Одно из самых нелюбимых слов, которые я встречал в MMO — “адекватный”. Вот эти крики в чате: “Ищем адекватных людей”, или “Ищу адекватную команду”. Всегда почему-то именно это слово задевало. Неужели вы пришли в MMO ради поиска адекватности трамвайных попутчиков, а не ради чего-то яркого, искреннего, запоминающегося? И тот же запрос у меня был к разработчикам игр — мне не нужна ваша адекватность. Наоборот — взорвите мне мозг, погрузите в невероятный и удивительный мир, сделайте так, чтобы реальность была блеклой копией того, что вы можете предложить.
Не нужна адекватность? Реакция разработчиков не заставила себя ждать. Только неадекватность проявилась не в смелости идей, а в постепенном, но неуклонном отрыве их целей от целей игроков. Мы стали не просто чужими — постепенно мы превратились во врагов. Настолько, что попытка со стороны авторов нас подловить, выкрутить руки, поставить шах и мат, стала восприниматься даже игроками, как адекватная стратегия. Все верно — это действительно адекватная стратегия для противника. Но авторы и их аудитория не могут быть противниками. В этот момент я затосковал по настоящей адекватности.
Стивен Шариф мне не очень понравился на персональном уровне. Его манера говорить, его излишняя самоуверенность и да, то, что стало теперь локальным мемом сообщества Ashes of Creation — его сандали на уровне объектива камеры в первом же стриме разработчиков.
Мне также не нравится его представление о том, что магазин с косметическими товарами можно спокойно набить разнообразными шкурками для оружия и брони, шапочками к рождеству, ездовыми животными и питомцами, считая, что все это к игре не относится. А к чему тогда?
Я не разделяю либерального подхода Стивена к альтам и даже к мультибоксингу. Не требую какой-то пламенной борьбы с ними и обещаний искоренить, мне любопытно его отношение к их использованию на персональном уровне. И здесь мы сильно не совпадаем.
Но это и не нужно. То есть желательно, конечно, и мне было бы приятно увидеть в ком-то из разработчиков стопроцентное отражение моей субъективной позиции, но выставлять это в качестве базового требования к автору игры — какой-то запредельный идеализм.
Между этим идеализмом и иррациональным желанием объяснить какими-то особыми целями разработчика попытки облапошить меня должно найтись прочное основание взаимного понимания, представления об интересах, не убивающих на корню интересы другой стороны.
За эти дни я переслушал множество стримов, перечитал и пересмотрел массу интервью, где главным действующим лицом был Стивен Шариф. В одном из таких интервью, ведущий, прощаясь со Стивеном, сказал то, что я прекрасно понимаю:
Оставаться любителем MMO в последние несколько лет было очень тяжело. Меня это откровенно вгоняло в депрессию. Смотреть по сторонам и видеть все это… понимаете, мне не нужны другие игры, я не хочу быть в постоянном поиске, мне нужна та игра, в которой я буду уверен. Уверен, что она будет до конца моих дней. И мне кажется, что Ashes of Creation — именно такая. Если вы сдержите обещания, если никогда не станете фритуплей или какой-то подобной ерундой, вас ждет грандиозное будущее.
Этот крик души я прекрасно понимаю. Но он для вас и не новость — таких криков со стороны игроков, блогеров и даже тех игровых журналистов, которые не смогли уговорить себя писать обо всем подряд, не замечая монетизации, у нас на руках предостаточно. Поэтому я предлагаю послушать крик души Стивена Шарифа.
Вопрос: Нам уже известно, что Ashes of Creation будет игровым сервисом на ежемесячной подписке с магазином косметических предметов и без необходимости платить отдельно за коробку. Что заставило вас выбрать подписку, в то время как большинство MMO выбирают free-to-play?
Ответ: Думаю, самым важным в выборе подписки стало то, что я не хочу видеть никаких лазеек для возникновения ситуации “pay-to-win” в Ashes of Creation. Или даже модели, в которой вы платите за “удобство”, за “комфорт”. Или любой другой модели вымогательства, которые мы можем наблюдать в последних тенденциях разработки MMO, и которые вызывали у меня только разочарование. Вы же сами видите, как эти free-to-play игры появляются на рынке и располагают игровые преимущества за витриной с ценниками. Как в игровом магазине раскладываются очень нужные предметы. Все это безумно вульгарная стратегия пейтувин-монетизации. И это меня приводит ПРОСТО В ЯРОСТЬ!
В смысле — зачем мне в это вообще играть?! Ведь частью социальной среды, частью игровой механики как раз и является то, что вы решаете проблемы, вы развиваете своего персонажа и его экипировку, вы вместе развиваете свою команду через игровой процесс, занимая место в социуме. И тут появляется какой-то тип, который становится наверху пищевой цепочки, потому что он потратил пять минут на затаривание товарами в игровом магазине. И вы такой — ШТО?! Да вы издеваетесь!
Подписка дает нам возможность уйти от всего этого и продолжать развивать наш мир, получая постоянный приток денег и постоянно выпуская взамен обновления, новые механики, новый контент. Нам не нужно заниматься всеми этими фритуплейными уловками, пейтувином, вымогательством, которые все мы испытали на своей шкуре. Мне не нравится набрасываться на всю индустрию, я не утверждаю, что все сделанное в последнее время — абсолютный шлак. Были и очень интересные моменты, которые меня привлекали. Но в то же время, я прекрасно слышу и понимаю тот запрос внутри игрового сообщества, который есть сейчас. То, что мы хотим увидеть в играх. А вокруг пустота. Разработчики делают вид, что ее не замечают.
Поэтому команда Ashes of Creation пришла и говорит: да, мы будем игрой по подписке, и мы должны быть игрой по подписке, если не хотим заниматься вымогательством.
Я не люблю выделять слова в тексте капсом, но иначе мне не расставить акценты и интонации в живой речи Стивена, чтобы вы поняли, насколько это ему близко. Просто послушайте.
Стивен — не мой кумир. Да и не люблю я кумиров, хотя люблю радоваться, глядя на то, как другой человек делает что-то по-настоящему крутое. Но сейчас речь не об этом. Стивен может неприятно удивить и даже в чем-то разочаровать. Возможно, в будущем он может изменить свою точку зрения, хотя мне кажется, что сделать это будет тяжело. Но прямо сейчас — он просто адекватный человек, произносящий очевидные для многих из нас доводы. И я так по этому соскучился.
Меня убивает то, что мне необходимо тратить столько времени на доказательство очевидных вещей, базовых понятий и элементарных логических цепочек. Призывать к простой адекватности. Но не я выбираю, о чем говорить. Мне хотелось бы говорить о том, как нам по-хорошему взрывают мозг и погружают в невероятный, удивительный мир. Но начинать в текущих условиях, увы, приходится просто с поиска адекватных. Поэтому в местном «чате» я пишу снова и снова: “Ищу адекватных людей”. Пока адекватность не станет нормой.
75 комментариев
Прошу прощения за стену текста, наболело. Это профессиональная деформация :)
А крик души Шарифа впечатляет, да. Пусть делает, а там посмотрим. Если действительно не сорвётся на полпути, будет у нас хоть один прецедент — точка опоры.
Ну, вообще-то у нас есть еще Марк Джейкобс с его Camelot Unchained. Итого — два проекта, которые на сегодняшний день, как MMO, выглядят наиболее перспективными и реалистичными в плане механик.
Другое вопрос, что нормально в гильдии, набирающей людей, и что считают нормой те, кто читает сообщение о наборе.
Exhibit 1. ArcheAge.
capsizedpodcast.tumblr.com/
The White Order and Why Do People Hate Them
Sorcerer has always been a big RMT’er, but at least in ArcheAge, thats not against the rules if done using APEX.
Sorcerer — это Шариф. The White Order — его гильдия.
Exhibit 2. Lineage 2.
www.reddit.com/r/Kyrios/comments/2kjfut/two_member_confirms_that_they_attack_all_fishing/clm2dnd/
I remember TWO from Lineage 2 days. SharifTheWhite aka Sorc was one of the most hated players on the server. A hatred that transcended the game and was true in rl. He RMT'd like it was his job.
Просто адекватный человек.
Глубокое отвращение к РМТ пришло к нему не сразу. Бывает.
Про Lineage 2 вообще «воспоминания кого-то», и вы не привели их целиком. Там еще обвинение в том, что он был «забанен за виртуальное изнасилование». Что несколько дополняет картину «обвинения», а заодно и его серьезность. :)
Это просто ходячий кошелек был. За это его и его гильдию полу-платных друзей не особо и жаловали.
Вот характерный фрагмент:
www.firesofheaven.org/threads/archeage.767/page-357
#7131: Epic weekend. TWO has the Marcala castle they paid someone 200k to betray us for, they destroyed the entire thing and tried rebuilding. We got…
#7133: Sorcerer bought someone out? Number of people actually surprised by this: zero.
В итоге он не смог осилить гильдию корейцев — Gank Bus. (А если бы смог, то может и Ashes of Creation бы не было.)
Кто с архейджем не знаком могут наверное быть шокированы, да. Но там все именно так и работает.
forums.archeagegame.com/showthread.php?120946-The-reasons-quot-The-White-Order-quot-is-a-powerhouse.&s=73926971fcb8c3c08d416edc5c70a652
The reasons «The White Order» is a powerhouse.
Первый пост (постер тоже не простой, давний платный друг Шарифа, летал за его счет в Вегас, например):
1. The Guild Leader Sorcerer is a fun and reasonable person to play with. <кек… бла бла бла бла бла>
3. A large majority of the guild players have a high disposable income. This is a «Pay to win» game and we have spent Tens of thousands of dollars on this game to make sure our guild has everything it will ever need.
<ну и так далее>
Шестой пост — Шариф.
Well said Zardoz.
На этом заканчиваю. Чувак на видео, кричащий душой про то, что п2в и реальные деньги за игровые преимущества это очень-очень плохо, не просто РМТшник, а гигантская РМТшная матка.
И поэтому? Продолжайте. :) Я не понимаю, какой вывод вы хотите сделать.
Это вы выделили жирным. И это вопрос, который я задаю уже несколько лет: если вы играете в пей-ту-вин-игру, если все-таки играете, то какой, черт возьми, смысл что-то там зарабатывать игровыми методами? Он ведь и говорит — «Мы играем в пей-ту-вин игру, поэтому...». В чем он не прав? У него был выбор, на каком сервере играть, на подписочном или фритуплейном? Нет, вроде. Тогда о чем спор?
Вот история с линейкой — это уже интереснее. Опять же, важно понять, в какой период все это происходило, и о каком виде RMT идет речь. Если о черном рынке — вот тогда это уже вполне добровольная и осознанная позиция, в которой желание заниматься RMT преобладает над необходимостью.
История с линейкой — я лично не играла на Лионне, так что это показания с чужих слов, и говорили не столько об RMT, сколько о ботинге, радаре, прочих читах + о покупке аккаунтов и пауэрлевелинге в игре.
В теме выше Зардоз не просто так пишет — «If Trion banned all the hackers in the game The White Order would have 95% of our guild still here and we would still be lead by Sorcerer.»
Именно 95%. Не 100%. ))
Почему? Да легко. Потому что хаками и пользовались:
www.reddit.com/r/archeage/comments/2l1g4w/the_white_order_hacking_proof/
И даже по некоторым сведениям разрабатывали (были сильные подозрения в том, что Шариф вылез на разработчика «аддонов» и оплатил разработку расширенной версии; пейслипов, конечно, никто не видел, но некие мутные попытки торгануть уникальным аддоном отдельными людьми после выхода из гильдии были).
И поэтому? Продолжайте. :) Я не понимаю, какой вывод вы хотите сделать.
И возможно, этот крик души и не крик вовсе, а минутный каприз мажора.
Как и весь Ashes of Creation. (В котором уже куча мутных вещей: мутная схема вознаграждения зазывал, мутный кикстартер и т.п.)
Снова мимо ушей пропускаете доводы, увы.
Все возможно. Покажите мне других. Вот тех с приличной биографией, которые не пейтувинили, с которыми нам нужно иметь дело. Я с радостью готов выбирать лучших из них.
Знаете, мне хочется спросить — что мутного, на ваш взгляд, в реферальной системе, которую предлагает Стивен? То, что вместо внутриигровых вознаграждений, подписки или плексов, как в WoW или EVE, он готов за нее выдавать реальные деньги? Или еще какие-то замечания есть?
Поясните, что именно в кикстартер-кампании Ashes of Creation мутного?
В кикстартере мутно то, что он компании не нужен, и что первые несколько ступенек скупили за первый день с совершенно невероятным средним вкладом. Нужен был для пиара, так? Ну вот и скупили тоже для пиара.
О том, что это такое и чем бы могло быть, я рассуждал здесь. Вы можете считать иначе, но как по мне, любая попытка рассматривать систему исключительно под углом возможных злоупотреблений, путь тупиковый. Сторонники таких теорий и в подписке видят исключительно «желание растягивать контент». Что тут можно поделать? Это взгляд на мир.
О том, что для компании кикстартер не является жизненно необходимым этапом, говорит каждая вторая компания сегодня. И было бы неплохо понять, что кикстартер-кампания не может обеспечить средствами разработку MMO. Но считать, что людям не нужны миллион-два дополнительных денег… это смело.
Согласен, на этот момент не только вы обращали внимание. Так действительно казалось. Но кто-то провел нормальное исследование с графиками и статистикой? Или впечатления достаточно?
Я даже и не знаю.
Средний вклад для обычных игр на кикстартере: ~45 (медиана примерно такая же)
Средний вклад в первые два дня для Ashes of Creation: ~350
Нужен график?
ОК.
Если честно, я немного удивляюсь происходящему. Запостил инфу. Требуют контекста и подробностей. Запостил контекст и подробности. Стали спрашивать «а зачем ты это все постишь?». Не делаешь выводов — требуют сделать. Делаешь выводы — они «неправильны». Говорят — «вбрасываешь с определенной целью» (да, да, да, я агент влияния мейлру и откомандирован вести информационную войну против неоперившихся игр с честной системой оплаты, самим не смешно?). Вот сейчас опять отвечаю на очередной заданный вопрос, но видно, что ответ, скорее всего, не нужен.
И зачем тут делиться чем-то в следующий раз? Инфа не нужна, выходит.
Другое дело, к каким выводам вы хотите подтолкнуть собеседника, указывая на этот факт.
Компания такая же, как и множество других, качественно подготовленных компаний на кикстартере. Что вас в ней так смутило?
Абсолютно нет. Цифры AoC в первые дни абсолютно ненормальны.
Но ничего подтверждать и разворачивать я больше не буду, потому что все, что происходит после того, как я это делаю — посты получают многозначительные минусы.
Но опять таки, я не совсем понимаю, что из этого должно следовать?
Что они так себя рекламируют?
Естественно они это делали и для рекламы тоже. Это важный момент, продемонстрировать потенциальным игрокам то, что достаточно много людей готовы платить за эту игру реальные деньги.
Это нормально и это правильный подход, как мне кажется.
Если вы думаете иначе, то скажите почему?
Как говорится если вас это беспокоит, то может вы хотели бы поговорить об этом?)
Я достаточно ясно высказываю свою мысль?
Это правильный подход?
Я считаю, что нет. Пишу эту фразу специально для тех, кто считает, что я тут темню и навожу полунамеками на нужные мне мысли. (Да сдалось оно мне, господи.)
Можно ли утверждать, что такого не могло быть? Нет. Но есть ли у нас внятные доказательства того, что именно так и произошло? Тоже нет. Слово «мутный» и довольно абстрактное сравнение среднего пледжа этой кампании с пледжами любых других игр — недостаточное основание для таких обвинений, как мне кажется.
/Ой, все.
Вы назвали вброс 20k «самым вкусным». Причем догадка сделана на основании числа «два». У Стивена Шарифа есть еще две руки, две ноги, две линзы в очках, две верхних пуговицы рубашки он оставляет растегнутыми, так что все указывает на него, не иначе. :)
Знаете, на что похож любой искусственный вброс? На естественное распределение. Потому что он изначально планируется как злоупотребление и поэтому камуфлируется. Представить, что люди, которые замыслили махинации, настолько ленивы, что вбрасывают деньги через самые крупные пледжи, резко меняя очевидную статистику, конечно, можно, но представлять вообще много чего можно. Фантазия — штука такая.
Вот и здесь вы на простую, лежащую на поверхности, догадку о том, что возможно самых жирных пледжа купили именно два неслучайно, отвечаете конструированием каких-то глупостей, которых я не говорил, с последующим развенчиванием этих глупостей. А через пару лет Шариф возьмет и скажет «ну да, это я и Джон, а че такого» примерно так, как он это говорит в том треде в АА, который вам тоже ничего не сообщает. И вы пожмете плечами, «ну да, а че, я и так всегда это знал». Но пока до этого не дошло, вы еще повкладываете глупостей в мой рот и покликаете минусов.
На этом тему я для себя закрываю. Зря я отвечал вам, пустая трата времени. Да и постить ничего не надо было. Просто незачем.
Во-первых, e-raping и harrasment в принципе не тождественны. Во-вторых, «доказательство» звучало буквально так:
He's also the only player I've ever heard of getting banned for e-raping someone.
«Я слышал». Я, блин, слышал! Офигенное доказательство, конечно. Бабушки на лавочке неистово одобряют.
Можете ли вы, ткнув пальцем в небо, попасть в итоге в цель? С небольшой вероятность, но можете, да. Может ли быть тыканье пальцем в небо моделью доказательства чего-то? Нет. Вот когда вы это поймете, может, поймете, почему ваши догадки яйца выеденного не стоят.
Здесь прекрасно все. Но особенно — прогноз того, что буду говорить я. Жаль нет прогноза, что будете говорить вы, если он не скажет такого и никаких вменяемых доказательств вашей «догадки» так и не появится. Будете публично просить прощение за то, что оклеветали человека? Зарекаться больше на пустом месте не строить обвинения? Просить в будущем ваши слова не принимать всерьез? Или просто съедите с темы и скажете, что если нет доказательств — это еще не значит, что это не правда?
В таком виде, в каком вы решили это делать, точно не нужно было. За что в полной мере и огребли, согласно энергетической системе ММОзговеда. Вы думали, что будет все как всегда — набросаете и эффект будет достигнут. Но что-то пошло не так, правда?
Полюбас они сами эти пледжи и купили, больше же некому.
То есть MMO-пледжи мы сравниваем с пледжами вообще любых игр? Странный подход. В указанном ценовом сегменте находится вечный доступ к MMO по подписке в качестве бонуса за пледж. И это серьезный фактор, как по мне. Я думал, что анализ будет касаться распределения пледжей внутри кампании, а не абстрактного сравнения с другими играми, включая фритуплей и одиночные.
«Инфа», сказанная в контексте конкретного материала — это инструмент дискуссии. Если бы вы собрали материал и опубликовали его в виде заметки под заголовком «Темное прошлое Стивена Шарифа» — разговор бы был другим, хотя не факт, что приятным.
Послушайте — вы не соглашаетесь со мной в доводах, я не соглашаюсь с вами. Мы приводим свои аргументы. В чем здесь трагедия? Все должны были тут же согласиться?
Просто техника ведения дискуссии мне лично очень сильно напоминает тактику сетевых политических ботов — вброс довольно сомнительной обличающей информации («и еще был забанен за виртуальное изнасилование!»), а затем игнорирование дискуссии. Пауза. Снова вброс. Я очень далек от теорий заговора, поверьте. Я понимаю, что это может быть в том числе и простое раздражение от «хайпа» вокруг проекта, и чувство противоречия. Но, во-первых, в этом чувствуется явная личная предвзятость, а, во-вторых, потеря контекста. Мне, собственно, Стивен тоже не нравится на персональном уровне, о чем я сказал. Но сейчас он говорит и делает совершенно определенные вещи. И ваши вбросы должны привести нас к какому-то конструктивному выводу, который я пока не могу проследить.
Как какие механики? На форуме погрызутся и пойдет-поедет.
Если что, один из ведущих геймдизайнеров EVE Online — CCP Fozzie — выходец из гунов, насколько я понимаю. А гуны — это такие ребята, которые посчитают разговор по обсуждаемой ссылке экзаменом в институте благородных девиц. Эти ребята устраивают «Халкогеддон» и «Гори, Жита, гори». У этих ребят долгое время была цель «сломать Еву». Но никто не кричит — смотрите, Фоззи гун. Потому что важно, что и как он говорит сегодня.
А так, как я и говорил, мне Стивен не слишком нравится. И манеры его, и желание говорить через губу. Но и вот эти вбросы я считаю бессмысленными, особенно в том виде, в каком они тут делаются, потому что цель у них, как я понимаю — незамутненная дискредитация без попытки сделать выводы. Кому выгодна дискредитация того, кто топит фритуплей? Кому важно сказать «все они одинаковые»? :)
Ну и тот случай с РП-эвентом, который ты считаешь смехотворным — поверь, он не был таким. И если за игру с продвинутой социализацией будет отвечать человек, который вот так видит социальные механики в играх… Да и мне, в принципе, все равно, кто там в EVE из гуннов. Я не играю в EVE в том числе и потому, что камлания на «у нас холодный жестокий космос, полный бесчестия и предательства» мне совершенно не импонируют.
В старой «линейке» у людей была репутация. Как правило, заслуженная. Человек под ником Sorcer, возможно, один из десятка людей, которые умудрились добиться от West NC бана за трэштолкинг. А это по меркам западной локализации почти олимпийский рекорд.
Я понимаю, что есть вбросы, есть попытки опустить всех до своего уровня, что есть полемические приемы из серии «а у вас зато салфеточки грязные». Когда тут пытались приписать какой-то заговор с пирамидой Понци, я тоже фыркала на этот счет. Но сейчас разговор о другом. Я думаю, эта информация имеет право быть здесь. Лично для меня она была важной. Я не собираюсь на основе этой информации строить какие-то выводы, но в общем паззле и этот фрагмент имеет значение.
Я не считаю его смехотворным, я просто считаю, что вот эти «срачики» — они вершина социальной составляющей и даже «политика», прости ктулху, в понимании не только игроков, но и многих разработчиков. И менять это нужно не положением наших бровей, а развитием игровых механик. А вот смотри — в AoC впервые в жанре MMO отчетливо заявляется концепция «люди как ресурс». Никто больше эту концепцию пока толком не развивает.
Нужно ли относиться к Стивену настороженно? Да. А к кому сегодня не нужно относиться настороженно? Но знаешь, вот человек сейчас говорит те слова, которые я процитировал и ссылку на которые дал. Что очень важно, он открыто заявляет о том, о чем я давно говорил — подписка не прихоть, не привычка, ее нужно использовать для того, чтобы не заниматься вымогательством. То есть если раньше подписка была чем-то просто традиционным, то теперь это вопрос осознанного выбора, гарантии. Я рад бы услышать это от людей с менее хулиганистым прошлым, но где они? Она респектабельно вешают нам лапшу на уши и занимаются двоемыслием.
Возможно просто его захлестнул процесс и он начал идти к достижениям всеми возможными для себя целями.
Я даже рад, что игру делает человек, который раньше занимался такими вещами и который реально использовал читы, радары и тд и который понимает как это меняет игровой процесс. Надеюсь он учтет возможные уязвимости в своей игре и постарается их минимизировать.
Может быть, у вас, squid , к нему из-за этих историй определенное отношение, но вы же понимаете, что личное отношение — это очень субъективно, а форумную ругань трудно обсуждать всерьез.
Опять же, вопрос, что такого волшебного и невероятного там произнесли? Ничего. Просто доводы на уровне элементарной логики. И один из них я бы отдельно оставил для CCP. Он звучит так: «Но ведь выходит, что вместо того, чтобы улучшать игру, мы начнем издеваться над своей самой преданной аудиторией, которая все еще остается с нами, несмотря на проблемы с онлайном. Это в нее мы будем швырять все эти приемчики. Это для них мы будем портить игру».
Разработчики AoC получили у тебя огромный кредит доверия, смогут ли отдать хотя бы проценты по нему?)
Ээээх, плюсом ещё всегда что то может пойти не так: механики не будут работать, акценты встанут неверно и т.п. Благие намерения не всегда ведут в хорошее место.
Конечно, хочется чтобы вышло что то интересное. Здоровая конкуренция никогда не вредит индсутрии.
Сказать, что вот так и так. У нас сейчас финансовая дыра в таком то размере. Мы можем либо просто закрыть игру, либо повысим абонентку до 25-30$. Если вы с нами, то все будет как и раньше.
Если мы сможем совместно поднять онлайн до такой-то отметки, то ценник сможем вернуть на прежний уровень.
Добавить систему безвозмездной помощи и публиковать на сайте, а также показывать при входе в игру рейтинг из топа помогшим проекту денежкой.
Поэтому стратегия «Мы знаем, что наша игра не очень, давайте вы будете платить больше» — не самая рациональная.
Есть отличный пример того, как потерять лояльного клиента. Я на ММОзговеде несколько раз приводил пример своей финансовой лояльности CCP, озвучивая сумму в сотнях долларов, которую честно, с удовольствием, годами платил компании. Моя лояльность заключалась не только в этом, но и в том, что, даже когда я не платил за игру, я продолжал о ней тепло отзываться (хоть и не без критики слабых мест), приводить EVE Online и CCP в пример и тем самым продвигал эту игру, как лояльный клиент. Но вернемся к финансовому вопросу, без которого ни одна игра не выживет. Вот Энди Нордгрен пишет:
Мы хотим быть щедрыми, просто даря настоящий игровой опыт EVE Online и надеясь, что если людей это действительно зацепит и они полюбят нашу игру, что если достаточное количество из них захочет купить подписку или шкурку для корабля, нам этого хватит.
И меня, как лояльного клиента, это задевает. Я не требую уважения за потраченные сотни долларов, но мне неприятно, что подписка стала предметом моего желания, а не основой наших отношений. То есть, покупая подписку, я как бы просто делаю себе хорошо, а сами CCP хотят быть щедрыми. И то, что я не пользуюсь их «щедростью» — это моя проблема, а не их. Это помимо того, что в игру про противостояния под предлогом «мы хотим быть щедрыми» вводятся все новые механики, позволяющие получать преимущество. И в итоге, есть щедрые разработчики и жадные до преимуществ игроки. Такая вот картина. Она адекватна, на твой взгляд?
Обе игры в разработке, их можно и нужно сравнивать. Делать же то же самое между 15ти летней евой и ранней альфой AoCr просто бессмысленно. Да — хорошие обещания, да — неплохие постулаты, но что мы получим на выходе?
Если бы у меня была возможность выбирать, с кем провести уикенд, я бы ни секунды не сомневался и выбрал бы Энди. Если бы у меня не было выбора, с кем провести уикенд, и единственным кандидатом был бы Стивен Шариф, я бы, возможно, прикинулся больным, помня все эти разговоры на форуме AA. Но мы не выбираем, с кем провести уикенд. Мы рассматриваем текущую политику отношения с клиентами. Здесь и сейчас.
Моё скептицизм подогревает недавнее приключение, когда я устраивался на работу в консультационный центр одного форекс-брокера. Такой масштабный, при этом легальный лохотрон с рекламой уровня посредственной фтп игры. Цель всей организации, чтобы клиент занёс денег, он их, скорее всего, уже не увидит. А люди верят, причём не самые молодые и глупые.
Так что, благие намерения будем проверять по делам и отзывам покупателей.
По делам их узнаете их, как говорится. Я соглашусь с Атроном, собственно, сам недавно эту мысль озвучивал: замечательные, интеллигентные, милые люди вроде CCP Seagull или Питера Молиньё, которые вызывали у людей практически безграничное доверие, за последнее время навооротили такого, что биография вообще как-то перестала быть показателем.