Хотя Dual Universe переживает непростые времена и всё ещё ищет себя, а также интересные игровые схемы, авторы решились на увеличение базовой цены подписки до 10 евро в месяц. Напомню, что летом прошлого года, накануне старта бета-версии, в NovaQuark заявили, что доступ к бета-версии будет по подписке в размере 7 евро. Однако тут же намекнули, что эта цена может такой и остаться навсегда, предлагая её сравнивать с ценой за кофе.
Неуверенность в том, что ваш игровой сервис заслуживает стандартного ценника, и мысли о том, что вокруг него нужно вести торг или вовсе отменять плату за использование, выглядят явным сигналом к переговорам. Но дают ли такие переговоры нужный эффект? Предлагаю рассмотреть примеры двух разных стратегий: Dual Universe и Haven and Hearth.
Давайте сразу отделим мух от котлет. Стандартная цена на подписку в размере 15 долларов исходит из расчёта доходов жителей развитых стран. Для менее развитых стран может существовать специальная политика региональных цен, если устроитель сервиса может справиться с возможными региональными манипуляциями или готов терпеть издержки, связанные с ними. Но странно делать выводы о том, хороша или плоха цена, исходя из наших местных реалий, если известно, что разработчики находятся в другой стране. И согласно уровню жизни той страны они платят по счетам, назначают зарплаты, а также считают конкретные итоговые суммы дохода успешными или не очень.
Это не значит, что, с точки зрения потребителя, скидка в несколько евро здесь не выглядит привлекательной, но она не отделяет возможность от невозможности.
Она не превращает, к примеру, тех, кто не хотел играть в Dual Universe за 10 евро, в её постоянных поклонников, готовых платить 7 евро в месяц на протяжении многих лет.
Возможно, этот ценник был результатом мечты идеолога проекта о миллионах игроков, которые наводнят Dual Universe, и тут, конечно, 7 евро хватило бы, как хватает Netflix с его двумястами миллионами подписчиков. Но уже сейчас понятно, что такой сценарий не случился. Как не случился в подавляющем большинстве других MMO, которые в итоге находили свою аудиторию определённого размера. Мне кажется вполне показательной история Haven and Hearth, авторы которой пять с лишним лет назад отказались от очень крутой системы гибкой подписки.
Один из двух разработчиков этой инди-MMO в момент, когда онлайн его мира по подписке приблизился к сотне человек, написал:
Что ж, с тех пор прошло много лет. И мы можем проверить, выросла ли у Haven and Hearth постоянная аудитория после такого решения. Напомню, что в обоих случаях речь шла о гипотетическом числе, потому что даже при онлайне в 100 человек, с учётом того, что в Haven and Hearth играют люди со всего мира на едином сервере, их активность распределяется по всем часовым поясам. То же самое происходит и в Dual Universe, к слову. Итак, возвращаясь к H&H, мы видим следующую статистику:
Разумеется, на то, что происходило в игре, влияло множество факторов, и в первую очередь — развитие самих игровых механик, качество игрового сервиса. Но мой субъективный вывод из увиденного такой: так или иначе, игра постоянно возвращается к одной и той же отметке и на ней останавливается. Что с подпиской, что без неё.
В случае с Haven and Hearth у нас получилась та самая сотня онлайна, которая не устраивала авторов, но выше которой им не удалось подняться даже после отмены всякой необходимости платить деньги за сервис.
Понятно, что здесь можно возразить: мы не знаем, каким бы был онлайн в Haven and Hearth спустя пять с лишним лет, если бы подписка осталась. Я согласен. На такой вопрос у нас нет ответа, а значит, всё дальнейшее — предположения. Но у нас также есть некоторые факты.
Факт первый: никто не стал брать один доллар. Подписка на сервис просто трансформировалась в подписку на избавления от неудобств. Итак, заплатив один раз 15 долларов за Haven and Hearth, вы получаете: увеличение инвентаря, развитие персонажа на 20% быстрее и 50% «удобства». Факт второй: как известно, удобство в виртуальной среде можно обеспечить, лишь предварительно организовав неудобства. Поэтому, если платить ежемесячно 7 долларов, вы получаете стопроцентное избавление от неудобств. Факт третий: также в игре есть «серебряная и золотая подписки», но не на сервис, а на декоративные головные уборы.
На том же графике вы можете видеть огромное количество ярлычков с буквой «U» — это «Update». Их так много, что они накладываются один на другой при взгляде на шестилетнюю ретроспективу. И в каждом таком обновлении была шапочка для золотых подписчиков, а также зачастую для серебряных. Такую шапочку нужно было придумать, нарисовать и внедрить в игру. Так что каждый ярлычок на графике можно смело считать новым игровым объектом, который вводился в игру из воздуха, зато по цене от 15 до 35 долларов в месяц.
Модели монетизации, от которых остаётся неприятный осадок, мы обсуждали много раз. Но всегда делали это с точки зрения необходимости авторов получать доход, благодаря доступу к более широкой аудитории.
Почему-то автоматически считается, что при отказе от подписки аудитория увеличивается, а деньги снимаются с небольшой её части, и этих денег хватает. Но в случае Haven and Hearth мы видим, что никакого кардинального увеличения аудитории не произошло. Поэтому я позволю себе ещё одно предположение: ничего кардинального не произойдёт и при увеличении цены подписки на Dual Universe. Да, для кого-то, кто недоволен текущим состоянием игрового сервиса, это событие может быть триггером, но как вы представляете себе этот триггер? Неужели в формате «за то, что мне не нравится, я готов платить семь евро, а десять евро — не готов»?
Несмотря на мой изначальный энтузиазм и денежную поддержку Dual Universe на этапе альфы, которая даёт мне бесплатный доступ к игре всё это время, я не вошёл в активную часть аудитории сервиса, я не пользуюсь им. И цена подписки никак не влияет на моё решение. Но она влияет на возможности разработчиков. Она определяет возможность покрытия их расходов с учётом тех, кто активно взаимодействует с игрой, а также затрат на дальнейшую разработку игры силами специалистов, которым нужно платить зарплату.
Для меня, как внешнего наблюдателя, новость о том, что авторы Dual Universe увеличивают именно размер подписки, а не придумывают новый формат переговоров с теми, кто не хочет играть в их игру, оставляет надежду на лучшее. На то, что они планируют развивать именно игру. Надеются рано или поздно убедить меня обратить на них внимание. Так это и должно работать. А как иначе? И в Haven and Hearth я пойду, не тогда, когда мне предложат заплатить доллар вместо десяти, а когда и если там исправят то, что меня не устраивает в этой игре сейчас, или добавят новые интересные возможности.
Неуверенность в том, что ваш игровой сервис заслуживает стандартного ценника, и мысли о том, что вокруг него нужно вести торг или вовсе отменять плату за использование, выглядят явным сигналом к переговорам. Но дают ли такие переговоры нужный эффект? Предлагаю рассмотреть примеры двух разных стратегий: Dual Universe и Haven and Hearth.
Давайте сразу отделим мух от котлет. Стандартная цена на подписку в размере 15 долларов исходит из расчёта доходов жителей развитых стран. Для менее развитых стран может существовать специальная политика региональных цен, если устроитель сервиса может справиться с возможными региональными манипуляциями или готов терпеть издержки, связанные с ними. Но странно делать выводы о том, хороша или плоха цена, исходя из наших местных реалий, если известно, что разработчики находятся в другой стране. И согласно уровню жизни той страны они платят по счетам, назначают зарплаты, а также считают конкретные итоговые суммы дохода успешными или не очень.
Она не превращает, к примеру, тех, кто не хотел играть в Dual Universe за 10 евро, в её постоянных поклонников, готовых платить 7 евро в месяц на протяжении многих лет.
Возможно, этот ценник был результатом мечты идеолога проекта о миллионах игроков, которые наводнят Dual Universe, и тут, конечно, 7 евро хватило бы, как хватает Netflix с его двумястами миллионами подписчиков. Но уже сейчас понятно, что такой сценарий не случился. Как не случился в подавляющем большинстве других MMO, которые в итоге находили свою аудиторию определённого размера. Мне кажется вполне показательной история Haven and Hearth, авторы которой пять с лишним лет назад отказались от очень крутой системы гибкой подписки.
Один из двух разработчиков этой инди-MMO в момент, когда онлайн его мира по подписке приблизился к сотне человек, написал:
Если делать простой выбор между двумя вариантами — брать по одному доллару у тысячи человек или по десять долларов у ста человек — я предпочту первое.
Что ж, с тех пор прошло много лет. И мы можем проверить, выросла ли у Haven and Hearth постоянная аудитория после такого решения. Напомню, что в обоих случаях речь шла о гипотетическом числе, потому что даже при онлайне в 100 человек, с учётом того, что в Haven and Hearth играют люди со всего мира на едином сервере, их активность распределяется по всем часовым поясам. То же самое происходит и в Dual Universe, к слову. Итак, возвращаясь к H&H, мы видим следующую статистику:
Разумеется, на то, что происходило в игре, влияло множество факторов, и в первую очередь — развитие самих игровых механик, качество игрового сервиса. Но мой субъективный вывод из увиденного такой: так или иначе, игра постоянно возвращается к одной и той же отметке и на ней останавливается. Что с подпиской, что без неё.
Понятно, что здесь можно возразить: мы не знаем, каким бы был онлайн в Haven and Hearth спустя пять с лишним лет, если бы подписка осталась. Я согласен. На такой вопрос у нас нет ответа, а значит, всё дальнейшее — предположения. Но у нас также есть некоторые факты.
Факт первый: никто не стал брать один доллар. Подписка на сервис просто трансформировалась в подписку на избавления от неудобств. Итак, заплатив один раз 15 долларов за Haven and Hearth, вы получаете: увеличение инвентаря, развитие персонажа на 20% быстрее и 50% «удобства». Факт второй: как известно, удобство в виртуальной среде можно обеспечить, лишь предварительно организовав неудобства. Поэтому, если платить ежемесячно 7 долларов, вы получаете стопроцентное избавление от неудобств. Факт третий: также в игре есть «серебряная и золотая подписки», но не на сервис, а на декоративные головные уборы.
На том же графике вы можете видеть огромное количество ярлычков с буквой «U» — это «Update». Их так много, что они накладываются один на другой при взгляде на шестилетнюю ретроспективу. И в каждом таком обновлении была шапочка для золотых подписчиков, а также зачастую для серебряных. Такую шапочку нужно было придумать, нарисовать и внедрить в игру. Так что каждый ярлычок на графике можно смело считать новым игровым объектом, который вводился в игру из воздуха, зато по цене от 15 до 35 долларов в месяц.
Почему-то автоматически считается, что при отказе от подписки аудитория увеличивается, а деньги снимаются с небольшой её части, и этих денег хватает. Но в случае Haven and Hearth мы видим, что никакого кардинального увеличения аудитории не произошло. Поэтому я позволю себе ещё одно предположение: ничего кардинального не произойдёт и при увеличении цены подписки на Dual Universe. Да, для кого-то, кто недоволен текущим состоянием игрового сервиса, это событие может быть триггером, но как вы представляете себе этот триггер? Неужели в формате «за то, что мне не нравится, я готов платить семь евро, а десять евро — не готов»?
Несмотря на мой изначальный энтузиазм и денежную поддержку Dual Universe на этапе альфы, которая даёт мне бесплатный доступ к игре всё это время, я не вошёл в активную часть аудитории сервиса, я не пользуюсь им. И цена подписки никак не влияет на моё решение. Но она влияет на возможности разработчиков. Она определяет возможность покрытия их расходов с учётом тех, кто активно взаимодействует с игрой, а также затрат на дальнейшую разработку игры силами специалистов, которым нужно платить зарплату.
Для меня, как внешнего наблюдателя, новость о том, что авторы Dual Universe увеличивают именно размер подписки, а не придумывают новый формат переговоров с теми, кто не хочет играть в их игру, оставляет надежду на лучшее. На то, что они планируют развивать именно игру. Надеются рано или поздно убедить меня обратить на них внимание. Так это и должно работать. А как иначе? И в Haven and Hearth я пойду, не тогда, когда мне предложат заплатить доллар вместо десяти, а когда и если там исправят то, что меня не устраивает в этой игре сейчас, или добавят новые интересные возможности.
1 комментарий