avatar
Я уже как-то рассказывал историю Джона Смидли и подшефных ему игр, но так как поверхностным поиском её не нашёл, пожалуй, повторю и немного дополню.

Итак, когда SWG была вполне себе перспективной, хоть и не сверхпопулярной MMO, Смидли и другие товарищи из SOE решили, что показатели при имеющейся самой популярной в мире франшизе никуда не годятся, особенно на фоне стремительного роста WoW. Решено было срочно повторять и догонять WoW, и обновлением с кардинальной переделкой основ игра была для прежней аудитории фактически убита.

Здесь происходит первый примечательный момент: параллельно с SWG в то же время существует другая молодая sci-fi MMO — EVE Online, которая по показателям онлайна сильно отстаёт от SWG. Но после решительной попытки «догнать WoW» из SWG уходит две трети пользователей, причём большая их часть уходит именно в EVE Online, обеспечивая той рост, новые возможности и популярность.

Проходит время, много времени, SWG окончательно закрывают, у SOE практически нет реально успешных MMO, хотя раньше это был законодатель жанра. Джон Смидли «понимает, в чём дело»: оказывается, всё это время нужно было делать песочницы… как EVE Online. Так как в плане долгосрочного сервиса контентная модель не вывозит, контент съедают быстрее, чем производят. И это при том, что у SWG были в этой сфере, повторюсь, куда более прочные позиции, чем у EVE Online. Не начни менеджеры дёргаться, а продолжи они развивать SWG так, как в своё время CCP развивали EVE Online, мы бы получили куда более крутую и, что важно — более доступную для разных групп игроков, стопроцентную песочницу, до которой EVE Online никогда бы не допрыгнула. Даже в стартовом наборе там был и интереснейшая система добычи, и богатейший крафт, и свободная экономика, и строительство домов с магазинами, и строительство городов, и выборы мэра, и консенсусное PvP, и сложное PvE.

Окей, хорошо, все ошибаются. Бывает. Смидли начинает кампанию Everquest: Next, попутно постоянно твердя «песочница». Он так полюбил песок, что даже на презентации EQ: Next нанял авторов песочных картин, которые по ходу дела рисовали какие-то образы. Проблема была только в одном — Джон постоянно путался в том, что такое «песочница» и до конца этого, похоже, не понимал. То песочницей у него была EVE Online, где суть «песка» в свободном сопряжении механик, то Minecraft, где суть песка в сочетании кубиков. Наверное, можно было как-то соединить и то и другое, но более туманной презентации, чем презентация EQ: Next, я не встречал. По поводу игры непонятно было решительно ничего. И, похоже, прежде всего, самому Джону Смидли. Кроме одного — пока решено было сделать клон даже не Майнкрафта, а креативного режима Майнкрафта на основе готовой технологии VoxelFarm — EQN: Landmark. Это было чистейшее заимствование во всём (ни идея, ни технология не принадлежали SOE) — ноль собственных мыслей. Но была надежда, что эти строения как-то пригодятся в EQNext. При этом, повторюсь, про сам EQNext было совершенно ничего не понятно.

Что интересно, когда команда EQNext оказалась ядром Ashes of Creation, главные идеи и наработки были чётко описаны в первом же презентационном материале без всякого тумана. Абсолютно прозрачно, понятно, свежо и перспективно. Может, идея дозрела позже. Может, ещё что-то, но выходить с тем, с чем вышел к людям Джон Смидли во время презентации EQNext, нельзя было. Да, он судорожно искал денег, судя по всему, он хотел впечатлить руководство Sony, или набить цену перед продажей, но к игростроению это имело крайне малое отношение.

И вот теперь человека с этой историей взяли на ключевую должность в одну из студий Amazon Games. Промежуточный результат ты видел в этом разговоре. И да, я понимаю, что ТАК производить игры очень дорого. Не сомневаюсь.
avatar
Кстати, происходят и «обратные процессы», направленные на популяризацию фритуплея. Но не обязательно в ММО сфере.

Ну, ты приводишь в пример обычную гачу. Люди считают, что так заработают больше. Назвать это целым процессом, да ещё и с некой намеренной целью популяризации фритуплея, у меня не получается.

Мои доводы не о том, что фритуплей вдруг исчезнет. С чего бы? Есть множество людей, которые искренне не хотят платить за игры, считают это зазорным. Как не хотят платить за книги или фильмы. А смотреть или читать хотят. Просто в случае чистого контента, вроде книг и фильмов, это не монетизируешь иначе, чем через продажу доступа (или рекламу с существенным разрушением погружения). А в случае с играми можно что-то придумать.

Тут ведь вопрос другой — а ты лично хотел бы делать работу для тех, кто твой труд ни в грош не ценит, и кто деньги тебе отдаст только под принуждением через психологические уязвимости, поэтому чем глупее такой клиент, тем лучше?

Возвращаясь к тенденциям: именно лозунг «вам не нужно платить» срабатывает всё хуже и хуже, я об этом. Он уже работает как токсичная штука, потому что аудитория накопила опыт в духе «Не надо платить? Ясно. Значит, будут грабить». :)
avatar
Вот у меня есть запрос на мморпг новую, желательно по подписке, желательно песочницу но я готов к эспериментам, куда мне сейчас пойти можно?

Ну, и, кстати, по всем параметрам — Dual Universe. Игра в бэте. По подписке (6 евро в месяц). Чистая песочница. Однозначно MMO.
avatar
Игры на деньги, в мморпг, ничего плохого?
Игры на деньги в принципе. Например в покер, в дружеском кругу. Впрочем, и против MMORPG на реальные деньги, типа той же Planet Calypso, я был бы не против, если бы не видел на примере истории этой игры, как в ней клиентов разводят на деньги. Поэтому, в отличие от покера, хорошей реализации такой идеи на практике не встречал.

Вот у меня есть запрос на мморпг новую, желательно по подписке, желательно песочницу но я готов к эспериментам, куда мне сейчас пойти можно? Может быть признаем что игры на деньги вытеснили все остальное?
Хм… ты меня уговариваешь это сделать? :) Того, кто об этом трубит все последние годы, начиная вот с этой заметки? :)

Я вобще не знаю что должно произойти чтобы ситуация поменялась, может мне вот на этот вопрос ктонить ответить?
Прежде всего, процессы уже происходят, и отнюдь не в пользу фритуплея, которым несоизмеримо сложнее кого-то заманить, чем лет пять назад. Наивные люди всё ещё существуют, но искать их в основном приходится уже на мобилках. На нашей же платформе ситуация давно прошла отметку «хотя бы buy-to-play» и здесь наконец-то вполне трезво начинают обсуждать подписку, не как волшебную пилюлю, а как планку качества.

Потому что нельзя просто захотеть запустить MMO по подписке. Она этому уровню, уровню ежемесячных транзакций, уровню постоянно развивающегося сервиса, которым человек доволен, должна ещё и соответствовать. Это, как и раньше, самая сложная, самая амбициозная задача во всей игровой индустрии. Совсем не любая конструкция, заявляющая, что она MMO, может этой планке качества соответствовать.

Но и для любителя MMO, прости, не каждая игра, формально считающаяся MMO, может подойти, если, конечно, цель не занять руки от скуки, а действительно погрузиться в MMO. То есть строить долгосрочные планы, не бояться вкладывать довольно много времени в игру и в развитие человеческих отношений там.

… что я как игрок должен с этим делать? Не играть чтоль?
Именно поэтому меня удивляет вот этот вопрос. А во что, собственно, ты собираешься играть, если явно не видишь подходящих для этого условий? Или видишь? Если видишь, расскажи мне, как ты спрашиваешь меня про подписку, во что же ты играешь в плане MMO без неё? В какой среде ты выстраиваешь те самые долгосрочные планы на многие годы, получаешь именно социальный геймплей, развитие отношений, интересные высокоуровневые социальные сюжеты, развитие собственной команды, бурное и динамичное развитие игровых механик? Где вот эти все истории о полноценной виртуальной жизни, для которых и создан ММОзговед? Ты же не думаешь, что стимулы, на которых живёт сервис, не влияют на внутренние процессы?

Так что это не вопрос бойкота. Если тебе есть во что играть, есть где выстраивать всё то, что тебе важно, есть куда позвать друзей и не столкнуться через полгода с очередным кидком, почувствовав себя дураком, как в Archeage, есть где почувствовать, что твои игровые вложения действительно важны, а не покупаются в официальном магазине по цене двух бутылок пива, вперёд — значит, подписка не нужна, всё ок. Не надо ничего делать кому-то назло и себе во вред.

А если не получаешь того, что ищешь, в жизни есть множество интересных сфер проведения досуга. О чём я пишу ровно столько, сколько существует ММОзговед — не считайте себя запертыми в четырёх стенах заложниками. Перед вами весь мир. Двери открыты. Стокгольмскому синдрому браться неоткуда, кроме собственной головы. Это ваша совсем не бесконечная жизнь. Мы делали и продолжаем делать проект для взрослых людей, поэтому не собираемся втюхивать какую-то пропагандистскую ерунду про то, что мир изменился и вы теперь обязаны соглашаться на худшие условия, только потому что мы решили создать площадку про MMO.
avatar
Просто видимо люди и так это делают и среда равных возможностей не обязательное условие для этого события.
Люди — понятие растяжимое. Они разные. И каждому нужно своё. Нет ничего плохого в играх на реальные деньги, особенно если в них участвуют люди по доброй воле и без психологических проблем в этой области. Нет ничего плохого и в играх, которые щекочут самолюбие через свой кошелёк. В конце концов, так работает примерно половина экономики — покупка совершенно необязательных вещей, как подтверждение успеха. И в этом я также не вижу проблемы. В смысле, если человеку это эмоционально нужно — почему нет? Такая услуга.

Проблема появляется тогда, когда людей куда-то зовут для другого. И прекрасно понимают, что иначе не дозовутся. Вот где возникает мошенничество. Здесь рассуждения о том, что нужно или не нужно людям слегка начинают буксовать. Верно? Потому что как нужно прорекламировать, привлечь, так «у нас не будет пейтувина, у нас будут равные возможности, только косметические предметы (тот ещё бред, но ладно)» и тому подобное. Если есть реальный запрос на другое, почему не рекламируют то, на что есть запрос? Типа, «да, у нас пейтувин, почувствуй себя успешным после работы», вот это всё. Где? Ну, кроме мобилок, которые понятно что и для кого.
avatar
Сейчас у них снова лёг сервер синхронизации открытий. Возможно, поэтому ты не видишь наших названий.
avatar


Адрес прежний.
avatar
Изменилась сама планета. Теперь там красная трава, другие животные и другая растительность. Но глифы я проверю, без проблем.
avatar
Это они сделали как раз на отдельных новых планетах, которые добавили минимум по одной в каждую систему. Рельеф прежних они не трогали, чем формально сохранили прежние вложения игроков. Базы (почти) не ушли под землю, или не парят в воздухе.
avatar
В принципе, я не против того, чтобы они переопределили всё, кроме ландшафта. Я на это морально был готов. Но вот на что я не был готов, так это на получение того же стандартного набора компонентов. Опять же — не берусь судить окончательно. У меня нет выборки. Сужу по тому, что увидел в Колыбели после переопределения. Это стандратная флора и стандартная фауна из хорошо известных мне компонентов, которых я насмотрелся в прежних путешествиях.
avatar
Да, я на основе этого видео и писал материал. Но я считал, что Шон понимает — базы в большинство случаев выбирались не наобум, а строились на полюбившихся планетах. Например, Нью Леннон — главная планета Galactic Hub, выбиралась именно из-за динозавров там и общей атмосферы. Теперь они написали, что Нью Леннон потерял всякий смысл после Origins. То есть, по большому счёту, это такой очень формальный подход — мы ваши базы оставим, и ландшафт, но флору, фауну и освещение поменяем.
avatar
Ну, мне вообще кажется очень перспективной идея показать привычный мир из глаз карликовых существ, да, когда даже трава — это лес. :)
avatar
Хм… а ты тот ещё жук, оказывается. Очень интересная идея.
avatar
Ну и старые выглядят по-другому, разумеется.

Я только что понял, что изменилась не только фауна, но и флора. Обратите внимание на красивейшие деревья Ле Гуин в прошлом:



И сравните с тем, что сейчас:



Теперь это стандартные широколистные штуки, которых всегда было полно. Пока масштабные выводы делать, понятно, нельзя, но по Колыбели я вижу крайне печальную картину. Полностью переопределённое зерно почему-то принесло всё те же элементы флоры и фауны, причём в более банальных сочетаниях.

Если уж переопределяли, обнуляя все мои находки, я надеялся увидеть что-то намного лучшее.
avatar
Верно. Я неправильно выразился — всё же не поиск дома, а поиск опорной системы. И желательно в сторону центра галактики. К слову, сейчас есть возможность узнать и рассказать очень много нового, интересного об устройстве вселенной. Например, как выглядят системы, в которых никто не бывал? Сколько планет нового типа в них? Ну, и масса другой интересной информации.

Думаю, также стоит по ходу дела выработать дополнительные критерии для опорной системы. Например, наличие более одной звезды в системе. Ну, и прочие интересные особенности, которые появились в Origins.
avatar
История проекта «Колыбель» была и раньше далека от завершения. Ведь предполагались новые опорные системы по пути к центру галактики. А теперь можно констатировать, что мы лишились многих привлекательных черт опорной системы. Увы, желание сохранить прежние находки игроков, похоже, в Hello Games не смогли воплотить в жизнь. Так что планов полно. Но я пока передаю эстафету поиска нового дома другим участникам проекта. :)
avatar
Оу… вот это вообще интересно. Особенно с учётом реального уровня развития MMO-сообществ. :)
avatar
Спасибо! Признаюсь, в конце этого текста я как раз хотел добавить абзац о том, сколько, судя по именам, наших соотечественников работает в команде разработчиков OWW. Я хотел рассказать об этом не из-за ложного чувства принадлежности, а потому что очень часто слышал оправдания в духе «в отечественной игровой индустрии можно заниматься либо фритуплеем, либо мобильными доилками, либо вообще откровенными слот-машинами». И вот интернет окончательно убрал все эти мнимые границы, оставив их только в головах тех, кто на большее, чем очередные слот-машины, не способен, а разработчиком игр себя считать всё ещё хочет. В итоге мы видим соотечественников не просто в качественных игровых проектах, а в глубоко новаторских и очень смелых, таких как OWW или Eco.

И вот за это уже вам огромное спасибо. Потому что идти по рельсам просто и безопасно, и зайти по ним на те сомнительные территории, где оказались ваши (бывшие) коллеги под девизом «не мы такие, жизнь такая» слишком просто. А вы делаете что-то совершенно невероятное. Мне хотелось бы, чтобы вы знали, что есть люди, которые ценят не только результат, который, конечно, заслуживает ещё множества текстов и хороших слов, но и вашу смелость. Вы очень крутые! Мне кажется, нам важно об этом говорить.

В текст тот абзац я не добавил, решив, что уйду от основного смысла, разрушу структуру, но раз уж здесь появился такой комментарий, мыслью с удовольствием поделюсь. И обещаю делать это не только в комментариях. Ведь не добавив текст в эту заметку, я запланировал его в другой. В общем, так держать! Вы двигаете этот мир вперёд.
avatar
Что ж, я немного успокоился — в Hello Games всё же работают живые люди, а не инопланетяне. Гладко на бумаге, а в игре — не очень. Многие находки «Колыбели», увы, с обновлением дезинтегрировались. Начнём с Лема. Кто бывал там, помнит удивительную атмосферу и свечение аномальных разноцветных геометрических фигур. Теперь этого нельзя увидеть из-за изменившегося на планете освещения:


Здесь я планировал построить самую амбициозную базу в системе. Нарисовал проект. Искал место около недели. В общей сложности потратил часов десять пеших исследований. Ых.

Дальше. Шекли — столичная планета. Трава теперь не синяя, как была, а красная. Сама база была очень точно пристроена к космопорту, и за год ни разу координат не теряла. Теперь же ушла на пару метров ниже, что, разумеется, повлияло на все уровни базы.


Зато облака, кажется, стали ещё красивее:


На всех базах у меня было питание от электромагнитных аномалий. Сейчас оно по каким-то причинам не работает, хотя аномалия на месте.

Также полностью переопределился животный мир. А он был важным фактором выбора «Колыбели». Увы, хотя планета Ле Гуин в плане сочетания и травы, к частью, уцелела, как и в плане базового уровня кострукции, по планете теперь ходят вот такие уродцы:


Зато появились гекообразные обитатели:


Новая планета в системе болотного типа. Интересно, что с орбиты видно более чёткое разделение на материки и океаны.


На самой поверхности так:

avatar
На счет эпичности — на мой еще неопытный взгляд, тут везде постройки класса M. Эпично было бы L и XL.

А это от типа ядра зависит?