Вот почему в наше время, когда дело доходит до денежной стороны проекта, хочется смеяться или плакать? В общем, позолоти ручку, всю правду про монетизацию Crowfall расскажу.
Вчера, когда мы отправились отдыхать, воспользовавшись тем, что ММОзговеды спят, авторы Crowfall выпустили «Прайсинг ФАК». Это же так произносится, да? Меня всегда это сокращение слегка смущало, но когда туда добавилось «прайсинг», вообще экстремально получилось. В общем, прайсинг фак во всей красе рассказал, как нас будут… осчастливливать игрой.
Тут надо заметить, что за неделю до этого события один из основателей проекта и по совместительству исполнительный продюсер – Gordon Walton – рассказал о том, что проект постарается запитаться средствами на некоторые части разработки от краудфандинга. Но без особого энтузиазма. То есть ребята они опытные, деньги есть и все такое, так что сбор ваших денег, это не столько вопрос необходимости, сколько замер интереса. Обычная кикстартер-мантра. Петя Мулинье знает. Он вот свой Godus особо и не планировал создавать. Наобещал того, что не собирался выполнять, замерил, хмыкнул, пошел дальше. Что именно замерял – не уточнил. И на том спасибо, а то бы мы расстроились.
Так и тут. Позолоти ручку — всю правду о Crowfall расскажу. Да не для денег делаю, для твоего счастья. Сколько надо? А сколько есть? Да что ты зажимаешь кошелечек, я же не обижу. Вот все давай. Чего за купюры ухватился? Речь о счастье идет! Счастья хочешь? Дай. Сюда. Я сейчас вернусь.
И ладно. И чего возмущаться, если люди сами дают? Счастье же! Почти даром. Но тут выходит прайсинг фак. Вот это уже по-настоящему цыганский праздник «Я надену все лучшее сразу». Встречайте.
— По какой модели будет распространятся Crowfall?
— Crowfall – это игра по схеме «Один раз купил, играешь вечно». Это означает, что, заплатив нам один раз (ориентировочно пятьдесят долларов), вы можете играть до конца жизни игры, не заплатив нам больше ни цента!
Вечно! Играешь вечно! Я не хочу думать о том, как они будут поддерживать серверы, развивать игру, вот мои пятьде…
Мы также предлагаем вам опционально получить VIP-статус, детали которого мы раскроем ниже.
Уф. То есть полного и вечного счастья я не получу за пятьдесят долларов? Странно. Сумма-то не маленькая. Вон GW2 продержались почти три года. Это не вечность и они делают новое платное дополнение, да и как-то не вышло у меня играть не то что три года, но даже шесть месяцев, но это мой косяк. Никто же не заставлял меня фантазировать, как я буду играть в парк много лет.
Так а что за VIP-статус-то? Хочу випом быть!
VIP-статус дает следующие преимущества:
- «За кулисами» — доступ к деталям процесса разработки
- Возможность использовать пассивную тренировку на всех трех ячейках персонажа.
Пассивная тренировка? Окей. Всех трех персонажей? То есть VIP-статус у вас автоматически получают альтоводы? То есть вы как бы намекаете на стимулы в вашей MMO-механике, да? Спасибо, я понял. А еще что?
- Приоритетный доступ ко всем игровым серверам
- VIP-рамка, бейджик на форуме
- Скидки на все покупки
Погодите… что еще за «все покупки»?! Допустим, я заплатил за игру пятьдесят долларов. Не купив ее, я же не могу заплатить за VIP-статус, верно? Затем, я должен заплатить за VIP-статус. Сколько, кстати?
Около 15 долларов в месяц.
Ага. То есть я заплатил 50 долларов за игру, потом заплатил 15 долларов в месяц, и только потом получил право на скидки при осуществлении других платежей?! Других? Платежей? То есть вы как бы остановиться не можете, да? А что за другие платежи?
Билеты для возобновления VIP-статуса.
Что за билеты? Ах, те, что передаются, да? Аналог PLEX’ов для узаконенного RMT при оплате за подписку другого? Мило. Мило. Да вы хорошо знаете индустрию, вы же предупреждали – профессионалы в ММО. Окей. Что еще?
Косметические предметы, не влияющие на геймплей
Бинго! То есть, погодите – пятьдесят долларов за игру, пятнадцать долларов в месяц за VIP-статус, возможность вливать реальные деньги, обменивая их на подписку для других через аукцион, а тут еще и игровой магазин! Вот это вас несет, ребята. Вот это размах. И краудфандинг до этого. Вы круты. Что? Не перебивать? Вы еще не что? Не… закончили?
Сервисы для учетной записи (такие как увеличение слотов для персонажей, или увеличение размера и населенности вашего персонального королевства).
Так. Сейчас. Дайте воздух набрать. Что-то в груди перехватило. От восторга, не иначе. Персональное королевство?! Размер территории и населенность которого увеличивается за реальные деньги? В игре, на разработку которой вы сначала хотите брать деньги у игроков, потом продать ее за 50 долларов, потом попросить подписку за 15 в месяц, потом дать вводить реальные деньги, потом запихнуть в магазин косметические товары, потом… Серьезно?! О, ребята, спасибо вам большое. Ваша игра действительно не для всех, как вы и предупреждали. Потому что зачем вам все? Достаточно тех, кто пройдет по всей вашей цепочке с сыром, оставив в итоге месячный чек какого размера? Вы еще не определились, понимаю. Аппетит приходит во время еды.
И да, вы правы, когда пишете:
— Смогу ли я покупать ресурсы (камень, железо, дерево) непосредственно у разработчиков за реальные деньги?
— Нет, вы сможете получить ресурсы либо участвуя в кампаниях, либо торгуя с другими игроками.
Но, во-первых, приятно, что этот вопрос сам по себе появляется в ЧаВо. «Могу ли я купить ресурсы за реальные деньги у разработчиков?». Воистину – часто задаваемый вопрос. Во-вторых, ты можешь купить ресурсы за реальные деньги, юный предводитель карманного королевства. Не у разработчиков. Но тем лишь достаточно максимально упростить процесс, ведущий к такой сделке. Для этого тебе нужно продать VIP-билет за игровые деньги через удобный аукцион, и потратить их на ресурсы.
И если вы подумали, что «Ай-на-нэ» — это такое цыганское эмоциональное восклицание, то спешу вас разочаровать. Это бизнес-модель современного MMOпрома: «Ай» — «первоначальный вброс, реклама, хайп», «на» — «процесс передачи денег от игрока разработчику», «нэ» — итоговая реакция игрока по поводу игры. Так и живем.
А, я что хочу сказать: «Иннова, спасибо!». Я абсолютно серьезно. Я очень ценю ваш поступок. И это действительно шаг на фоне того, что делают другие, на которых всегда можно кивнуть.
300 комментариев
Это не отменяет 50 долларов за коробку и краудфандинга, да.
По EVE можно легко строить прогнозы. Как потом за плексы покупаются видеокарты, билеты на фанфест, фишки в вегасе. И вот как бы это такая дорожка в одну сторону — сначала «не, только за подписку», потом «ну, еще и на фанфест». И так далее. Процесс-то уже пошел. Народ привык.
Как по мне это просто изощренный способ трижды переплатить за ту же услугу и товар, который можно просто купить IRL.
Сначала за саму покупку PLEX (он дороже подписки процентов на 15%) плюс к тому же списанные средства от банковских переводов. Потом на продаже барыгам Житы (которые игрой на курсе все-равно оставят тебя в минусах). Ну а о переплате того (идиота), который покупает этот PLEX для введения его в систему Redeem и покупки уже окончательной услуги из этого списка, даже говорить неохота.
Хотелось бы конечно увидеть отчетность ССР по этому вопросу, но я не удивлюсь если в продажах там стоят «нули».
PLEX проходит красной линией через экономику EvE играя роль перераспределения и (пока) только в одном случае его роль становится губительной когда он разбивается на AUR.
То что предметы «из шопа» не дают конкретного буста к статам/бонусам/процентам/еtc еще не значит что они не влияют на геймплей. Особенно в такой ММО с развитой економикой как EvE.
Мне непонятны твои выводы к цепочке:
[Деньги IRL]->PLEX->Иски->PLEX->[Услуги или товары IRL] — те самые видеокарты, билеты на фанфест, фишки в вегасе.
Идет конвертация с потерей для конечного покупателя. Во первых бред так переплачивать что бы кто-то реально этим пользовался постоянно. Во вторых влияние на экономику EvE минимально (немного больше поле для игры на курсах посредников).
Количество выводимых плексов от этого всего лишь на уроне одного мультиоконного майнера или пары десятков привлеченных по бади-программе новичков, которые оплатили продолжение подписки PLEX`ом. Думаешь это такой сильный маятник что-бы качнуть курс PLEX`а?
Что-то я не замечал что-бы курс PLEX`а сильно колебался во время Фанфеста.
Возможны несколько варианта:
1. при покупке игровой валюты (например, в игровом магазине) игровая валюта и объекты возникают «из воздуха». Количество игровой валюты в экономике начинает прямо зависеть от суммы вброса валюты реального мира, а также от активности фармеров.
Последствия этого варианта: активность фармеров ставится под вопрос. Непонятно, есть ли смысл проводить время в игре за добычей валюты/ресурсов. Причём это «непонятно» ближе к «нет, такого смысла нет».
2. при покупке игровой валюты она вручается продавцу покупателем.
Последствия этого варианта: продавцы оказываются стимулированы вести заработок игровой валюты; игровая экономика, не связанная с получением заработка в реальной жизни (посредством продажи игровой валюты) оказывается частично удушена, затем умирает, если только игровая валюта в процессе игры не выводится из игры значительными темпами.
3. при покупке игровой валюты реальные деньги вручаются продавцу покупателем в предопределённой форме, расходование которой допускается исключительно на конкретный и лимитированный список игровых и внеигровых (но связанных с игрой и идущих на благо игре) целей.
Последствия этого варианта: игра развивается и растёт (в том числе за счёт вложенного в процесс процента на транзакцию, который идёт разработчикам), люди, стремящиеся получить игровое преимущество посредством срезания углов, получают его в контролируемой правилами игры мере, фарм игровой валюты стимулирован, но «конверсия в реал» не может заслонить прочие статьи расходов игровой валюты.
Я ответил. Ваш ход. Напомню, что я задал вопрос первым. Вы ответили вопросом на вопрос, и тем не менее я ответил вам.
А что касается остального — да, это «наименьшее зло» из разных вариантов РМТ. Но основная проблема РМТ — влияние реальных денег на расстановку сил в игре — есть и тут.
Теперь предлагаю вам провести обратный перевод в моём сообщении. Может быть, так будет понятнее.
Перевели? Ничего не изменилось?
Сам ход и смысл Евы, сам принцип её функционирования, game mechanics не даёт возможности посредством плексов добиться сколько-нибудь значимого преимущества, как бы ни хотелось — и не позволяет добиться вообще никакого, если у тебя нет прочих, более важных, составляющих успеха.
Итак, получение преимущества посредством срезания углов не только легализовано компанией, но и оформлено в максимально удобном виде, исключающем опасность стать жертвой мошенничества или попасть в бан, скажем, через четыре года развития персонажа.
Ответить на твой вопрос, Кленси (мы же всю жизнь были на «ты»), я смогу после того, как ты мне объяснишь, что стало причиной его возникновения. Ведь я нигде не говорил о том, что некие услуги, включая фишки, не оплачиваются. Я говорил о том, что CCP намеренно увеличивает количество поводов отдать свои иски RMT'шникам. И это уже не только оплата подписки, как было изначально. Все это тенденция, в которой нет ничего хорошего. А началась она с того, что CCP решили узаконить «получение преимущества посредством срезания углов».
Такая покупка, во-первых, обеспечивает эмоциональную привязанность человека к игре, и во-вторых, является отличным моментом для внутренней рекламы и некоего «якоря», который запоминается и помнится.
А в реальном мире, притом, деньги за эту карту так или иначе выплачены. В рассрочку. Сообществом. Сообществом людей, покупающих и продающих плексы.
Покупающих и продающих, в разные периоды своей жизни. Это не паразитизм (в отличие от прочих моделей) — это симбиоз и обмен.
А я нисколько не сомневаюсь в том, что компания тем самым подмяла под себя часть RMT. Ты же не думаешь, что я этого не понимал, правда? Благо компании CCP, для меня, как игрока, не является чем-то ценным, когда оно обменивается на легализацию срезания углов за деньги. Тот же free-to-play и использование психологических уязвимостей также работает на благо компании.
А дальше начинается интересное. RMT существует за рамками официальной торговли плексами, абсолютно точно. Так что называть этот процесс, весь, целиком, «контролируемым» — мягко говоря, смело. Естественно, конкурируя с плексами, продавцы исков на черном рынке вынуждены отдавать свой товар по ценам, которые ниже официальных. Но чисто логически, если ты говоришь, что PLEX «ограничивают» распространение RMT, это означает, что реальный спрос выше официального предложения. И появляются предложения неофициальные.
Так мы приходим к самому интересному. Может показаться, что система PLEX откусила у черного рынка именно ту долю, которую сейчас занимает. Но, мне кажется, что, сделав процесс покупки исков занятием легальным, не постыдным, удобным, безрисковым, CCP резко расширила RMT-аудиторию. RMT больше не преступление, не нарушение правил игры, не убогая попытка получить преимущество за реальные деньги, это «взносы на благо любимой компании». Именно так, собственно, маскируются взятки и другие виды вымогательства в неразвитых странах. И да, я понимаю, что преимущество при потере вещей в EVE можно быстро спустить, если, как ты правильно заметил, «у тебя нет прочих, более важных, составляющих успеха». Но если они есть, если представить, что у нас два игрока с одинаковыми «важными составляющими успеха», то RMT-шник преимущество получает, способен мгновенно восполнять потери, находится в более комфортном психологическом состоянии. То есть покупает преимущество.
Ты же продолжаешь спорить с тезисом, который я не видвигал. Я понимаю, что билеты на фанфест, видеокарты и фишки для Вегаса кто-то оплачивает реальными деньгами. Я это понимал и до нашего разговора. Я понимаю, что деньги за все выплачены в реальном мире. И никогда не утверждал, что это паразитизм.
Я утверждал, что система PLEX, по сути, жуткий отстой (почему — смотри выше). Этот отстой, благодаря CCP, легализован уже не только в рамках EVE. Теперь, кивая на EVE, другие разработчики говорят — «ну, так мы делаем точно так же». Так что пришло время говорить, почему это отстой в принципе.
Я и раньше говорил, что мирюсь с PLEX, но в моей команде никогда не будет человека, который продает PLEX. Ну, или меня не будет в этой команде. Что это такая система «свой-чужой». Вот только в данном конкретном случае CCP на стороне «чужих». Такие дела.
Я считаю что именно PLEX есть одним из столпов, которые обеспечили EVE столь долгую жизнь. Который не дал EVE комьюнити разрушить само себя, поскольку оно само по себе достаточно рисковое образование в плане реализации основной песочной механики «делайте что хотите». Ложь, предательство, безразличие, гордыня правит многими образованиями в EvE. Но разработчики создав PLEX попытались взять под контроль ниточки связывающие игровой мир/IRL беспечно не понадеявшись что этих ниточек не будет. Поскольку надеяться что игроки ММО не будут задействованы в метагейменге это так же наивно как не создавать социальных связей в принципе.
Очень жаль что ты объявил эту систему очередным «великим злом».
И то же самое можно сказать о фритуплее. Да, вещи продавались и раньше на черном рынке. А еще готовые персонажи, или услуга прокачки. Так почему бы хозяевам компании самим этим не заняться, сделав процесс «контролируемым»? И тебя, возможно, в скором времени ждет очень интересный сюрприз.
Я понимаю, что есть разница между тем, как вещи возникают в игре, насколько просто нарисовать валюту, шмотку, баночку, но, по сути, вектор одинаковый — узаконенная продажа преимущества.
То есть ты хочешь сказать что попытки взять под контроль «черный рынок» автоматически превращают ССР в монстра?
P.S. Я подозреваю о каком сюрпризе ты говоришь. Попытка протянуть под соусом «единой валюты AUR» некоторые изменения (на которые сейчас есть только намеки). ССР скорее всего собственноручно убьет EvE.
Вот когда ты говоришь взять под контроль «черный рынок», ты что подразумеваешь? Если ты подразумеваешь легализацию того, что раньше было «черным», то это, по-моему, плохая практика. Оно же «черным» было не просто так. Верно?
И монстра я из CCP не делаю, нет. Но и ангела тоже не собираюсь делать. Я много и часто хвалю CCP. Потому что есть за что. И ругаю, когда есть за что.
Потому что мы ведем сейчас речь о совершенно конкретной вещи — RMT. Если RMT — это ок, хотелось бы услышать аргументы.
А ты мог бы пояснить эту мысль? Как RMT может идти на благо игре?
Я не очень знаю, какие там есть экстремальные правила, но, вроде, в обычной партии коллекционер свои карты не теряет, да и их приобретение в рамках игры невозможно. То есть получение карты через покупку или обмен — это единственный источник появления карты в твоей колоде, а не обход основной механики.
А смысл игры, как ни странно, не в коллекционировании (это очень приятная плюшка, что-то вроде исследований мира в ММО, не требуется, но очень приятно), а в том, чтобы победить противника. Для того, чтобы победить противника, нужна не коллекция, а колода — грамотно подобранная под конкретную стратегию.
Представь, что у тебя через месяц турнир по MTG, и тебе нужны еще 2 определенные карты. Пойдешь в магазин бустеры покупать, или на ebay непосредственно за ними?
Напомню, что на турнире всем будет пофиг, как тебе достались эти карты.
Например:
Представь себе ММО, в которой тебе нужно экипировать персонажа, на что у тебя есть 30 слотов. Только важное отличие — вместо выстроенной по линейке экипировке от трэша до эпиклута, у тебя массы вариантов выбора. И официально прикрученный к этой игре RMT-аукцион.
А в чем заключается основа игрового процесса в такой MMO?
Я все же не понял, какая. Поясни. То есть я понял, что у тебя парк развлечений, но вот что происходит дальше. У меня есть деньги. Я прихожу и покупаю на аукционе экипировку. Вот я весь такой крутой, убиваю зайчиков взглядом, боссов валю фейсроллом, глумлюсь на поле боя над неудачниками, которые об меня убиваются, потому что уже, прости, полностью экипирован во что-то там эпическое. Ты же добычу экипировки вывел за пределы игрового процесса, верно? Вот я и спрашиваю, в чем заключается игровой процесс.
Зашел на аук, накупил оранжевых вещей (+100 атаки огнем, +100 защиты от холода), и пошел на арену.
А там игрок с синими шмотками, добытыми в обычных походах в данжен. Только вот незадача — он собрался в +50 атаки ядом и +50 защиты от огня. И все — РМТшник раскатан в ноль.
Можешь заодно посмотреть на mindgames игроков в MTG, чтобы понять, что убер-колода совершенно не гарантирует победу.
О, так это ж и есть мантра фритуплея, не?
Вот. И «пошел на арену», понимаешь? Когда мы говорим о MMO, а потом вдруг всплывает «и пошел на арену», мы приходим к концепции сессионки, где на сессию приходишь со своими картами, и в рамках сессии никого не интересует, где ты эти карты взял. А в MMO добыча экипировки пока остается основным поглотителем времени. Хорошо это, плохо или ужасно, давай пока не обсуждать. Потому что вменяемого заменителя этой деятельности у нас нет. И ты назвать ее не можешь. А без достаточно продолжительного пребывания в игре, не будет общения, не будет связей, не будет многого из того, что MMO способна дать, как неспособны все остальные жанры.
А в чем принципиальная разница? И то и другое — сессия.
Как правило, в рамках сессии нет никакого огромного количества народа. А говорил я вот о чем:
Я не говорю, что это обязательно, нет. Необязательно сохранять свои главные отличительные особенности.
Объясни, как?! Как RMT стало вдруг «серым» (в течение нашего разговора), и что такое «минимально приемлемое в обществе»? Если ты получаешь игровое преимущество за реальные деньги, это приемлемо?
Существующие же в других ММО механики «подарок» или «пополни счет», которые используют для оформления тех же отношений, есть «серыми» в моем понимании по отношению правилам игры. Вроде бы и не запрещено. Но и как бы пользователю вменяется в обязанность оплачивать свое «игровое время». Да и «цена» этой сделки довольно нерегулируемая что бы считать ее во всех случаях «честной сделкой», поскольку сущность «игрового времени» не введена в игровую экономику.
Действующий же в рамках игровой экономики механизм обмена (через упаковку игрового времени в PLEX) и котирующийся на внутриигровом рынке как отдельная позиция согласно правилу спрос/предложение я считаю приемлемым.
И по поводу РМТ. РМТ это в первую очередь нарушение правил игры, какое бы обширное толкование относительно отношений не имел этот термин сам по себе. Потому использование его тут считаю некорректным.
Воу. То есть система PLEX, на твой взгляд, это не RMT?
CSM9-WS-D1.pdf
(перевести не успеваю поскольку пишу с работы)
Сделаем «привычной» игрокам донатную валюту, разграничим в игре экономические процессы с и без «донатной» валюты, замкнем на нее все сервисы, а там и до «золотых патронов» уже недалеко.
У меня уже есть пример когда главный «визионер» компании говорит одно, а отдел продаж «гнет свою линию» в другую сторону.
Да и как я уже заметил это не явное действие, которое только может дать точек к негативным последствиям.
Давайте, давайте сюда ваши примеры. КОШМАРНЫЙ СКАНДАЛ с сайтом Somer Blink?
С господином Сонгом я не знаком, о раскладах внутри XL Games ничего не знаю. Что до истории с SB, то я не очень понимаю, почему вице-президента по продажам надо обязательно наделять какими-то сверхъестественными способностями. Да, титул звучный; да, его вполне хватает на организацию мутных схем за пределами игры (впрочем, мутностью схема эта была обязана в первую очередь владельцу сайта, а не сотрудникам CCP), но его точно не хватит на то, чтобы прийти к разработчикам и потребовать немедленного ввода золотых патронов. Вице-президентов в CCP много, ММО мирового масштаба — одна. :)
Что-то я не пойму нить разговора. Размышления на тему было или не было у какого-то определенного вице-президента ССР достаточно полномочий что бы потребовать от команды разработчиков ввести в игру «золотые патроны» никакого конструктива не несут. Я по именам вице-президентов ССР не знаю и с внутренними документами ССР не знаком, да и не нужно это мне.
Мне вполне достаточно того что люди в большинстве своем заботятся лишь о своих личных интересах.
А что «чинить»? Желание людей срезать углы? Это надо чинить некоторых людей. На что мне прав и полномочий никто и никогда не даст, к счастью.
Имея определенные полномочия в рамках конкретного игрового проекта, я бы предложил определиться, для кого моя игра. Всем понравиться нельзя. Здесь все просто — если RMT-шники наши официальные клиенты, значит, те, кто RMT не любит, не наши клиенты. Они могут мириться с ситуацией, но она точно не на пользу их восприятию нашего проекта.
Если я делаю проект с сильной соревновательной составляющей, желание победить любой ценой будет возникать. И это нужно понимать еще до начала создания такого проекта. Не должно быть такого — ой, мы сделали игру, в которой вас могут поднять в четыре утра, в которой вас могут пресинговать в течение месяца каждый день, лишая вообще всякой личной жизни, а тут вдруг возникает RMT и это полная неожиданность для нас. В MMO про оленей, которые ходят по лесу и могут, кажется, тереться об дерево, RMT — неожиданность, а делать брови домиком по этому поводу в EVE смешно.
Это будет. Как и боты. Как и взлом аккаунтов. Причем чем популярнее игра, тем больше всего этого будет. Плюс соревновательность, да.
Я понимаю, что, подмяв под себя рынок, CCP получила дополнительный источник дохода. И если мы решали проблему финансового обеспечения компании, это один вопрос (и тогда это абсолютно ничем, по сути, не отличается от фритуплейной хрени), то надо понимать все последствия в виде стимулирования расширения базы RMT-шников после ее легализации. А если мы решали проблему создания честной игры, в которой важно умение играть, разбираться в экономике, время, проведенное в ней, личные навыки, тогда с RMT нужно бороться. Ну, как борются сейчас с нелегальным RMT.
CCP делает то, что делает, потому что никто ей сейчас не угрожает более честными правилами игры. Можно назвать это закономерным итогом отсутствия конкуренции. Но тогда не стоило бы так развиваться, держать такие темпы, которые держат разработчики сегодня. Не всегда «быть только чуть-чуть лучше средней массы» — выигрышная стратегия. Иногда выгодно очень сильно от нее отличаться в лучшую сторону.
Ну, джин выпущен из бутылки. RMT в рамках EVE уже объявлено легальным и достойным занятием. Такая атмосфера уже существует много лет. Конкурентов, которые бы предоставляли игрокам лучшее предложение, за это время не появилось. Никто у CCP аудиторию не откусывает. Напротив — вокруг творится полный и беспросветный пипец, лишний раз оттеняя «последний островок подписки». Так что из чисто организационно-финансовых причин любые изменения в этом плане провести не получится. Нет никаких побуждающих мотивов, кроме представлений о черте, за которой честная игра перестает быть честной, но ее уже перешагнули.
Я не устраиваю крестового похода против EVE и CCP. Я говорю здесь о новом проекте, который может себе позволить этого не делать, получив конкурентное преимущество, напирая на понятие «честная игра» и, там… не знаю… «настоящая подписка». Я знаю, что подобные трюки с RMT — это часть дороги в один конец. Когда-то один хороший человек говорил мне, что вот аналог PLEX в его проекте — это отличный компромисс. Через полгода тот же человек говорил мне, что не видит ничего ужасного в пейволлах.
Или всё, только новый проект, запускаемый с нуля — и никак иначе?
Вы меня ловите в вилку «это уже есть, придумай другой источник». Во-первых, темпы развития зависят от бюджета совсем не линейно. Это легко демонстрирует простое сравнение развития таких проектов, как WoW и EVE, и сравнение их бюджетов. Так что говорить о том, что без узаконенного RMT развитие EVE прекратится, мы с вами не можем. Во-вторых, как я уже сказал, пока вы рассматриваете ситуацию, при которой у проекта нет конкурентов, предлагающих лучшие условия игрокам, вы можете говорить о поиске компенсации доходам от RMT. Но проблема в том, что заслуги CCP в такой ситуации нет. Как только появится конкурент, а спрашивать он разрешения не будет, ситуация для компании может резко измениться. Есть ведь две истории — как NCSoft и SOE спасали свои проекты после выхода WoW, и каких дров они наломали в панике (LA2, SWG).
Все выигрыши CCP были получены через «игру в долгую». Не буду разбирать, почему так получилось, из-за уверенности в себе, неторопливости или вообще случайно, я свечку не держал, но именно то, что EVE играла свою партию очень спокойно, она обошла многих конкурентов, которые во время своего расцвета выглядели куда увереннее ее. У EVE масса достоинств, за которые я буду ее хвалить. Но RMT — это темное пятно для меня. И светлым ему не стать. Ну, вернее, светлым оно стало только на контрасте с теми, кто вообще в темное болото фритуплея, арок и сундучков опустился.
Ладно, давайте считать, что диалога в этот раз у нас не получилось — не спорить же мне с вашей (однозначно верной) оценкой влияния плексов на положение дел в игре, — но тему я предложил и в самом деле очень спекулятивную, так что ничего страшного в этом нет.
1. Перестаём продавать плексы.
2. Компания теряет часть своего дохода, которую компенсировать другими способами не удастся. Советовать «Еве» «поднапрячься и увеличить количество подписчиков» — значит не принимать в расчёт возраст игры и её нишевый характер.
3. Поскольку предложение на рынке плексов отныне ограничено запасами, сделанными игроками, цены на плексы взлетают до небес. Из игры уходят те, кто не хочет оплачивать подписку внеигровыми валютами; «ММОзговед» реагирует на это статьёй под заголовком «Неправильные игроки, неправильный мёд».
4. Спрос на плексы, ставшие предметами роскоши, падает до нуля; из игры уходят те, кто вложил в плексы сделанные в игре состояния, справедливо виня в невозможности возврата вложенных средств компанию CCP.
5.…
6. На могиле «Евы» ставят памятник с надписью «Зато она пыталась стать святой».
Если я в чём-то ошибся, поправьте меня, пожалуйста.
Это нифига не сливки с торта, это серьезные потери. Ева, конечно, не загнется от этого, но обновления станут выходить реже, техподдержка будет отвечать дольше.
Это ваше личное мнение. И я с ним не согласен. Логика проста: у меня есть затраты на разработку X и прибыль от сервиса — Y. Уменьшение прибыли до скажем Z < Y. Может никак не повлиять на X, если X < Z < Y. Я не знаю и не могу знать что там с финансами внутри CCP. Но сильно сомневаюсь что они вкладывает в разработку всё до копейки что зарабатывают. Очень сильно сомневаюсь :)
RMT — это огромный соблазн для компании. и СCP постоянно пускает слюни на это, потому что это легкие деньги. PLEX игроки приняли, «внешку» в шопе — тоже. Какую-то инициативу зарубили массовым возмущением, да. Но попытки будут неминуемо продолжаться. Ибо раз прошло что-то, то возможно что еще пройдет.
Тут важно другое, Гму. Терять 20% аудитории имеет смысл только в случае, если ты этим шагом привлечешь больше людей, чем потеряешь. Или чтобы сохранить хотя бы при какой-то негативной динамике. То есть без конкуренции со стороны других проектов на это никто не пойдет. А общие процессы падения интереса к жанру в целом, думаю, слишком незаметны, чтобы быть удостоенными внимания со стороны одного конкретного проекта.
Т.е. я повторяю мой тезис — CCP просто снимает сливки с торта :)
Другой вопрос, как это отразиться на игре для всех. Я думаю — интересно отразиться. В лучшую сторону.
Ну, дык, сейчас за часть людей платит тот, кто хочет купить иски. С другой стороны, я не думаю, что все так уж линейно-пропорционально. Люди оплачивают подписку плексами, потому что у них есть такая возможность. Существует представление, что, потеряв такую возможность, они обязательно уйдут из игры. Я продолжаю настаивать на том, что оплата месячного досуга в размере 15 долларов — это очень-очень-очень выгодное по деньгам развлечение. Это 50 центов в день. Нет таких людей с современным игровым компьютером и интернетом, для которых бы такая нагрузка была бы ощутимой.
Думаю, что намного более интересным вопросом будет вот какой: «сколько аккаунтов для альтов оплачиваются плексами?». Вот эта категория может ужаться существенно, так как это заставит человека, фактически, платить за свой досуг, скажем, 30 или 45 долларов в месяц. Понимаешь? :)
А вообще народ, я не устаю повторять что пачка курева в германии стоит 5 EUR. На этом фоне 15 за подписку — это вообще не про что. Честно. Я не знаю насколько цена подписки существенно бъёт по карману а разных странах, но вообще говоря, для человека который заплатит за игровой комп и широкополосный доступ в сеть — это не может быть заметными деньгами. Подписка стоит копейки, на самом деле. Это нужно осознавать.
Это tradeoff, если у тебя нет денег на какой-то вид отдыха, то либо ты их зарабатываешь, либо перестаешь таким вот образом отдыхать. Я думаю в этом в немалой степени причина такой бешеной популярности пираток L2 и WoW лет десять назад.
С каких это пор компьютерные игры стали «элитным» досугом?
А успех пираток в том, что выбора то и не было особо. Кто-то видел в 2004г официальные русервера вышеуказанных игр?
А 2007 сложно назвать расцветом фришардов. :) Там уж и вебмани на полную катушку были, и карточки.
Вот мне и казалось, что «утек» тестовый.
Важность плексов оценить очень просто, конкретные цифры для этого не нужны; плексы — это одна из немногих статей дохода компании. Убираем плексы — получаем дыру в бюджете, причём размер её не столь уж и важен; компания маленькая, живёт за счёт ровно одного успешного проекта, так что каждая копейка тут должна быть на счету.
А WoD они в кредит делали?
И дело не только в «ограничены спросом», но в особенностях игровых механик (экономики, например) конкретной игры.
Про Crowfall пока что еще до конца многое не известно, и какой вред билеты эти будут наносить ещё вопрос, на самом деле.
Мутный очень FAQ. Расстраивающий.
Подробнее можно?
b2p + прем + шоп внешки + шоп не только внешки
Награда ОхренелиЧтоли года уходит им
Как говорил всем известный персонаж:
Не удивлюсь, если после этого фортеля еще часть людей развернется и покинет жанр в принципе. Слишком большая разница между тем, что хотят игроки, и тем, что им навязывают.
Для меня это голосование не означает, что нет дураков, верящих в халяву, для меня это означает, что есть достаточно людей, причем по итогам — большинство, которые выбирают подписку.
Или у них есть хитрая задумка, для которой был бы вреден именно бесплатный доступ? Например, отсечение определенной нежелательной аудитории…
Деньги брать на разработку-это норма, это не принесет дисбаланс игре, не сделает ее хуже.
Продать игру-это норм-вов так каждую обнову продает, это не принесет дисбаланс.
Попросить за подписку 150-это норм-обычная абонентка.
Косметика-это норм, на баланс не влияет.
Плексы-лишь перераспределение денег, норм
Всякие расширения -это разовые платы, фактически можно их мысленно прибавить к сумме продажи игры.
Так что все это не сделает игру хуже.Не принесет дисбаланс.
Хотя все вместе на данном этапе и смотрится агрессивно.
Лишь бы на этом ограничились
И лишь бы игра была достойная.
Ну разумеется, когда разработчики говорят «дай денег!» на каждом возможном этапе, это прям кричит о том, что они собрались делать достойную игру. У нас же столько живых примеров этому =))
Стесняюсь спросить, что именно подразумевается под дисбалансом. Узаконенное РМТ точно на него не влияет?..
Объемы все-таки изменит. Ну как мне кажется. Но вообще, мне не очень нравится идея вводить «билеты» именно в этой игре, с такой системой монетизации. Если в Еве плексы — это все-таки игровое время, более-менее реальная и постоянно востребованная со стороны игроков вещь, то здесь это не особо-то и нужный вип-статус. То есть билеты будут рмт-валютой(а не реальным объектом) гораздо больше, чем плексы, и вся система будет гораздо больше походить на финансовую пирамиду, чем в Еве. Не самая хорошая идея, особенно если работать эта система начнет со старта проекта. На волне стартового ажиотажа вполне может сложится какая-нибудь очень неприятная ситуация.
Каша масляная --норм хороший завтрак полезный для организма и желудка.
Перец красный — норм, приправа и усилитель вкуса
Клей столярный — норм обычная рабочая химия необходимая во многих вещах
Отрава крысиная — норм большая часть предприятий сохраняет зерно для той же каши именно ею.
Так что все это не сделает хуже и не повредит посетителю столовой. хотя все вместе на данном этапе… эй куда вы меня тащите… что за обвинения в уголовщине на ровном месте --все же норм…
В продолжение цыганской темы хочу немного погадать: вижу скорую отмену стартового платежа(возможно, еще до старта) и безграничный восторг аудитории по этому поводу. Вот прямо перед глазами стоит.
Ну да, конечно. То есть на честный бтп или птп, или хотя бы на их смесь как в TESO, создателей игры не хватило, а вот фтп у них получится кристально чистым.
А в чем смысл этой реплики? При чем тут Мыло и Скайфордж?
А я удивляюсь наивности тех, кто до сих пор считает, что со Скайфордж что-то еще непонятно. :)
Да, продавать декор — тоже не лучший ход, но, например, для МОВА, основой упор в которых идет на состязание, продажа декоративных элементов является нормой. В них все равно нет цельного мира, в котором украшения можно было бы крафтить. А Crowfall определенно склоняется от чистых MMORPG к сессионым соревнованиям.
Просто хочу напомнить, что мы недалеко от безрыбья, где, как известно, и рак — рыба.
Сессии в MOBA длятся минут 40-60, здесь же нам предлагают гонку продолжительностью в несколько месяцев. В итоге может сложиться ситуация, что побеждает тот, у кого много свободного времени.
А насчет раков хорошо высказался Atron.
2. Для активного игроков развитый гарнизон маст-хев. Это способ получения немножко-денег, «беспроигрышная лотерея» экипировки и + 1 монетка на доп. ролл еженедельно.
Можно пройти обязательную часть гарнизонной кампании и больше в него не возвращаться. Только усилий на обеспечение своего перса деньгами и расходкой придется приложить намного больше.
Считать ли их после этого безобидными?
Немножко
Которую (экипировку) проще и быстрее выбить, чем раз в 300 часов ждать непонятно чего.
Вы можете получить 4 монетки в неделю?
это крутоэто серьезно. И их наличие в магазине очень сильно бы долбануло и по репутации и по геймплею. Да и по количеству подписчиков это бул бы удар. Игра меняется очень сильно.они уже с продажей прокачки то на скользком месте стоят сейчас: поднял я одного перса за WoD — теперь не знаю считать его чисто подписочной игрой или нет. Влияние на геймплей от этой «доп услуги» очень серьезное.
А что за гарнизоны в WoW?
О чем я уже писал в одном из комментариев ранее.
Где?
В теме «Палата на троих» Atron сказал: «не во что будет играть — закончим играть». Собственно, из-за отсутствия интересных мне MMORPG я в них сейчас не играю.
Причём здесь написано, что не цена, вероятно, будет другой, а сам способ монетизации. Не просто так же они это уточнили?
Не работает, если разработчик затачивает свою игру под определенную бизнес-модель.
С системой ОР же можно всадить дневной запас за полчаса и со спокойной душой отдыхать)) ИМХО проблему «хочу крафтить, а не дают» частично бы решили внутриигровые способы восстановления ОР (но вместо этого не стали париться и ввели банки за реал). Хотя далеко ходить не надо — в ЭК2 была довольно интересная квестовая система, где ты мог брать у ремесленной гильдии заказы на партии определенных предметов, получая за это награды. Немного подогнать ее под более песочный геймплей, сделать в качестве наград банки ОР и одной неплохой механикой больше. Но с нее бабки не потекут, да.
Такое ограничение игроки не примут. Хотя я всеми руками за такое решение)) Но с точки зрения большинства — не прокатит.
Для альтоголика альты будут разными, даже если сделать им одинаковую внешность, дать одинаковый класс и вести по одним и тем же рельсам. Неповторимость чара — в голове игрока, а не в игровых системах.
Очень спорное утверждение. И здравый смысл тут может быть основанием только если речь идёт о преследовании «практических целей». Если же целью является удовольствие от игры новым чаром, то становятся важными такие свойсва как пол, раса, фракция… и причёска! :)
Имхо, альтоводство ближе всего к коллекционированию. Тут здравый смысл применим плохо, а вот любой самый незначительный нюанс становится очень значительным основанием ценить конкретного альта, во всём остальном похожего на прочих.
Ограничение 2 профы на чара делает необходимым как минимум 3-4 альтов.
Сейчас это слегка снимается гарнизоном, но еще не полностью.
А редкие крафты, так вообще лучше делать самому.
В общем самообеспечение прежде всего удобно и приятно.
/а хороший обвес и правильный зачар, лучше делать для себя а не для дяди РЛа, тогда и эффективность будет лучше и удовольствия больше. Проверено на себе/
Обратное утверждение не менее спорно. А истины мы все равно не узнаем)
Если человек играет новым классом просто для разнообразия — это не практическая цель. Чистая эстетика :)
А многие ещё пробуют игру за другую фракцию, персонажей другого пола, другой расы. В ВоВе можно и новый для себя тип сервера попробовать, сходить на РП, например, из любопытства. А там и вовсе простор для непрактичного альтоводства :)
Хотя это было больше для оценки боевки вообще… еще одна практическая цель, кстати, хоть и метаигровая.
Имхо, если цель «метаигровая», не приносящая пользы в конкретной игре, то это не практично. Иначе можно уйти в философию в виде «приятно, интересно — значит есть польза, а польза это практично».
В тех играх, которые видел, получить полное представление о классе можно не раньше капа, потому что до него либо класс неполноценный, либо активности доступны не все. А учитывая, что речь идет о «боевых» классах, сложность говорить о сравнении их в небоевых занятиях.
Про сроки — увы, в этом частая проблема ММО-журналистики: разобраться в игре за срок, считающийся (насколько представляю) разумным, можно лишь настолько поверхностно, что проще перепечатать пресс-релиз. По-хорошему, нужно либо время на «погружение», либо искать людей «изнутри», способных связно рассказать. Но это отдельная тема.
Изучение классов и механик игр, ИМХО, приносит мне пользы даже больше, чем оттачивание комбо для успешности внутри игры. Одной из главных причин, почему я пошел смотреть AA, была именно система классов, изучать которую начал еще до объявления сроков ЗБТ.
Например, ты — прокачанный хранитель света, и хочешь прокачать себе класс Паладина.
Ты переключаешься на него… и понимаешь, что ты вообще ничего не умеешь. Что все умения тебе надо открывать с нуля, в ранние локации идти нет смысла, т.к. там тебе с монстров уже ничего не падает (престиж практически неизменен при переключении классов), а в текущих локациях ты просто не способен никого убить в силу того, что у тебя «убивалки» даже не открыты. Между тем на открытие талантов требуются классовые искры, которые ты получаешь, играя именно этим классом, и если «нафармить» разноцветных камушков ты можешь и своим привычным ХС-ом, для классовых искр придется попотеть. И чем ты сильней, тем больше. С какого-то момента без хорошей компании ты ничего не сможешь сделать, вот тебе и отсутствие ограничений. В данном случае второй персонаж, если ты передумал играть текущим классом и хотел бы начать с нуля, был бы кстати. Но такой возможности нет. :)
Давайте иронизировать о шопе ПОСЛЕ того, как нам озвучат его содержимое?
Ммм не.
Одна игра подпорченная донатом, бывает.
Две игры совпадение.
Три тенденция
33 игры, статистика собрана, вектор развития определен, будущее предсказано, ворота иронии открыты.
Событие неизбежно.
По своему опыту: LOTRO — норм, Аллоды, подписка — норм. АА — сперва норм, потом беда, ушла. Скайфордж, 2 месяца уже играю почти — ни копейки не заплатила, получаю удовольствие. Что будет дальше — увидим дальше.
PS Я тоже не понял концепцию игры.
Ничего не могу сказать
Сами хоть играли?
Ну если бы они ввели донат на ЗБТ… хотя никого бы не удивило, на НРД они заработали.
А теперь дальше WarFace — без доната, только в мясо.
PW — ну примеры лишние
Demon Slayer/Бумз/Легенда дракона/Что-то-там про танки
И снова донат )), сразу ваш аргумент на последние -> они же браузерки, а остальное так там вообще шутерок.
И что?
Вы можете привести в пример игру от Маил где за допустим прем ты получаешь доступ ко всему контенту и получаешь возможность получить любой игровой предмет без довкладывания реальных денег, кем либо?
P/s кстати а после ЗБТ в SkyForge вообще вайп планируется? )) Или тихонько в вечное ОБТ перетечет?
Мы же говорим о Скайфордже, не? На данный момент о содержимом магазина нам ничего не известно. Все остальное лишь домыслы, спекуляция и злорадство. Не понимаю, ради чего? Вас никто не заставляет играть в игры от мэйл.ру.
И да, кажется, уже все на портале поняли, что кроме линейки 2 классической и Евы игр, в которые можно играть — нет. *сарказм*
А кого я заставляю не играть в игры от мэйл.ру?
Домыслы да, спекуляции возможно, злорадство!? неее
злорадство это с объявлением шопа написать
Муахахаха игре про богов — безбожный шоп.
Вот это злорадство.
Ни в то, ни в другое не могу играть :\ не тянет.
Сочувствую. Тогда, видимо, придется совсем уходить из ММО, тут где-то читала этот вариант. :))
Да и по текстам, роадмапу, вполне разработчики представляют.
Не понимаю вашего скепсиса.
Репутация у мейл.ру подпорчена однозначно, тут вопросов нет, но хоронить Скайфордж пока рано.
ЗЫ. Вайп после ЗБТ будет, озвучено самим мейл.ру
Так я и не хороню, у Маил умелые доильники, вон Аллоды вообще горя не знают, играют люди им нравится.
И у СкайФорджа аудитория найдет, ее никто не хоронит, я просто иронизировал на уже заложенной возможности срезать углы за счет реальных денег.
Модель оплаты же планируется не подписка же? ))
Сейчас в Скайфордже можно реально и углы срезать и в этих углах застрять и все, что угодно. Предлагаю наблюдать и не торопиться)
Время.
Верно. Может, люди там цветочки нюхали, я не знаю. Может, баланс к 2014 починили. Хотелось бы какой-то нормальной информации, а не «ничего такого не было, никто не жаловался». :)
Воин — играбельны три сильно разных направления: ПвЕ-ДД с парным оружием, ПвП (в общем, ДД) с двуручем и ПвЕ-танк со щитом. Плюс, ПвЕ-ДД с двуручем тоже можно. Проблема воина скорее в том, что для исполнения разных ролей приходится крафтить аж три оружия, когда большинство классов обходится одним.
Жрец — хилер с уклоном в ПвЕ или ПвП; ДД мили+свет — сейчас больше ПвЕшник; РДД (совсем другой билд) — удобнее в ПвП.
А вот храмовникам вариант физ-ДД не так давно подпортили.
Третьим танком не так давно сделали разведчиков, но не разбирал, за счет чего они танкуют.
Систему статов несколько лет как переделали. Хитростей с силовыми или критовыми статбилдами нет, крит сложно разогнать и нет антистата. Теперь другие варианты, которые даже не знаю, как описать кратко.
P.S. Кстати, раз уж зашла речь о Скайфордже, завтра у меня будет ключ на збт. если у кого то будет желание мне составить компанию побродить по миру, то было бы просто замечательно =) А если, еще и знающий человек попадется, то вообще супер — буду впитывать все, как губка) Написал здесь. потому что все-таки я представляю себе ммозг.нет саморегулирующимся сообществом, где есть много интересных людей.
Одна из главных причин, по которой я даже не смотрю на эту игру. У меня 6 акков в Лэндмарке, 5 в Marvel Heroes, как представлю, что если вдруг затянет, то придётся и тут извращаться — всякое желание знакомиться со Скайфоржем пропадает.
Вот тот случай, когда разработчикам надо (для меня надо, и для прочих альтоголиков) копировать ВоВ: 50 чаров на акк не много, конечно, но на какое-то время хватает. Ладно, откровенно копировать ВоВ «неприлично», так делали хотя бы как в TSW, где слоты под чаров докупать можно…
Ещё понятно, когда запрещают альтоводить в играх с претензией на серьёзность, где хорошо иметь чёткое представление о людях, стоящих (сидящих) за персонажем. Но в играх с казуальным геймплеем это для чего? Считают, что так получается сильнее привязать покупками в кэш-шопе? Не понимаю :(
Ах, так вот кто нес такую пургу. Понятно. :) Не удивлен.
Прайсинг ФАКУ.
ЧСХ англофоны произносят именно «фак».
Т.к. все это уже есть в WoW.
1. Покупка игры
2. Абонентка
3. Косметические итемы.
В ближайшее время планируют ввести ваучеры на подписку, которые можно будет продавать через аукцион.
Я сейчас к тому, что если игра будет стоящая, то ее очень сложно будет убить шопом. Archeage убил не магазин. Да и линейку тоже. Вон, в ГВ2, там можно совершенно нормально купить все, что душе угодно за реальные деньги. И ничего, играют. Или вон EVE, можно влить сколько угодно реальных денег и купить все, что хочется, но как то люди все равно играют, т.к. все создается игроками.
Я бы пока не паниковал.
Успели. Даже раньше многих вроде.
Где я такое написал? Чай, решили домыслить за меня? :) Может еще и комментики за меня попишите? :)
ничего криминального здесь нет != норма?
1 Запрещено
2 Строго запрещено
3 Категорически запрещено
В данном случае это:
1 Норма
2 Не норма
3 Криминал
=))
Уж не знаю, как еще эту логическую цепочку интерпретировать)))