Впечатления от New World Preview

Весь New World (в версии Preview, по крайней мере) ощущается как вкусное недорогое вино. Оно приятное, терпкое, не бьёт по карману и доставляет достаточно удовольствия. Но всё ещё где-то внутри свербит понимание, что ты всего лишь смирился, что просто хорошее лучше, чем ничего. И, по меркам вин с большой буквы «В», ты всё ещё далёк от идеалов вкуса и фактуры. New World такой же — правильные и прекрасные геймдизайнерские решения в нем соседствуют со средним исполнением, великолепие графики и игровых локаций — с однообразностью моделей окружающих предметов, а глубокая интеграция крафта в жизнь сообщества — с ничтожно малым количеством крафтовых рецептов и обширным дропом снаряжения с мобов.

Читать дальше →

Метагейм и можно ли «победить» в ММОRPG

Игровые дизайнеры создают сложные взаимосвязанные системы. Они закапываются в excel-таблицы и выверяют до миллиметра скорость прогресса игрока, балансируют вызов и награду, определяют все нюансы взаимодействия игрока с экосистемой игры, чтобы передать конкретный, прогнозируемый, заложенный в ядро опыт.

Игроки, в свою очередь, часто по-разному интерпретируют вызов, поданный разработчиками, и их посыл — изучайте игру, добивайтесь результата. Как следствие, часто, пока одни игроки воспринимают игру как диалог с ее создателями и проводят множество часов в изысканиях, другие принимают вызов буквально — роют землю в поисках наилучших стратегий, минимизации слабостей и максимизации сильных сторон.

Этому делению игроков по ожиданиям от игры не один десяток лет. Существует множество объяснений эмоциональной, социальной и психологической подоплеке этих различий. Множество разделений и градаций профилей. Но все они, так или иначе, имеют общие корни. Все они манипулируют понятием метагейма, как характеристики влияния внешней среды на поведение игроков в игре.

Читать дальше →

Здравствуйте! Я - ММО и я - жанр

На последнем (на момент написания заметки) «Горячем Чае» мы долго и «горячо» обсуждали текущий формат ММО игр. Пустились, конечно же, в абстрактные манипулирования понятиями «нарратива», «метагейма» и прочих «сложных» материй. Так вышло, контекст разговора способствовал — открытые подземелья и взаимодействия игроков в них. Хотя в итоге, как мне кажется, все свелось к череде простых вопросов — зачем игроки приходят в ММО-игры, какой игровой опыт они ждут, какой геймдизайн им нужен?

В моем повседневном гейминге на текущий момент сложилась интересная триада игр — Last Of Us 2, Eco, ESO. Когда я думаю об этом, понимаю, что это прекрасный пример разделения жанров и путей взаимодействия игры и игрока. Каждая из этих игр отражает определенный подход и к нарративу, и к метагейму, и к общему видению разработчиком проектирования игровых механик.

В каждую из этих трех игр игрок пойдет за определенным опытом. Две из трех игр точно знают, к какому жанру они принадлежат, а одна, если и не сомневается, то, по меньшей мере, мечется между несколькими. У всех этих игр есть свой фундамент. Но на каждый фундамент может найтись свой ручеек, который подточит его прочность. Так глубоко личное для каждого игрока одиночное повествование игры от Naughty Dog запросто будет убито любым присутствием других игроков, а плотно завязанное на экономических и социальных взаимосвязях Есо не будет иметь никакого смысла в одиночной игре. Таковы законы жанров, таковы риски их нарушения.

Читать дальше →

Открытые подземелья или "Я сюда не в сингл играть пришел"

Геймдизайнеры в ММО привыкли (и, если верить тому, что говорят более опытные приверженцы жанра, уже давно) к упрощенному моделированию любых игровых ситуаций через инстансы. И понятно почему — простота и доступность для игроков, легкость геймдизайна для разработчиков. Да и с точки зрения издателей это, как и очень многое другое — отличный повод предложить игру как можно более широкой аудитории. А значит, заработать больше денег.

Инстансы, ежедневки, распределение лута — такова реальность. Каждому свое. А раз «каждому свое», то с той же легкостью мы можем, на примере Elder Scrolls Online, посмотреть реализацию противоположного подхода. Пусть даже в процессе из-за, будем честны, далеко не образцовой проработки, придется немного пофантазировать.

Речь о Public Dungeon – механике неинстанцированных «подземелий» (далеко не всегда именно подземелий), где в общем пространстве игроки решают игровые задачи, побеждают Боссов, находят сундуки с лутом, помогая, а иногда и мешая друг другу.

Читать дальше →

Мягкий «плед» игровых механик или «раньше было лучше»

За окном 2020 год. Музыку не нужно держать в памяти телефона — все в стриминге. Фильмы и сериалы — не помню, когда я их смотрел не на Netflix или Amazon Prime. В такси не нужно говорить с водителем, ведь Uber. И вместо похода в магазин можно вызвать курьера к себе домой. Удобство и доступность — вот, чем живет мир.

И все эти «милые» «ностальгические» воспоминания о том, что батарейки для плеера всегда должны быть с запасом, ведь «перемотка» съест заряд, фильм должен уместиться в 700 МБ ибо CD-R, а сеть есть только у друга в соседнем подъезде — вызывают не более чем легкую улыбку. О том, что все это ушло, никто всерьез не сожалеет. Как говорится, спасибо, что были с нами.

Игры, совершенно оправдано, все прошедшие годы стремились к тому же, к чему и весь мир вокруг — удобство, доступность, простота. Но на дворе все тот же 2020 год, а опрос на ММОзге рисует весьма занимательную картину того, как стремления разработчиков к упрощению жизни их игрового комьнити, разошлись с мнением того самого комьюнити в разные стороны.

Читать дальше →

Место ремесленника и чувство "мастерства" в Elder Scrolls Online

Есть у человека такая «особенность» — желание получать признание, чувствовать себя нужным. Еще люди любят, когда другие видят в них профессионалов, мастеров своего дела, к которым можно подойти с вопросом или с просьбой и, что уж таить, люди любят, когда мастерство и признание приносят хороший доход.

В ММО я, несомненно, также хочу вложить свои силы и время, а в ответ получить от игры такие механики крафта, с которыми я буду ловить «то самое чувство» мастерства, добытого часами собственного труда.

Кто-то может сказать, например, что многие часы «серийного автокрафта» с покупкой ингредиентов на аукционе или АФК-рыбалка — это тоже «часы вложенного труда» и, следовательно, тоже мастерство. И если бы я не знал, что может быть по-другому, наверное, я бы даже согласился. Но я вижу, что можно иначе. Например, в Elder Scrolls Online.

Читать дальше →

«Основы экономической теории» от Bethesda или как «купить» Elder Scrolls Online

Есть у нас в семье хорошая традиция: раз в год мы с женой заносим Тодду Говарду деньги за Скайрим. На ПК, на PS4, за ремастер, вот прошлой осенью на Игромире за TES 5 на Switch через ребят со стенда Nintendo передали. И как-то так сложилось, что, несмотря на давнюю (еще с Morrowind и школьных лет) историю тесных взаимоотношений со «свитками», ММО-шная глава странным образом обходила нас стороной.

Но, раз уж традицию в этом году поддержать будет невозможно, а BDO окончательно утомила своим ленивым подходом PA к разработке нового контента, мы нырнули с головой в мир Тамриеля, который много лет уже разрабатывает Zenimax Online.

С порога нас встретила «не разберешь без пол-литра» схема монетизации игры, в которой мы, надеюсь, разобрались. В связи с выходом главы Греймур, а с ней и официальной локализации на русский язык, к игре «слегка» повысился интерес. Ниже беглое описание того, как и за что вы платите дяде Тодду.

Читать дальше →

Как мы ищем игры в играх

Тема агрессивных монетизаций в ММО, безусловно, благодатная почва для длинных комментариев и горячего обсуждения. Но сегодня я не хочу обращаться в тысячный раз к и без того очевидным доводам об отрицательном эффекте подобных вещей, а хочу поговорить о реализации некоторых механик Black Desert, на которые влияют продукты внутриигрового магазина.

Текст ниже — это, скорее, монолог о том, что, «оказывается», талантливыми разработчиками и гейм-дизайнерами в игру заложены интересные механики (большие и малые) — общение и взаимодействие групп, при фарме, при торговле и производстве, крафте, — и о том, как монетизация, в конечном итоге, на эти механики влияет, меняет, а иногда отменяет.

И заодно попытка задать вопрос: монетизация в отличной игре — это лишняя соль в блюде, которое после этого все равно можно есть, или всё-таки ложка дегтя в бочке с медом?

Читать дальше →

Ярмарка простых удовольствий

Говорят, есть сказочная страна, в которой разработчики и издатели игр альтруисты, их помыслы чисты, сердца горят идеей создать лучшую игру, а во главе всего стоят исключительно интересы игроков. Еще говорят, что в той же сказочной стране живут игроки, которые хотят быть быстрее, выше, сильнее и для этого «точат» свое мастерство и с блаженными улыбками бегают игровые марафоны, пересекая финишную ленточку, дружно обнимаются и жмут друг другу руки, глядя в искренние честные глаза своих оппонентов.

Читать дальше →

Схемы монетизации и дисбаланс игровых систем

Проблемы схем монетизации, которые практикуют издатели в современной игровой индустрии, давно вызывают споры и вопросы у игроков. А в последнее время даже у правительств отдельных стран (в части азартных игр). Мнения, конечно, разнятся. Есть те, кто их использует осознано, имея для этого деньги, и те, кто всячески отрицает их или просто не имеет возможности платить за игры больше их начальной стоимости, либо больше ежемесячной подписки на сервис.

Но мы не будем о коммерции, гэмблинге и прочем. Вместо этого давайте порассуждаем о фундаментальном влиянии монетизации на геймплей и внутриигровой баланс игр (в первую очередь мультиплеерных).

Читать дальше →