первый топор ну и по накатанной. И в таком стиле игре есть своя прелесть, конечно, но проблема в отсутствии альтернативы, если в игре нету знакомых, готовых принять тебя под крыло.

Я бы с радостью начал игру на какой-нить плантации или уборщиком на корабле, при условии, что подано все это грамотно и атмосферно. Такой старт в ММО мне кажется в разы лучше, чем очередной спавн перед неписем, бросающим «вот и новый новобранец, иди волков убей, нам хвостов не хватает».
  • +3
avatar
Эм. По-моему, основная мысль осталась за бортом.
При чем здесь сеттинг? И песочницы?
И, уж извините, не очень понимаю, как сочетаются вот эти две фразы:
народ с радостью пойдет «пахать чужие огороды» просто потому, что ему не выдадут на старте пугало и не отсыпят кучу денег с мобов и квестов, чтобы организовать свою фазенду
Современные песочницы очень странно понимают концепцию «из грязи в князи». По их представлением новичок должен бегать с голым задом по лесу и собирать палки, чтобы скрафтить себе первый топор ну и по накатанной.
Что сейчас новичкам выдают кучу денег и ресурсов на фазенду, но они вынуждены бегать с голым задом, потому что нет денег и ресурсов на топор?

И обсуждается-то вроде совсем не начало игры и способы атмосферной подачи этого момента. "Эй, новобранец, хватит считать ворон! Пойди-ка убей 5 волков!" и "Эй, салага, хорош дрыхнуть! Отдрай-ка палубу!" принципиально не отличаются.

Так или иначе, повторюсь. Не важно, что из себя представляет игровой процесс: охоту на волков, крафт топора из камней и палок, организация веселой фермы… да хоть художественное протирание барной стойки. Пока игра именно из этого состоит, пока игра для всех одинакова — все ок. В ту же Papers, please! не приходят немножко поиграть таможенником, чтоб заработать на время игры за солдата. И в симулятор дальнобойщика играют для удовольствия, а не зарабатывают на право управлять транспортной компанией.

Попробуйте представить, что будет твориться в ММО, куда одни приходят играть, оплатив подписку, а другие — работать на оплативших, чтобы поиграть. Этакое классовое разделение.
Уже сейчас «тру-пвп/пвешники» часто относятся снисходительно (это мягко говоря) к крафтерам, собирателям и «просто играющим». Про отношение к НПЦ я вообще молчу. Но сейчас по умолчанию игроки не знают ничего о людях по ту сторону монитора, а нпц — вообще части программы, им всё равно. В предложенных вариантах если человек сдает ресурсы, отыгрывает моба, босса, нпц, спутника-по-вызову за время — значит он не может позволить себе оплачивать подписку. То есть по виду деятельности можно сделать вывод о материальном положении человека. Анонимность частично утрачивается и появляется повод для взаимной ненависти. С одной стороны «мы пашем в поте лица, в то время как эти просто занесли бабла», с другой — «мы платим как честные люди, в то время как эти сидят на нашей шее».
А еще появляется повод для издевательств. Ведь так весело поливать фермера или бармена потоком оскорблений, зная, что он живой человек и не может ничего сделать в ответ просто потому, что у эта способность заблокирована «за неуплату». Не говоря уже о том, что тот же саммон — фактически раб призывателя. Пока он скрипт, ничего не происходит. Как только призываемым рабом оказывается живой человек, всё круто меняется.
О чём говорить, если даже в невинном с виду предложении содержится отношение к «работникам»:
ри должном геймдизайне, концепция «гастарбайтеров» в ММО вполне способна выстрелить. Это в любом случае интереснее, чем банальные решения в духе найма НПЦ.
«Приезжий-работник». Не полноценный игрок. Не часть игрового сообщества. Это просто прямой перевод. А само слово сейчас в принципе имеет уничижительно-негативный оттенок.

При всем этом, не понятно, в какой момент «работа» игрока начинает приносить владельцу сервиса реальный доход в 10$, компенсирующий стоимость неоплаченной подписки. И стоимость разработки механик для игры за «НПЦ» для неплатящей аудитории тоже.
  • +7
avatar
Я абсолютно согласен с твоими опасениями по разделению игроков на категории, но…

Попробуйте представить, что будет твориться в ММО, куда одни приходят играть, оплатив подписку, а другие — работать на оплативших, чтобы поиграть. Этакое классовое разделение.

… разве сейчас не так?
  • +1
avatar
Не поручусь. Я не в такое большое количество бесплатных игр играла.

В Л2 я не пользовалась подпиской и не чувствовала себя ущемленной и презираемой по этому признаку. Ну кроме тех моментов, когда бонусный опыт за оффлайн заканчивался и кач шел гораздо медленнее. Ну и да — я не связывалась с топ-кланами, осадами и кп.

Не помню, был ли премиум в Айоне, но там я тоже играла бесплатно. И никто не показывал на меня пальцем, дескать — вот, сидит, понимаешь, на шее. И я была не урезанной подушкой для битья, а полноценным игроком.

ТЕСО и ГВ2, конечно, не ф2п-проекты, но в обоих есть шоп, а в первом — опциональный «премиум». Ни там, ни там я не чувствую себя игроком второго сорта с урезанным функционалом, если не совершаю покупок в шопе или играю без подписки.

Это же касается БДО, где аж три (или больше?) варианта премиума. Отсутствие одного или всех также не сделает меня огрызком игрока без доступа к основной части контента.
Если, конечно, не считать основным контентом и единственным достойным занятием пвп, осады и прочие топ-рейды. Там-то, наверное, могут потребовать и премы, и десяток костюмов, и что еще в голову взбредет.
Но само наличие сложного группового контента и повышенных требований к его участникам не делает остальной контент ничего не стоящим. Как не делает игроков, им занимающихся, недоигроками.
  • +5
avatar
Контент — не делает, а вот покупки на внутриигровом рынке магазинных предметов делают этих игроков теми, кто буквально «работает на оплативших» эти предметы в игровом магазине за реальные деньги. Я буду говорить об играх, в которые играл. Так происходит, к примеру, в EVE Online и в Archeage. Мало того, не знаю, как в BDO, но в EVE и в Archeage людьми, работающими на других, чувствуют себя даже обладатели премиум-подписки, потому что часть возможностей строго привязана к магазину. И ты либо платишь сверх подписки реальные деньги, либо передаешь свои игровые достижения тому, кто оплатил эти товары в магазине.

В недавнем рассказе о покраске корабля в EVE подстать лошади из BDO произошло именно это:

А тем временем, мой персонаж уже был на пути к офису торгового дома, через который обычно производил все закупки. Получив задание (даже бровью не повел – и не такие капризы видел), торговый агент прислал список вариантов. Мне повезло – на рынке было всего пять или шесть окрасок, но тем не менее, были.

Здесь как раз описан процесс покупки за игровые деньги окраски, которая изначально доступна только в игровом магазине. То есть, чтобы она появилась на рынке, кто-то должен купить ее за реальные деньги в магазине и выставить на продажу внутри игры. Чтобы получить игровые деньги.

Это еще мелочи, потому что, в сущности, дело касается косметической части. Но достаточно было согласиться на это, как в игре появилась механика передачи очков умений. Передать их можно было только при помощи специального предмета (экстрактора), доступного только в игровом магазине. То есть целая игровая механика была завязана на то, что кто-то должен пойти и купить этот предмет в игровом магазине, и под это был организован совершенно очевидный внутриигровой спрос для людей, которые и так уже платят за игру. Теперь они должны были или заплатить сверх подписки, или начать работать на других игроков, добровольно передавая им свои игровые деньги.

То же самое происходило в Archeage. И именно из-за этого мы покинули игру. С момента старта мы постоянно оплачивали премиум. Но не покупали очки умений, довольствуясь их естественным восстановлением. Кто-то покупал. Только, видимо, недостаточно много. И тогда в обновлении 1.2 очки работы понадобились практически для всего в игре. Тем самым опять был резко повышен спрос на товар из игрового магазина для всех, включая клиентов, которые оплачивали премиум. Для чего? Чтобы мы либо платили больше, либо становились рабочей силой тех, кто оплачивает эти настойки в игровом магазине и выставляет на игровом рынке.
Комментарий отредактирован 2018-07-17 13:13:46 пользователем Atron
  • +1
avatar
Не разбираюсь в реалиях EVE и Аркейджа совсем.
О! Вспомнила бесплатную игру, где без према (или других каких-то донатных штук?) чувствовала себя игроком второго сорта. Аллоды, родимые. У всё того же незабвенного мэйла. Вот там меня без доната отказались брать в самый первый данж. После чего игру я бросила. До сих пор не знаю, насколько оправданным было то требование.

Какое совпадение, а. Аркейдж — мэйл.ру. Аллоды — мэйл.ру.
  • +2
avatar
Не было оправданным) До достижения капа там донат не нужен.
  • 0
avatar
Не разбираюсь в реалиях EVE и Аркейджа совсем.

Меня удивляет, что ты не провела никаких параллелей с теми играми, которые тебе известны лучше, но это твоё право. Просто если мы основываем свои доводы исключительно на ощущениях, которые, конечно же, по определению субъективны, тебе не кажется, что обязательно найдутся люди, которые в рассматриваемой и справедливо критикуемой тобой сейчас схеме тоже скажут «а я не чувствую себя ущемленным»?
  • +1
avatar
Меня удивляет, что ты не провела никаких параллелей с теми играми, которые тебе известны лучше, но это твоё право.
Не очень поняла, о чем ты.
Вроде рассказала про игры, которые мне известны лучше…
Что такого незаменимого в преме того же тесо, чтоб без него чувствовать себя ущербным? Чтоб без есо+ не брали в рейды или пвп? Чтоб без него играть невозможно было? Да ничего. Там есть бездонная сумка для ресурсов и доступ к длц, но длц я и так покупаю, а без сумки хоть и геморно, но можно обойтись (особенно если пересилить хомяка и разобрать наконец банк).

В необходимости премов в БДО я разбираюсь меньше хотя б потому, что «топ-контент» там — осады, которые мне глубоко фиолетовы. Но знающие люди вон сказали, что конь с према никому там не сдался.

В этих играх я что-то не ощущаю себя чьей-то прислугой.

Какие параллели-то? Извини, от жары туго соображаю.
Если я правильно поняла, в Аркейдже на ОР завязано вообще всё, без них можно разве что ходить по сторонам смотреть? Тогда да, соглашусь, это не самая комфортная ситуация, в которой заносящий больше получает больше игры и меньше ожидания регена.
От Евы же я настолько далека, что не поняла вообще ничего, кроме того, что там можно купить что-то в шопе и продать за валюту. В БДО такое есть тоже. Не скажу, что в восторге от этого. Но и наемным рабочим себя не чувствую.
(Удивительно, как мы от способов отработки подписки перешли к РМТ и ф2п?)

обязательно найдутся люди, которые в рассматриваемой и справедливо критикуемой тобой сейчас схеме тоже скажут «а я не чувствую себя ущемленным»?
Возможно. Но для меня эта ситуация была бы унизительна. И я не особо верю в добро и мир во всем мире. Если люди будут знать, что перед ними не скриптовый вендор, а живой человек с функционалом вендора, они не упустят возможности «позабавиться». Не хотелось бы быть игрой для кого-то. Не хотелось бы, чтобы кто-то был вынужден стать чьим-то развлечением за 10 долларов в месяц.

Попробую еще раз. В предложенной схеме есть «плательщики», сразу обладающие всеми стандартными возможностями, и «бесплатники», имеющие урезанные возможности либо имеющие доступ только к оказанию услуг другим. Это совсем другая ситуация в моем понимании. Не кто-то где-то выставил заоблачные требования, а игрок им не соответствует. Но игрок имеет букет механических заглушек, для снятия которых должен развлекать толпы мамкиных ногебаторов, если не может/хочет заплатить.
Это даже не демо-режим.
Лучше уж подписка, одинаковая для всех.
  • +3
avatar
Не очень поняла, о чем ты.

Я о том, что, как мне показалось, меня беспокоит точно то же, что и тебя:

Попробуйте представить, что будет твориться в ММО, куда одни приходят играть, оплатив подписку, а другие — работать на оплативших, чтобы поиграть. Этакое классовое разделение.

Разница лишь в том, что вместо подписки в рассматриваемых мной случаях из игры вынимают важные предметы, относящиеся к игровым механикам или к вопросам обеспечения адекватной конкуренции, после чего требуют либо заплатить еще денег, либо работать на тех, кто оплачивает эти предметы в магазине и выставляет на продажу внутри игры.

В этих играх я что-то не ощущаю себя чьей-то прислугой.

Как только ты покупаешь что-то внутри игры из игрового магазина за игровые деньги, ты автоматически превращаешься в поставщика валюты для человека, который выставил этот предмет на продажу внутри игры. И это, как по мне, ничем не отличается в сути от «работать на оплативших, чтобы поиграть». Поиграть в более широком смысле — получить доступ к вещам и механикам, заблокированным через игровой магазин.

То есть вот ты заработала какую-то сумму денег своей игровой активностью, а потом взяла и отнесла читеру эту сумму. Если в рассматриваемых тобой играх ты с таким ни разу не сталкивалась, тогда ты не сможешь провести параллелей, да.

Если я правильно поняла, в Аркейдже на ОР завязано вообще всё, без них можно разве что ходить по сторонам смотреть?

Ну, примерно так, да, два часа поиграл — и всё, на выход. Но, если задуматься, ситуация была унизительной и до этого. Я просто старался этого не замечать. Я играл типа «только на подписке», не желая ничего покупать в магазине, потому что казалось, что это покупка читов. И не желал тем более ничего покупать у перекупщиков. По озвученным выше причинам. Но в итоге кем я был? Добровольно связавшим себе руки и ноги игроком?
  • +2
avatar
Там-то, наверное, могут потребовать и премы, и десяток костюмов, и что еще в голову взбредет.
Помню, как в БДО на осадах за премиум-коней (которые за набор героя) ругали:)
  • +3
avatar
А какая причина была?
  • 0
avatar
Они хоть и 8-го ранга, но в качестве боевых коней, мягко говоря, не очень. Своя лошадка среднего ранга, с напором и в броне, и проживет дольше, и при штурме пригодится.
Комментарий отредактирован 2018-07-17 15:05:50 пользователем Reketell
  • +3
avatar
Все эти ужасы — результат худшего развития событий и наплевательства разработчиков.
  • +1
avatar
При чем здесь сеттинг? И песочницы?
Сеттинг? Без понятия, при чем он тут. А песочница тут при том, что на мой взгляд введение геймплейных элементов, подразумевающих замещение неписей реальными игроками, возможно в адекватном виде лишь в песочнице. Вот я и стал размышлять, как можно было бы модифицировать оные в соответствии с предложением в ветке.

Что сейчас новичкам выдают кучу денег и ресурсов на фазенду, но они вынуждены бегать с голым задом, потому что нет денег и ресурсов на топор?
Нет, это два разных подхода к старту в современной ММО. Возможно я плохо сформулировал. Про выдачу ресурсов на ферму — это парковый концепт в духе АА, когда ты идешь по квестам, где тебе выдают все, что тебе нужно.

Про бегание с голым задом — это стандартный старт для любой выживач-песочницы. Спавнимся в лесу, собираем палочки с камнями, делаем топор, рубим дерево ну и т.д.

И обсуждается-то вроде совсем не начало игры и способы атмосферной подачи этого момента. «Эй, новобранец, хватит считать ворон! Пойди-ка убей 5 волков!» и «Эй, салага, хорош дрыхнуть! Отдрай-ка палубу!» принципиально не отличаются.
Отнюдь. Отличается. Потому что в одном случае ты это воспринимаешь как «Непись выдает стартовый квест. Ему по факту не нужны хвосты, они прописаны разработчиком и исчезнут после доставки». Во втором же случае ты носишь хвосты, драишь палубу и выращиваешь овощи потому что это кому-то нужно. И в отличии от фиксированного текста, прописанного разработчиком, ты увидишь живую реакцию игрока.

И в симулятор дальнобойщика играют для удовольствия, а не зарабатывают на право управлять транспортной компанией.

Да не сказал бы, это все зависит от геймдизайна. Безусловно, желательно, чтобы начинание с низов не было унылой рутиной, которую нужно превозмочь. Это просто глупо, поскольку первые часы в игре определяют, останешься ли ты в ней. Вот только в хорошей игре это не должен быть градиент от унылого зарабатывания к получению удовольствия. Скорей от получения удовольствия до получения еще большего удовольствия.

Попробуйте представить, что будет твориться в ММО, куда одни приходят играть, оплатив подписку, а другие — работать на оплативших, чтобы поиграть. Этакое классовое разделение.
Опять же, у вас категорически неправильное разделение. Все, что вы делаете в игре — это геймплей. Если у одного есть огород, а другой в нем работает, это вовсе не значит, что один играет, а другой работает. Просто один наиграл достаточно, чтобы купить себе огород и нанять на него другого игрока. При этом этот самый игрок вполне может получать удовольствие от работы на этом самом огороде, осознавая, что он не только деньги получает, но и помогает кому-то. Здесь же вылезает еще один социальный слой: убедить кого-то пойти работать именно к тебе. Это вполне себе новые для ММО социальные связи, которые на мой взгляд могли бы себя интересно показать. Ведь по сути отношения «рядовой член гильдии и его лидер» в некоторых случаях не сильно отличаются от «подчиненный и начальник», просто оплата производится не деньгами, а плюшками от нахождения в гильдии.

«Приезжий-работник». Не полноценный игрок. Не часть игрового сообщества.
Да. И что? В ММО-то ему гораздо проще стать его частью. И вообще, давайте честно, в ММО и сейчас полно мимокрокодилов, которые по факту не являются полноценными игроками. Просто у них нет необходимости искать «работу», потому что игра, как правило, либо не предоставляет инструментов для этого кроме чата, либо предоставляет все сама в виде квестов и неписей.

При всем этом, не понятно, в какой момент «работа» игрока начинает приносить владельцу сервиса реальный доход в 10$, компенсирующий стоимость неоплаченной подписки. И стоимость разработки механик для игры за «НПЦ» для неплатящей аудитории тоже.
С тем же успехом можно рассуждать в отношении абстрактной игры «непонятно, в какой момент дпс должен превышать отхил» и т.д. Да, непонятно. Это вопросы геймдизайна и баланса. Вот только если не пытаться сделать — никогда ничего понятно не будет. Будут лишь понятные клоны ВоВ и понятные выживачи, где можно крафтить и строить.
  • +5
avatar
А песочница тут при том, что на мой взгляд введение геймплейных элементов, подразумевающих замещение неписей реальными игроками, возможно в адекватном виде лишь в песочнице.
Всегда казалось, что «песочница» — это игра без нпц в принципе. Там некого заменять.

Про выдачу ресурсов на ферму — это парковый концепт в духе АА, когда ты идешь по квестам, где тебе выдают все, что тебе нужно.
Опять же, не знаю, что там в АА, но в РПГ обычно просто так никто ничего действительно ценного не выдаёт вот прям сразу. Для этого нужно побегать, пофармить, подраться, покрафтить, подрасти и т.п.

Отнюдь. Отличается. Потому что в одном случае ты это воспринимаешь как «Непись выдает стартовый квест. Ему по факту не нужны хвосты, они прописаны разработчиком и исчезнут после доставки». Во втором же случае ты носишь хвосты, драишь палубу и выращиваешь овощи потому что это кому-то нужно. И в отличии от фиксированного текста, прописанного разработчиком, ты увидишь живую реакцию игрока.
Если это будет что-то вроде контрактов-заказов — да. Если же этот игрок работает неписем — ему тоже на самом деле не нужны эти хвосты, он просто живая кукла с чуть большей длиной веревочек. И вся живая реакция будет заключаться в выборе из набора скриптовых эмоций и более-менее одинаковых фраз. При этом «генерировать» разные реакции для сотен-тысяч игроков ему рано или поздно надоест, и начнется ctrl+c — ctrl+v.

Да не сказал бы, это все зависит от геймдизайна. Безусловно, желательно, чтобы начинание с низов не было унылой рутиной, которую нужно превозмочь. Это просто глупо, поскольку первые часы в игре определяют, останешься ли ты в ней. Вот только в хорошей игре это не должен быть градиент от унылого зарабатывания к получению удовольствия. Скорей от получения удовольствия до получения еще большего удовольствия.
Вот-вот. Снова эта оценка: «с низов». «Работающий» игрок оценивается окружающими как недочеловек.
Насчет унылого зарабатывания… Так ведь это и будет зарабатывание. Вся идея в том, что тот, кто не платит, должен заработать себе игровое время. С чего ему кто-то удовольствие обеспечить должен? Удовольствие и отдых — это для тех, кто заплатил. А тут именно что работа.

Если у одного есть огород, а другой в нем работает, это вовсе не значит, что один играет, а другой работает. Просто один наиграл достаточно, чтобы купить себе огород и нанять на него другого игрока. При этом этот самый игрок вполне может получать удовольствие от работы на этом самом огороде, осознавая, что он не только деньги получает, но и помогает кому-то.
Но работник не получает денег. Тем более он не получает ничего от игрока-нанимателя. «Работник» занимается этим не ради гипотетической помощи кому-то, а ради получения игрового времени и разблокировки стандартных для всех возможностей. Не игрок-наниматель выдает игровое время и снимает заглушки. Это просто не в его власти.

И вообще, давайте честно, в ММО и сейчас полно мимокрокодилов, которые по факту не являются полноценными игроками.
О нет, здесь принципиальная разница. Любой, кто приходит в игру, обладает одинаковыми возможностями. Использует он их или нет, отыгрывает ли полностью время — вопрос другой. Но все изначально в равных условиях. А не один — «барин», а другой — «крестьянин».

С тем же успехом можно рассуждать в отношении абстрактной игры «непонятно, в какой момент дпс должен превышать отхил» и т.д. Да, непонятно. Это вопросы геймдизайна и баланса. Вот только если не пытаться сделать — никогда ничего понятно не будет. Будут лишь понятные клоны ВоВ и понятные выживачи, где можно крафтить и строить.
При чем тут баланс и геймдизайн?
Игровое время стоит реальных денег. Внутриигровые ресурсы и деятельность не стоят реальных денег. Они нарисованные. И не конвертируются в реал. За 1000 бревен не купить батон настоящего хлеба.
У нас есть те, кто оплатил подписку. Они принесли владельцу доход. Эти деньги идут на оплату счетов, зарплаты и т.д.
И есть те, кто не платит. Они не приносят владельцу денег. Владелец не может оплатить счет за электричество ресурсами, хоть упашись игрок на огороде.
  • +2
avatar
Всегда казалось, что «песочница» — это игра без нпц в принципе. Там некого заменять.
Не обязательно, но зачастую так и есть. НПЦ в песочницах используются как вспомогательные элементы: торговцы, выдача квестов, создание массовки и прочее.

Опять же, не знаю, что там в АА, но в РПГ обычно просто так никто ничего действительно ценного не выдаёт вот прям сразу. Для этого нужно побегать, пофармить, подраться, покрафтить, подрасти и т.п.
Это все очень относительно. Понятие «ценного» для каждой игры варьируется. Также варьируется время, которое надо бегать, фармить и крафтить. Тут для предметного обсуждения надо брать конкретную игру. Но я могу точно сказать, что ни в одной ММО, в которую я играл, у меня не было напряга в том, чтобы получить все, что мне необходимо для счастья, за исключением каких-то вот прям топовых эпиков. Исключением была, пожалуй, только Ева. И то лишь потому, что мне с первых минут игры захотелось порулить титаном, а это очень долго и трудно.

В остальных же играх… ну просто бегаешь по квестам (или в случае с песочницей, от ресурсного спота до ресурсного спота) и при активной игре все у тебя будет без особого напряга и довольно быстро. Проще говоря, игра сама тебя «трудоустраивает».

И вся живая реакция будет заключаться в выборе из набора скриптовых эмоций и более-менее одинаковых фраз.
Ммм… и такое возможно, конечно. А чем это отличается от любого социального взаимодействия в принципе? Вот есть у вас ЛФГ, где все общение вполне себе может быть ограничено двумя фразами: «го» и «бб». Почему бы тогда не заменить рейды соло-данжами с неписями? Тут уж все от игроков зависит, хотят ли они генерировать ситуации, или нет.

Ну и плюс я же не говорю, что игроки должны изображать реального НПЦ: стоять на месте столбом и выдавать интеракции по команде. Можно прикрутить к этому какие-то мини-игры. Можно дополнительно смотивировать социалку специальными механиками… Будет ли это работать идеально? Да нет конечно. Потому что в любой ММО всегда присутствуют альтоводы и боты, а каждая топовая гильдия будет иметь свой аккаунт с барменом (в случае каких-то плюшек этой профессии). Но как минимум это будет интересно. Как была интересна система суда в АА, хоть работала совершенно не идеально.

Вот-вот. Снова эта оценка: «с низов». «Работающий» игрок оценивается окружающими как недочеловек.
Ну это уж, извините, от игроков зависит. Вы, например, воспринимаете нубов, как недочеловеков? А кто-то воспринимает. Причем сопровождая это фразами в духе «вали отсюда в свою #имя игры»

Тут все тоже самое. Человек пришел новичком в игру, у него нифига нет. Нет ничего зазорного в том, чтобы начать с низов и поработать на другого игрока. Воспринимаю это как покупку гражданства в Европе 1400 или получения пугала в АА.

Я считаю в любой ММО должна быть какая-то первостепенная цель, которая отделяет игроков, которые только что пришли в игру и игроков, для которых эта игра стала домом. Эдакий аналог статуса «гражданина». Но это чисто мое мнение, я вполне допускаю, что не все хотят начинать игру голодранцем.

Но работник не получает денег. Тем более он не получает ничего от игрока-нанимателя. «Работник» занимается этим не ради гипотетической помощи кому-то, а ради получения игрового времени и разблокировки стандартных для всех возможностей.
Эм… чего? В смысле не получает? Вы вообще внимательно прочитали мой пост, прежде чем отвечать?

Причем для дополнительного мотиватора бонусом к зарплате можно предлагать время подписки/премиума.

Речь о бонусе, причем вовсе необязательном. Чисто накинуть день подписки в награду за хорошую недельную работу. А можно не накидывать, это не особо важно.
  • 0
avatar
Человек пришел новичком в игру, у него нифига нет. Нет ничего зазорного в том, чтобы начать с низов и поработать на другого игрока. Воспринимаю это как покупку гражданства в Европе 1400 или получения пугала в АА.
Извините, но я не считаю необходимость «заслужить гражданство» в игре нормальной.

Речь о бонусе, причем вовсе необязательном. Чисто накинуть день подписки в награду за хорошую недельную работу. А можно не накидывать, это не особо важно.
Так изначально речь шла о «работе» как способе «оплатить» подписку альтернативным путем… А теперь получается, что новички приходят работать на бояр-старичков, пытаясь заслужить себе место в игре (?!) и в награду возможно получают денек-другой полноценной игры. От другого игрока. Который не имеет права выдавать время подписки, потому что он не владелец сервиса.
Где-то явно возникло недопонимание и/или беседа ушла не в ту степь.
  • +3
avatar
Где-то явно возникло недопонимание и/или беседа ушла не в ту степь.
Вообще не туда ушли)
  • +1
avatar
Извините, но я не считаю необходимость «заслужить гражданство» в игре нормальной.
Ну… у каждого свое мнение. Я, повторюсь, прекрасно понимаю, что не все захотят начинать игру бесправным голодранцем. Мне же такой подход к прогрессии в ММО кажется наиболее интересным.

От другого игрока. Который не имеет права выдавать время подписки, потому что он не владелец сервиса.
Зато выдавать подписку может алгоритм, отслеживающий продуктивность работы игрока. От работодателя тут требуется лишь основная зарплата работнику.
  • 0
avatar
У тебя предвзятое отрицательное отношение к людям. В той же БДО есть те кто заносит деньги разрабам через магазин, и кто не заносит. И я ни разу не встречал презрительного отношения к людям без шоповской внешки или активированного комфорта. И почему отношение к игрокам зарабатывающим на игру в реале должно отличаться от отношения к работающим в игре? Люди могут перетекать из одной категории в другую по обстоятельствам или желанию.
И есть те, кто не платит. Они не приносят владельцу денег.
В F2P не платит большинство, особенно в Китае. Но это никого не смущает. Каждый бесплатный юзер — потенциальный покупатель. В нашем случае — потенциальный покупатель подписки, но еще он приносит пользу игре своим участием.
  • +8
avatar
В целом мысли достойные внимания, но нет надобности изготавливать ко леты из мух. Некоторые сущьности лучше хронить отдельно, не сиешивая и уж тем более не делая из них нечто неразрывно связанное, как мне кажется.

Лично я предложил бы остановится на стадии, где игра за мобов, саммонов и хелперов доступна игроку без оплаты подписки. Такое триальное окошко в игровой мир, где можно поучаствовать в геймплее, но при этом не иметь прогрессии персонажа тк персонаж каждый раз новый. Это иногда будет интересно сделать и игроку имеющему подписку, для разнообразия своего игрового опыта. Также момент с саммоном можно неплохо обирать для взаимодействия с другом, если вы сильно отличаетесь по уровню развития в игре или имеете плохо совместимые классы. Друг сможет получить контроль над призываемой временной сущьностью, свиток призыва которой можно купить и использовать любым классом.
  • +1
avatar
Кроме того, если ирок сможет получать часть опыта полученного саммоном/мобом на своего персонажа, при условии активной подписки, то эта деятельость будет привлекательа для игрока на подписе, не формирую какой-то стереотип занятия для бедных. Это позволит исключить дискриминационный момент тк разницы между умравляющим мобом/саммоном триальщиком и подписочником не будет видно.
  • 0
avatar
Не думаю что дискриминация может стать такой проблемой.
  • +2
avatar
Не, в теории конечно может. Не стоит недооценивать токсичность игроков, они могут дискриминацию организовать на пустом месте. Однако если ориентироваться на это, то все игры будут про 1000 избранных героев.
  • 0
avatar
Любой, кто приходит в игру, обладает одинаковыми возможностями. Использует он их или нет, отыгрывает ли полностью время — вопрос другой. Но все изначально в равных условиях. А не один — «барин», а другой — «крестьянин».

Почему сразу равные возможности, если один платит подписку, а другой пришел на нее заработать, а потом играть? И почему сразу скатывается в барин/крестьянин. В идеале, тот кто зарабатывает должен работать на благо мира, а не подписчика. Даже если он будет в виде кошки охотиться на птичек в деревне, тем самым создавая атмосферу.

У нас есть те, кто оплатил подписку. Они принесли владельцу доход. Эти деньги идут на оплату счетов, зарплаты и т.д.
И есть те, кто не платит. Они не приносят владельцу денег. Владелец не может оплатить счет за электричество ресурсами, хоть упашись игрок на огороде.

Есть непрямые доходы: кто-то начнет играть потому что много людей уже играют, кому-то понравиться более живой мир, а кто-то закончит учебу и начнет платить подписку. И все эти люди будут привлекать к игре друзей…
  • +2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.