Снова вспыхнувший спор вокруг терминов, показал, что введенное нами понятие «консенсусное PvP» устраивает далеко не всех. Может, дело в том, что само слово «консенсус» кажется непонятным, напыщенным и слишком свистяще-шипящим. А может, просто людям не хочется заморачиваться, и проще назвать все «свободным PvP». Но ведь все познается в сравнении. Верно? Поэтому я решил рассказать вам о свободном PvP.
Да, я понимаю, что термин «консенсусное PvP», мягко говоря, не слишком распространен, но я считаю его удачным, по той простой причине, что он выделяет главное в PvP-системе такого типа — она по умолчанию считает ситуацию обоюдного согласия на PvP нормой, базовой, основной. За другое она штрафует. Я также знаю системы, которые построены на куда более жестких законах. Не буду описывать Mortal Online или Darkfall, в которые я не играл, поэтому могу не знать каких-то деталей, но опишу игру, которую знаю достаточно хорошо.
EVE Online. Забудьте про империю, лоу и прочее. Там, конечно, живут люди, и даже живет большинство, но те, кто в нулях не жил, я в этом убежден, концепцию EVE полностью ощутить не могут. Именно там раскрываются практически все заложенные механики игры. Да, сумма этих механик далека от идеала, жесткая и, возможно, вызывающая в человеке худшие качества. Но вот, понимаете, что нельзя забрать у этой системы, так это свободу. Прежде всего – свободу выбора.
Immensia
Вас никто не наказывает за то, что вы убиваете другого игрока в нулях. В случае победы, вы не получите от системы ни единого порицания. Мало того, хотя то, что остается от противника, едва ли можно назвать full loot, часть трофеев в случае охоты будет вашей. И неважно, был это грузовик, которому даже отбиваться нечем было, или другой боевой корабль, вышедший на охоту, окончившуюся для него неудачно. Никого не интересует, был ли готов другой пилот, заснул ли за штурвалом, какие намерения у него были. Все, чем оперирует эта система – ваши решения и последствия ваших решений, которые сказываются на других игроках.
Свобода – это всегда очень тяжело. Не только потому, что страшно быть рядом с людьми, ни в чем неограниченными законами виртуального мира. Самое страшное здесь, что свобода – это идеальное зеркало, в котором ты видишь самого себя. Ты делаешь что-то, потому что хочешь, можешь, считаешь правильным. Некоторые люди пытаются затереть это зеркало аргументами «игра заставила, иначе никак» и прочим бегством от ответственности. Как говорил Зигмунд Фрейд:
Большинство людей в действительности не хотят свободы, потому что она предполагает ответственность, а ответственность большинство людей страшит.
The Kalevala Expanse
Но я не перестану приводить в пример моих любимых жителей нулей: Proviblock. Напомню, это единственная коалиция пилотов, которая живет в нулях не по волчьим, а по совершенно уникальным законам – они не нападают ни на кого первыми, если не знают, что этот человек раньше уже осуществлял акты агрессии. Благодаря этому, любой человек может прилететь и поселиться на их территории. Помогать им, или молчаливо грызть астероиды. Пока он не сделает ничего плохого, ему никто не скажет слова.
Что заставило этих людей так поступать? Что заставило их поставить себя в настолько невыгодные, по сравнению с другими, условия? У них ведь были тысячи примеров, на которые они могли бы кивнуть в духе «все так делают». Но они сделали иначе. Они сделали это не потому, что система что-то поощряет, к чему-то подталкивает или стимулирует. Они это сделали потому, что считают себя людьми с определенными ценностями. А система к их решению отношения не имеет. Разве только в том смысле, что она, эта система свободного PvP, предоставила им выбор.
Cloud Ring
И вот за этот шанс, за эту искру надежды, за эту возможность просто даже рассказать, что такое возможно, я всегда буду любить системы по-настоящему свободного PvP. Может, буду для себя предпочитать другие, но это говорит обо мне. О том, что у меня недостаточно сил, упрямства, веры, желания кому-то что-то доказать. Но я рад, что эти ребята есть, и я рад, что у них хватает сил, упрямства, веры и желания, хотя бы для того, чтобы я рассказал – смотрите, что возможно в системе со свободным PvP.
Обратите внимание на то, что эти люди, как и другие люди в игре, выстроили в вакууме свободного PvP свои собственные системы: NBSI и NRDS. Это в чистом виде привнесенные игроками концепции. Опять же, потому что изначальная система вообще ничего не диктовала им.
Scalding Pass
Все это и есть для меня система свободного PvP. Не будем спорить о жизнеспособности такого подхода, об усилиях, которые должны затратить игроки на то, чтобы в рамках такой системы зародилось что-то свое. Но отдадим должное тому, что такой подход есть. И не будем оскорблять настоящую свободу сравнением с изначально куда более зарегулированными системами. Даже если они нам нравятся больше.
25 комментариев
2. Не нужно путать «свободное» пвп и «непрерывное» пвп. Это вещи разные. В Ультиме можно было любое заклинание сколдовать на самого себя и напасть на любого игрока в любом месте (забудем о введенном позднее траммеле). Однако последствия — были на совести самого игрока — сколдовав на себя заклинание можно было себя убить, атака игрока в гвард зоне очень быстро приводила к смерти от гвардов. Т.е. свобода не отменяет последствия. Наоборот, в ВоВ ни сколдовать боевое заклинание на самого себя, ни атаковать члена своей фракции нельзя — это зашито программно. И вот именно это программное ограничение есть отличие свободной игры, «песочницы», от парка развлечений. (Хотя казалось бы можно было бы в ВоВ разрешить атаковать членов своей фракции — ценой -10К репутациис своей фракцией = невозможность получать квесты и соответственно 100500 часов гринда на восстановление репутации хотя бы до нейтральной).
А веское имхо подождет когда будет готова статья про морали.
Знание английского желательно, но не обязательно
И еще непонятно, почему этим же роликом нелбзя проиллюстрировать пвп вообще в любой игре, в том числе договорное ака планетсайд.
Но вот если бы игра удержала необходимую критическую массу игроков, то и в ней вполне себе образовалось бы «цивилизованное» общество.
Хотя, если честно, там не так уж много «мирных» занятий было :)
Все таки провиденс — это совершенно непривлекательный регион и, при прочих равных, нет никаких причин(кроме любви к видам золотых туманностей) для выбора его в качестве места проживания. Не являются ли игроки, посещающие его по своим пве-делам и оказавшиеся там в относительной безопасности, значимой частью новых членов альянсов блока?
Кстати да, я вернулся в Еву и вступил в CVA :) В моей игровой карьере это уже третий альянс, так или иначе практиковавший NRDS.