MMO-индустрия: 2014: Итоги
Это был год больших надежд и больших разочарований. Это был год больших сюрпризов, приятных и не очень. Это был год нашего с вами взросления.

В этом году мы не решились устраивать большое голосование по итогам года в формате «Суперммозг против всех». Нам показалось, что это будет похоже на фарс или игру в поддавки. Вялое выжимание пунктов, чтобы было хотя бы по три. Причем по большинству номинаций. Такой год мы прожили.

Но личный анализ прошедших трехсот шестидесяти пяти дней мне все же хочется сделать.

По очевидным причинам, ситуация вокруг Archeage, с которым я связывал не только собственное будущее, но и ближайшее будущее ММО-индустрии, на весы которой кладут такую увесистую гирьку, для меня в этом году стала ключевой и определяющей.

Прошлый две тысячи тринадцатый год заканчивался на оптимистичной ноте. Была подписана виртуальная мировая между локализатором Archeage, прислушавшимся к мнению сообщества, и игроками, оказавшимися наконец в ЗБТ долгожданного мира, не испорченном арками и все еще отчетливо напоминающем схему «фримиума». «Фримиум» предполагал базовую подписку на «премиум» для всех, кто серьезно воспринимает проект. В то время как бесплатная игра больше походила на демонстрационную версию без ограничений по времени, зато с существенными ограничениями по внутриигровым возможностям.

Что греха таить, по сравнению с вероятностью вообще отказаться из-за арок от долгожданного проекта, фримиум-схема, даже с учетом наличия в игровом магазине бутылочек на восстановление очков работы, стала большим эмоциональным облегчением. Затем она стала нормой. Затем начались, похоже, неизбежные при наличии самого факта существования магазина, продающего хотя бы одно преимущество, злоупотребления.

В теории заговора я не верю. Зато легко верю в то, что одна из сторон берет ровно столько, сколько дает взять другая. Не было никакого плана «сначала напугать арками, а потом показать стандартную систему». Я знаю об этом из многих источников. Была уверенность в том, что смирятся с арками. Когда увидели, что негатив от системы зашкаливает, то с очень большим трудом продавливали откат назад через корейцев. Идея о том, что арки были только для того, чтобы попугать, это чистый алгоритм объяснения собственной лени и бездействия некоторыми собеседниками. И это хороший урок для всех.

Именно по этой причине меня, как ни странно, на уровне тенденций радует то фактическое забытье, в которое спустя год после выхода в наших широтах погружают Archeage сами игроки своим равнодушием. Пускай даже мне лично пришлось расстаться с собственными большими планами по поводу этого мира. Пускай меня очень расстраивает, что вместе с этим забытьем уйдут и явно удачные находки авторов проекта.

И все же. Почему меня это радует? Потому что схема, к которой пришли в итоге, также не была хорошей сделкой для игроков, на мой взгляд. Меня намного больше расстроила бы ситуация, при которой проект, выставив пейволлы и начав торговлю сундучками, продолжал бы процветать, как одна из титульных ММО.

В ситуации поэтапного затягивания удавки не могло быть точки бунта, какого-то яркого события, заставившего всех одновременно снова проявить свое несогласие так, как в случае с арками. Раз у нас сползающий фритуплей, то и протест тоже сползающий, в виде постепенного таянья аудитории.

Я не строю иллюзий и понимаю, что многие ушли просто потому, что наигрались. Проблема «туристов» действительно существует. Но я также уверен, что после туристов должны были остаться те, кто верит в проект, а вот с ними получилось не очень красиво. И, в конечном итоге, я рад, что они уходят. Потому что это правильно и логично.

Говорю это без всякого злорадства в адрес конкретных компаний, получающих доход от локализации и затративших на получение лицензии довольно большие суммы. У вас свои интересы, у нас – свои. Мне хотелось бы, чтобы когда-нибудь со своими интересами мы сошлись бы в одной точке. Тем более что я чувствую, насколько одинаково мы воспринимаем реальное положение вещей.

Здесь, пожалуй, стоит перейти к следующему событию года для меня лично – совершенно неожиданному ходу NCSoft с выпуском Lineage 2: Classic. Событие одновременно радостное и унизительное. Унизительное, потому что если выход проекта десятилетней давности с минимальным количеством механик становится событием, то дела у нас всех не очень. Но все же радостным, потому что многим давно хотелось увидеть ту самую Изначальную Линейку. Прямо как Изначальный Материк в Archeage, куда у нас появилась возможность вернуться, наслушавшись легенд старожил или напевов собственной ностальгии на протяжении многих лет. Двойной повод для радости придал тот факт, что в Иннова решили сделать из классической линейки чистый «pay to play». Здесь я хотел бы вас вернуть к мысли о том, что игроки и разработчики могут сойтись в одной точке. Достаточно называть вещи своими именами.

Менеджер проекта Lineage 2 Андрей Маякин в нашем большом интервью, посвященном старту русской локализации классической Lineage 2, сказал фразу, которую мы даже в заголовок вынесли:

«Это не f2p, где приходится выкручиваться»

Говорю это, опять же, не в порыве желания кому-то показать язык. А просто вспоминаю откровенный разговор и вижу, что понимание возможно с обеих сторон:

В некоторых ситуациях, когда это основа геймплея, таких предметов быть вообще не может. Например, в классике не может быть рун, потому что прокачка — это очень существенная часть игры, соответственно ее нельзя ускорять за деньги. То же касается отсутствия бафа. Продавать в классике баф за деньги было бы странно.

Но ведь это очевидно. Верно? Это может понять любой из нас, с любой стороны. Все, что влияет на геймплей, продавать действительно нельзя. И я очень рад, что в итоге от идеи вводить какой-либо магазин вообще в Иннове отказались. Пускай с оговорками, пускай пока, но это была честно протянутая рука дружбы, способ повысить доверие между двумя сторонами. А кризис доверия действительно огромный. И, пожалуй, в этот год он достиг своего максимума. Оглядываясь назад и вспоминая действительно незначительные подарки за предзаказ и при этом значительный всплеск негативных эмоций со стороны аудитории, можно легко замерить накал страстей. Тут уж действительно в любой момент «из искры возгорится». Но я рад, что в Иннове это быстро поняли и пошли на контакт в виде совершенно конкретных и принципиальных шагов. Я хотел бы таких отношений со всеми разработчиками и издателями.

Я рад, что такими отношениями может похвастаться не только Иннова. CCP Games, которую, в общем-то, сложно было упрекнуть в слабых темпах развития своего титульного проекта до этого, в 2014 году решилась на смелый эксперимент, перейдя на почти ежемесячный цикл обновлений EVE Online, отказавшись от пышных полугодовых обновлений и предпочтя им больший контакт со своей аудиторией и большую свободу в реализации амбициозных идей собственного развития.

Я рад, что есть CCP Games, и, благодаря им, я могу надеяться на то, что ММО-миры могут быть чем-то по-настоящему интересным, новаторским, глубоким. Фактически, это чуть ли не единственный луч света сейчас.

Я понимаю, что в последнее время говорю больше о моделях монетизации, чем о самих виртуальных мирах. Но это именно потому, что я отчетливо ощущаю, как земля у этой индустрии уходит из-под ног. Как элементарная основа нормальных отношений «разработчик — игрок» и реального развития технологий превращается в нехитрый аттракцион развода на деньги. Я понимаю, что если обе стороны действительно будут и дальше вяло обсуждать, хорошо это или плохо, ММО станет мертвой землей для мысли, идей, творчества, идеализма, всех тех светлых чувств, которые делают из нас людей, а наш мир лучше. Именно поэтому главным видео к моему тексту будет не итог того, что происходило в ММО, а итог того, о чем рассуждали люди в этом году:


Мы – часть этих людей. Мыслящая, стремящаяся что-то узнать, что-то открыть для себя. Я в это верю. И верю в то, что ММО могут быть частью того, что двигает нас вперед. Я хотел бы, чтобы вы ощутили сейчас тот контраст, который существует между этим видео и положением дел в ММО. Я хотел бы, чтобы вы почувствовали, как нас пытаются превратить в тех самых карикатурных фриков, для которых виртуальный меч с уроном +20 становится пределом мечтаний и целью в жизни. Я верю, что вы хотите чего-то большего, иначе бы не пришли на ММОзговед. Я верю в то, что разработчикам тоже хотелось бы говорить о том, что они делают, с такими горящими глазами, а не отводить взгляд при любом неудобном вопросе.

Я верю в то, что когда-нибудь, возможно, неожиданно скоро, мы в конце года будем смотреть видео о прекрасных виртуальных мирах, о социальных и культурных экспериментах в них, о творчестве, об идеях, о событиях, заставивших людей делать что-то интересное, быть вместе, несмотря на физически огромные расстояния между ними, быть лучше, и быть в полном восторге. Хотя… постойте:


Лучший MMO-ролик уходящего года, безусловно.

Это был год больших надежд и больших разочарований. Это был год больших сюрпризов, приятных и не очень. Это был год нашего с вами взросления. И это был год веры в лучшее. С Новым Годом.

33 комментария

avatar
Да уж, не самый лучший год был для ММО. АА действительно стала самым большим разочарованием. Причем не только года, а вообще. Еще ни одну ММО я не ждал так долго, еще ни в одной я не хотел осесть так сильно. И вряд ли захочу в ближайшее время (по крайней мере до выхода SC или EQN). Так что видимо ближайшие пару лет проведу в эдаком ММО-анабиозе. Ну или сойду с ума и решу попробовать-таки линейку на старости лет =))) Но не хотелось бы… Остается лишь верить в пророчества, что в эпоху смут и фритуплея случится чудо и явится та самая ММО. Пффф… короче с наступающим, ммозговеды =)
  • +7
avatar
Событие одновременно радостное и унизительное. Унизительное, потому что если выход проекта десятилетней давности с минимальным количеством механик становится событием, то дела у нас всех не очень.
Мне кажется, что мнение на счет количества механик не вполне верное. Последние годы все игры шли по пути упрощения. Легче всего это заметить по многосерийным франшизам. Достаточно сравнить спектр возможностей игрока в Цивилизации второй и пятой, или, например, глубину гейплея в старой и новой XCOM. Все очень упрощено.
Отсекается все, что кажется лишним. Так что запросто может выйти так, что по глубине взаимодействия старая игра оказывается сильнее, чем новая, потому что то, что казалось лишним и было выброшено на самом деле таковым не было.
Кроме того, есть печальная тенденция пропехи в игре (часто даже сделанные нарочно) залатывать через магазин. Зачем думать, как сделать предмет эксклюзивным и редким (а вернее, интересное приключение с достойной наградой), если можно поставить на него ценник в $100 и он станет таким автоматически? В ММО ради денег лишней становится сама ММО. Так что ее тоже надо… того. Упростить.
Комментарий отредактирован 2014-12-31 00:43:18 пользователем Avicorn
  • +2
avatar
Мне кажется, что мнение на счет количества механик не вполне верное.
Ну, я в данном случае говорю о том, что мы играем в Линейку, из которой убрали или пока просто не добавили:

— замки
— манор
— захватываемые кланхоллы
— крафт кланхоллов
— катакомбы и весь ивент «Семь Печатей»
— питомцев
— рыбалку

Может, еще забыл что-то. Из перечисленного действительно сомнительной механикой в целом были только «Семь Печатей», да и от тех очень жаль потерю места компактного проживания подземных монстров с модификаторами x4, очень уж сладкие для групповой охоты места были.

Так что нынешняя «классика» без преувеличений довольно купированная по механикам игра.
Комментарий отредактирован 2014-12-31 02:03:42 пользователем Atron
  • +2
avatar
Манора же вроде и не будет? Как и печатей.
Комментарий отредактирован 2014-12-31 01:57:28 пользователем Avicorn
  • 0
avatar
Вот в том-то и дело. Замки будут. Осады добавят к маю где-то (это как раз нормально). Манора не будет. Что вместо него — непонятно. Рыбалка ужас-ужас парковый вместо прежней продуманной системы (у нас пока не добавлено, к счастью). Соответственно, крафт кланхоллов не вернется, потому что он был завязан на прежнюю рыбалку. Ну, и с питомцами непонятка. Из новых инициатив и обещанного переосмысления — вообще ничего пока.

И тем не менее, в это играется прекрасно. Крафт с первых уровней. Торговля. Куча социалки. Впервые на арене — абсолютно честный pay-to-play без торговли скоростью прокачки, зарядами души и духа, свитками и прочей ерунды.
  • 0
avatar
Учитывая неторопливость прокачки в линейке, раньше или позже им все же придется дать возможность новичкам как-то «догнать», извечный порог левельной системы. Но до этого еще далеко, по крайней мере пока не введут осады текучки особой все равно не будет.
Конечно осады станут суровой проверкой, кто здесь ради процесса, а кому корону подавай.
  • +1
avatar
Впервые на арене — абсолютно честный pay-to-play
Не впервые. В Аионе первые полгода тоже был честный П2П без шопа. И даже без раннего доступа.
  • 0
avatar
Лично мне казалось крайне примитивной сама ла2. В конце концов для игрока в ней есть всего 2 занятия: бить мобов на зеленых лужайках или когда очень долго побьешь мобов и прокачаешься — бить игроков на тех же зеленых лужайках. Еще можно крафтить — но если ты крафтишь то не сможешь ни бить мобов ни игроков, потому крафтят всегда альтом. Хотя на фоне современных ММОРПГ, ла2 выглядит действительно даже очень интересной…
  • 0
avatar
Просто попалось на глаза (думаю тут будет в самый раз):

  • +1
avatar
Да, отлично после подборки TED смотрится. «В самый раз». :)
  • +4
avatar
Детский сад, одним словом =) Ёлка и стишки для Дедушки Мороза.
  • +3
avatar
Монетаризация или подписка (f2p vs p2p) — главная тема баталий в ММО сфере этого года. В дискуссиях и принятых решениях игроки и разработчик набили много шишек. Но самое главное, как и в любой ММО, был ли из этой битвы получен опыт? Для игроков считаю что несомненно да. Для разработчиков похоже только для некоторых. Что же в новом году нас несомненно ждут новые баталии. Будут ли «победители» и «побежденные» или удастся наладить равноправный диалог посмотрим в новом году. С новым годом ММозговеды!
  • +3
avatar
Также можно упомянуть и ТЕСО с Вайлдстар. Вернее сказать, нет смысла и вспоминать. Что тоже весьма показательно. Год выдался насыщенный, но все равно бестолковый одновременно. Хотя, после всех ММО/онлайн игрособытий в 2014 я стал заметно взрослее как игрок, что радует.
  • +1
avatar
А я снова проплатил World of Warcraft! И если среди Вас есть те, кто сомневается, стоит или нет, то — однозначно стоит! Система гарнизонов затягивает, Дренор действительно играет на ностальгических чувствах и возвращает к истокам. Это не то что, запустить сервера дешевой корейской гриндилки умершей много лет назад, а именно, переосмысленное, усовершенствованное возвращение «домой» на новом уровне. Я начинал играть в ВоВ в БК, для меня это аддон как возврат на 8 лет назад в юность! Если и есть, что упомянуть о ММО в этом году, то это снова ВоВ. Остальное, как всегда, шлак на пару недель, (в том числе и TESO, на коллекционку которого я спустил кучу деревянных, но так и не понял, что это было). ВоВ опять рулит! Больше 10 миллионов подписчиков, подписочная модель для 10 летней игры! По-моему, тот, кто отрицает величие этой игры либо лжец, либо дурак!
Комментарий отредактирован 2015-01-03 01:15:20 пользователем Omsford
  • -12
avatar
По-моему, тот, кто отрицает величие этой игры либо лжец, либо дурак!
а я вот зашла спустя полгода и поняла, что меня больше вообще не цепляет. И это вовсе не так игра, которую я когда-то так полюбила.
Видимо, я дурак :\
  • +2
avatar
Видимо я тоже перерос ВоВ.
А может просто ВоВ поглупел.
Комментарий отредактирован 2015-01-03 05:19:09 пользователем hitzu
  • 0
avatar
Ты мне сейчас непися из какого-нить Скайрима напомнил, который стоит на улице и читает проповедь о величии одного из десятка богов, при этом всем на него пофиг. Ну по крайней мере пока стрела с неба не прилетит :D Вот один в один =))
  • +3
avatar
Расскажу-ка я тебе другую историю ;)

А я проплатил Lineage 2 classic! И если среди Вас есть те, кто сомневается, стоит или нет, то — однозначно стоит! Вернувшееся многообразие классов затягивает, мир Адена действительно играет на ностальгических чувствах и возвращает к истокам. Это не то что, запустить сервера дорогущей пещерной игры умершей много лет назад, а именно, переосмысленное, усовершенствованное возвращение «домой» на новом уровне. Я начинал играть в Lineage2 в первых хрониках, для меня classic как возврат на 8 лет назад в юность! Если и есть, что упомянуть о ММО в этом году, то это снова Lineage2…
… ну и далее по тексту xD
Комментарий отредактирован 2015-01-03 14:39:44 пользователем alias
  • +8
avatar
О, залетный с нуб-клаба
  • 0
avatar
Величия ВОВ тут никто и не оспаривает. Я тоже об безысходности купила Дренор и подписку на два месяца, начала развивать гарнизончик. Но это не дает вам повода писать в остальном ключе про другие игры, за это и минусы прилетели.
Насчет цепляет-не цепляет… у меня основной персонаж за Орду, так как-то совсем от орков устала… сюжет в голове не остается совершенно, а хотелось бы.
Воспользовавшись возможностью дать еще одному персонажу 90 уровень, выбрала свою древнюю недокачанную охотницу Альянса, и вот гарнизон и история «там» как-то больше по душе пока.
  • +1
avatar
ВоВ конечно неплох по сравнению с тем что было в последнее время, но писать что всё остальное Г, это как минимум блоизаруко. АА подаёт надежды, Л2 для олдфагов вышла. Не говоря уже про Евку. А численность игроков не показатель, я это понял поиграв в Евку.
  • 0
avatar
АА подаёт надежды
кому подает и какие надежды, не расскажете?
  • +1
avatar
АА, кажется, уже растоптала все поданные надежды, окончательно и бесповоротно, не?
  • +1
avatar
ed. не туда )

UPD. А раз комментарий не туда ткнулся, будем считать, что АА повезло, и я не буду говорить какие надежды и кому подает АА.
Комментарий отредактирован 2015-01-12 15:29:58 пользователем Ascend
  • +1
avatar
А можно вопрос — почему так старательно не упоминаете Невервинтер онлайн? Ведь очень толковая многопользовательская PVE-игра же… И в отличие от постоянно упоминаемого АА развивалась она разумно — после очередного обновления игроки не уходили, а возвращались, появлялись и новые.
Будущее российского мморпг, пожалуй, связано со скайфоржем. Разве нет? Долой привязку к классам, долой поуровневый кач…
  • 0
avatar
почему так старательно не упоминаете

А как вы замерили мою старательность в деле неупоминания? :) Просто, это же субъективные итоги, верно? И если уж вы все равно в моей голове в поисках стараний не упоминать, отыщите там мысль, которая характеризует мое отношение к Невервинтер Онлайн, как к унылому фритуплейному PvE-аттракциону. При всем моем уважении к разнообразию мнений на этот счет. :)
  • 0
avatar
Просто почитываю заметочки на ммозговеде. Прочитал все 23 заметки по невервинтеру и немало из 643 заметок по archeage. Ни одна не вызвала желания вернуться в AA. Красивая картинка и паршивый геймплей навевают на игроков скуку. И как выясняется, не только у меня. Потому впервые за год молчаливого присутствия на мозговеде отметился в комментариях — зачем так много и так часто по AA? Простите, если что не так…
  • 0
avatar
зачем так много и так часто по AA?

Ну, тут все просто — мне лично в свое время сильно интересовал AA, а вот NWO не интересовал совсем. Соответственно, в субъективных итогах года я написал о том, что меня интересовало. :) Но ведь на ММОзговеде пишут разные люди и о разном. Добро пожаловать, кстати. :)
  • 0
avatar
Будущее российского мморпг, пожалуй, связано со скайфоржем
Хм че-то слишком темное будущие у нас…
Долой привязку к классам,
В СФ классы разве нет? Возможность переключения в ла2 уже давно была.
долой поуровневый кач
В СФ нет уровней? Скалирование уже давно в GW2 реализовано на качественном уровне.
Полностью лишена уровней Ultima.
Разве нет?
Так о чем я? А да, не будьте пессимистом
Комментарий отредактирован 2015-01-13 14:24:38 пользователем grehosh
  • 0
avatar
А с чем вы связываете будущее российских многопользовательских игр? С оглушительно успешным стартом корейской black desert у gamenet, который недавно «запартнерился» с zzima (которая, в свою очередь, закрыла чуть ли не десяток проектов), или с корейской игрой Тера, которая попала к Дестини — она может похвастаться несколькими браузерками, мобильной игрой и каким-то шутером? Расскажите, это интересно. GW2 на российском рынке недоступна же…
  • 0
avatar
А с чем вы связываете будущее российских многопользовательских игр?
Ммм ни с чем
GW2 на российском рынке недоступна же…
Блока нет значит доступна.
  • 0
avatar
Лично я, повторюсь, иду на BD только посмотреть на новый графический движок и систему рабства. Я вообще рассматриваю ММО последних 3х лет исключительно как проходные звенья на пути к большому и светлому. В одном кораблики и огороды потестили, в другом нпц-менеджмент.
  • +1
avatar
Видимо, мало кто из ммозговедов в нее играет. Я играла несколько месяцев, до АА. Мне понравилось многое. Сейчас слежу за новостями и вижу, что в NWO постоянно что-то происходит, что разработчики о ней не забывают, и это радует. Было бы здорово, если бы что-нибудь придумали с модельками персонажей, а то многие печальны неимоверно.
  • +2
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.