У меня есть множество новых и интересных впечатлений от игры в мире одной из самых древних версий Lineage 2, но я не спешу ими делиться по множеству причин. Прежде всего, мне попросту неловко об этом писать, понимая, что я уже несколько раз приходил в знакомую Lineage 2 и радовался полученному эффекту. Все это поняли, мало кто принял на свой счет. Зачем повторяться? Да что там — даже в нашей команде, сидевшей у разбитого корыта после последнего фанфеста в EVE и слабо понимающей, что делать дальше, царило неуловимое «Нет, ну, нельзя же опять».
Но есть несколько причин, по которым я все же поделюсь с вами этой историей. Во-первых, я обещал. Разговор в нашем discord-канале оборвался на просьбе рассказать эту историю целиком в виде полноценного текста. Во-вторых, в чем-то она перекликается со свежей заметкой «Власть, Узлы и Плеймейкеры», только «узлом» в этой истории выступает скромный фришард.
В интернете до сих пор существуют целые россыпи линеечных фришардов разнообразных версий, рейтов и долговечности. Впрочем, про долговечность — это я загнул. Скорее «разной степени краткосрочности». Найти классический мир с долгосрочными перспективами невероятно сложно. Каждый отдельный фришард из-за своей монолитности и неспособности развиваться — мир с четким потолком, в который рано или поздно упираются самые активные. Так почему бы не сделать прыжок к потолку короче и быстрее? В общем, линеечные фришарды постепенно сформировали собственную экосистему с общей аудиторией, перетекающей между фришардами-узлами.
Мне всегда казалось, что среди такой аудитории есть те, кто понимает, что беготня между этими «узлами» полностью убивает шансы на появление того, за что многие из нас любят MMO — сообщество. Никто не строит долгосрочные планы. Никто не обрастает связями. Другие игроки существуют в основном для того, чтобы быть опорной точкой в восприятии собственной игры на скорость. Как деревья, мелькающие в окне поезда. Но даже если люди, желающие долгой игры и стабильного сообщества, есть, им крайне сложно найти тот мир, в долгосрочность которого удастся поверить.
Большинство линеечных фришардов — коммерческие пиратские проекты, придумавшие схему монетизации забегов и их обнуления при помощи «внезапно возникшей альтернативы, где все будет по-другому!» задолго до того, как ее переняли официальные представители фритуплей-игр. Отдельные исключения — довольно скромные в техническом, организационном и рекламном плане площадки. Их онлайн — смешная история страусиной психологии людей. Каждый приходит в такой мир или просто бросает мимолетный взгляд на счетчик онлайна, после чего делает неутешительные выводы о недостаточной его населенности, считая, что его "+1" ничего не значит. Эта цепочка «ничего не значащих» проходит через подобные площадки бесконечным потоком. Статистика l2-firebird за последние шесть месяцев демонстрирует почти две тысячи активных персонажей при жестком ограничении в два окна. Но если вы возьмете статистику за месяц, она будет куда скромнее.
Здесь и начинается наша история. Играть снова в ту же линейку даже с новым социальным узором нам точно не хотелось. Но вот какая идея возникла в контексте обсуждения небогатого списка альтернатив — а что если заняться совсем непривычным для линейки делом? Мы привыкли, что Lineage 2 работает как симулятор большого социального муравейника, именно поэтому игроки так много внимания уделяют счетчику живых людей там. Без достаточного количества игроков, любое отражение этого мира кажется мертвым или по крайней мере умирающим. Но и без долгосрочных целей любой онлайн ничего не стоит. Именно так закончились наши две попытки играть на фришардах в 2013 году — эти отражения просто умирали за полгода, а их владельцы были в этом прямо заинтересованы.
Мы решили, что если найдем такой мир, создатель которого настроен поддерживать его всерьез и надолго, то сможем там заняться социальной песочницей — не просто одевать себя в актуальную экипировку и прокачивать уровни, сталкиваясь на этом пути с привычным социальным взаимодействием на пересечении своих и чужих поступков. А попробуем сделать что-то большее на фоне меньшего — по мере сил будем помогать этому миру и его сообществу становиться интереснее, жить общими целями, создать в каком-то смысле небывалую атмосферу общего пространства, где приветствуется помощь и взаимовыручка, а не расталкивание друг друга локтями. Мы понятия не имели, что из этого получится, да и сейчас не имеем, но попробовать это было, как минимум, любопытно.
Наш выбор мира получился во многом спонтанным, но мы о нем ни разу не пожалели. Живем мы там уже полгода. Но поначалу просто присматривались. Одной из самых больших проблем этого мира мы считали отсутствие оффлайн-торговли. Западные игроки, составляющие основную часть аудитории проекта, не собирались усаживаться на торговлю, оставляя компьютеры включенными. Да и для нас в какой-то степени это стало диким в 2017 году. Особенно на фоне того, что большинство фришардов используют прогрессивную механику оффлайн-торговли, сохраняющую все прелести классической торговой механики, но избавляющую игроков от глупой необходимости держать при этом игру включенной.
Хотя мы понимали, что нужно делать прежде всего для повышения онлайна и привлекательности игры в этом мире, авторитета для донесения этой мысли попросту не было. Никто не будет слушать новичков, которые пришли месяц назад на сервер и тут же начинают требовать что-то как капризные дети. Поэтому мы ждали. Подходящий момент возник через несколько месяцев, когда администратор решил вынести на обсуждение варианты решения проблемы со штампами для определенных видов сдвоенных мечей. Дело в том, что, согласно игровой механике, получить их могут только владельцы замка. Другого источника не предусмотрено. Но ни один замок так и не захвачен игроками. А прокачавшиеся игроки требуют. Это был идеальный момент для донесения нашей идеи. Поэтому я опубликовал на форуме свое предложение:
Мы попали в цель. Предложение было услышано, и администратор занялся внедрением механики оффлановых торговых лавок. Довольно скоро стало известно, что они работают на тестовом сервере и в ближайшее время появятся на живом. Да, это звучит смешно — мы радовались как дети вводу того, что и так есть на других фришардах по умолчанию, но на них нет того, что есть здесь. Например, постепенного ввода новых хроник, то есть развития, и психологической установки на многолетнюю жизнь мира без вайпов. В любом случае, мы своего добились и были в одном шаге от реализации того, на что возлагали большие надежды.
Первая установка обновления с оффлайн-торговлей не получилась — живой сервер, в отличие от тестового, выдавал ошибку. Но администратор был настроен решительно. В итоге после длительного даунтайма на живом сервере было переустановлено все с нуля — операционная система, сервер баз данных, всё. И это не помогло. На следующий день был назначен еще один расширенный даунтайм, который должен был закончиться «только после победы». Увы, перебрав все возможные варианты и затратив массу усилий, администратор отступил. Он просто не понимал, что еще можно предпринять. Находясь в одном шаге от важной механики, способной существенно повлиять на онлайн (не формальный, а реальный, благодаря активной торговле) и жизнь сервера, мы были отброшены туда, с чего начали.
Да-да, я понимаю, что все это звучит как мышиная возня для прожженных линеечников, видевших многотысячный онлайн и площади, забитые торговцами под завязку, без всякой оффлайн-торговли. Никаких иллюзий и попыток вас впечатлить. История не о том.
Мы были растеряны и расстроены. Во мне проснулась даже досада в адрес администратора — ну, что же он, проделав титаническую работу для энтузиаста по переводу первых хроник на вторые, и планируя продолжать это развитие, не смог справиться с простой и реализованной на многих фришардах функцией. Но потом я понял, что не следую очевидной тактике, которой стоило следовать и администратору — успокоиться, глубоко вдохнуть и искать решение. Оффлайн торговля — это его забота. А моя забота — найти решение, пока ее нет.
И тут меня осенило! Что дают оффлайн-лавки? Растягивают торговую сессию до бесконечности, позволяя опосредованно взаимодействовать в этом процессе всем желающим в любой момент времени. Что нужно сделать, если у нас нет такой технологии? Строго противоположное — сократить торговую сессию до минимума. Этому как раз посвящен принцип ярмарки — торговый праздник в определенное время в определенном месте, происходящий не чаще, чем раз в неделю.
Проводить ярмарки в Lineage 2 — моя давняя мечта. Но я ее рассматривал, скорее, как некое развлечение, шоу, бонус от владельцев замком. А здесь неожиданно ярмарка стала намного более функциональным событием. Конечно, оно не могло заменить по эффективности оффлайн-торговлю, но в ярмарке есть и свои неоспоримые преимущества — в отличие от оффлайн-торговли, здесь происходит торг, запрос на новые заказы и прочие прелести живого общения.
Осталось все это достойно оформить и преподнести. Тут вся наша команда отработала прекрасно. Андре придумал название и начал многодневную рекламную кампанию в чате. Асценд оформил рекламу на форуме. Гномы начали составлять таблички с доступными товарами и готовить специально для ярмарки новые. В созданную табличку вписывали себя все те, кто сможет посадить своих персонажей на торговлю в намеченную субботу, а гномы распределяли товары между ними и вписывали цены.
Местом проведения ярмарки был выбран Дион — достаточно удобный город для персонажей разных уровней. Название содержало внутренний мем нашего сервера — Short Spear Festival. Дата 11.11 получилась абсолютно случайно — это была ближайшая суббота, к которой мы успевали все организовать. Но зато она совпала с днем знаменитой распродажи и одновременно с этим напоминала четыре коротких копья. К слову, обладателям Короткого Копья мы гарантировали хорошую скидку на все наши товары.
Что крайне важно, нас было достаточно, чтобы раскрутить этот маховик. Как-никак мы готовы были поставить дюжину торговых лавок, что уже обеспечивало достаточную для размера нашего сообщества торговую активность. И, конечно же, мы звали торговать всех остальных.
К сожалению, в этот день я не смог лично присутствовать на ярмарке, оставив там только своего персонажа. Но ребята говорят, что получилось все очень душевно. Многие благодарили их за инициативу, и, конечно же, торговали. Мы выручили столько денег, сколько не зарабатывали на торговле очень давно.
Было понятно, что это только начало. Для того, чтобы Фестиваль Короткого Копья стал знаковым событием и действительно выполнял свое предназначение, он должен войти в привычку, стать традицией. А это долгая дорога, на которой нужно проявлять терпение и оптимизм. В эту субботу мы снова приглашаем всех жителей нашего мира на ярмарку — странное и непонятное событие для всех, кто знает Линейку. Нужное и желанное для тех, кто готов видеть привычную игру совершенно другой.
Но есть несколько причин, по которым я все же поделюсь с вами этой историей. Во-первых, я обещал. Разговор в нашем discord-канале оборвался на просьбе рассказать эту историю целиком в виде полноценного текста. Во-вторых, в чем-то она перекликается со свежей заметкой «Власть, Узлы и Плеймейкеры», только «узлом» в этой истории выступает скромный фришард.
В интернете до сих пор существуют целые россыпи линеечных фришардов разнообразных версий, рейтов и долговечности. Впрочем, про долговечность — это я загнул. Скорее «разной степени краткосрочности». Найти классический мир с долгосрочными перспективами невероятно сложно. Каждый отдельный фришард из-за своей монолитности и неспособности развиваться — мир с четким потолком, в который рано или поздно упираются самые активные. Так почему бы не сделать прыжок к потолку короче и быстрее? В общем, линеечные фришарды постепенно сформировали собственную экосистему с общей аудиторией, перетекающей между фришардами-узлами.
Мне всегда казалось, что среди такой аудитории есть те, кто понимает, что беготня между этими «узлами» полностью убивает шансы на появление того, за что многие из нас любят MMO — сообщество. Никто не строит долгосрочные планы. Никто не обрастает связями. Другие игроки существуют в основном для того, чтобы быть опорной точкой в восприятии собственной игры на скорость. Как деревья, мелькающие в окне поезда. Но даже если люди, желающие долгой игры и стабильного сообщества, есть, им крайне сложно найти тот мир, в долгосрочность которого удастся поверить.
Большинство линеечных фришардов — коммерческие пиратские проекты, придумавшие схему монетизации забегов и их обнуления при помощи «внезапно возникшей альтернативы, где все будет по-другому!» задолго до того, как ее переняли официальные представители фритуплей-игр. Отдельные исключения — довольно скромные в техническом, организационном и рекламном плане площадки. Их онлайн — смешная история страусиной психологии людей. Каждый приходит в такой мир или просто бросает мимолетный взгляд на счетчик онлайна, после чего делает неутешительные выводы о недостаточной его населенности, считая, что его "+1" ничего не значит. Эта цепочка «ничего не значащих» проходит через подобные площадки бесконечным потоком. Статистика l2-firebird за последние шесть месяцев демонстрирует почти две тысячи активных персонажей при жестком ограничении в два окна. Но если вы возьмете статистику за месяц, она будет куда скромнее.
Здесь и начинается наша история. Играть снова в ту же линейку даже с новым социальным узором нам точно не хотелось. Но вот какая идея возникла в контексте обсуждения небогатого списка альтернатив — а что если заняться совсем непривычным для линейки делом? Мы привыкли, что Lineage 2 работает как симулятор большого социального муравейника, именно поэтому игроки так много внимания уделяют счетчику живых людей там. Без достаточного количества игроков, любое отражение этого мира кажется мертвым или по крайней мере умирающим. Но и без долгосрочных целей любой онлайн ничего не стоит. Именно так закончились наши две попытки играть на фришардах в 2013 году — эти отражения просто умирали за полгода, а их владельцы были в этом прямо заинтересованы.
Мы решили, что если найдем такой мир, создатель которого настроен поддерживать его всерьез и надолго, то сможем там заняться социальной песочницей — не просто одевать себя в актуальную экипировку и прокачивать уровни, сталкиваясь на этом пути с привычным социальным взаимодействием на пересечении своих и чужих поступков. А попробуем сделать что-то большее на фоне меньшего — по мере сил будем помогать этому миру и его сообществу становиться интереснее, жить общими целями, создать в каком-то смысле небывалую атмосферу общего пространства, где приветствуется помощь и взаимовыручка, а не расталкивание друг друга локтями. Мы понятия не имели, что из этого получится, да и сейчас не имеем, но попробовать это было, как минимум, любопытно.
Наш выбор мира получился во многом спонтанным, но мы о нем ни разу не пожалели. Живем мы там уже полгода. Но поначалу просто присматривались. Одной из самых больших проблем этого мира мы считали отсутствие оффлайн-торговли. Западные игроки, составляющие основную часть аудитории проекта, не собирались усаживаться на торговлю, оставляя компьютеры включенными. Да и для нас в какой-то степени это стало диким в 2017 году. Особенно на фоне того, что большинство фришардов используют прогрессивную механику оффлайн-торговли, сохраняющую все прелести классической торговой механики, но избавляющую игроков от глупой необходимости держать при этом игру включенной.
Хотя мы понимали, что нужно делать прежде всего для повышения онлайна и привлекательности игры в этом мире, авторитета для донесения этой мысли попросту не было. Никто не будет слушать новичков, которые пришли месяц назад на сервер и тут же начинают требовать что-то как капризные дети. Поэтому мы ждали. Подходящий момент возник через несколько месяцев, когда администратор решил вынести на обсуждение варианты решения проблемы со штампами для определенных видов сдвоенных мечей. Дело в том, что, согласно игровой механике, получить их могут только владельцы замка. Другого источника не предусмотрено. Но ни один замок так и не захвачен игроками. А прокачавшиеся игроки требуют. Это был идеальный момент для донесения нашей идеи. Поэтому я опубликовал на форуме свое предложение:
Я согласен с мнением, изложенным выше, о том, что единственным источником штампов может быть только предусмотренный оригинальной механикой способ. Но. Такой ответ не предлагает решения — как администрация сервера может помочь этому. Естественным путем, разумеется. А в этом и заключается вопрос, который мы здесь рассматриваем. Мне кажется, я могу предложить такое решение.
Ключ к возможности взять первый замок на сервере лежит в эффективной торговле между игроками. Торговля — одна из самых важных механик Lineage 2. Но здесь, на Firebird, нам доступна только малая часть возможностей производить торговый обмен всеми доступными товарами — ресурсами, рецептами, ключевыми материалами и многим другим. В 2017 году очень малая часть из нас готова оставлять круглосуточно компьютер включенным или заниматься своими делами с запущенной на фоне игрой. Сейчас для торговли используется мировой чат, где люди предлагают очень ограниченное количество товаров (в основном оружие и броню). Иногда, так как мы разбросаны по всему земному шару, мы просто не пересекаемся в игре из-за разницы в часовых поясах. Торговля через форум остается очень слабой заменой внутриигровой торговле, потому что далеко не все на него заходят.
Если администрация сможет ввести механику внутриигровой оффлайновой торговли, это изменит очень многое в нашем мире. Особенно на уровнях C и B-грейда экипировки, где игрокам нужны все виды добываемых трофеев, а не только товары из NPC-магазина. Ввод оффлайн-торговли был бы огромным шагом в поддержку возможности сообща провести первую успешную осаду замка и принести штампы на рынок.
Мы попали в цель. Предложение было услышано, и администратор занялся внедрением механики оффлановых торговых лавок. Довольно скоро стало известно, что они работают на тестовом сервере и в ближайшее время появятся на живом. Да, это звучит смешно — мы радовались как дети вводу того, что и так есть на других фришардах по умолчанию, но на них нет того, что есть здесь. Например, постепенного ввода новых хроник, то есть развития, и психологической установки на многолетнюю жизнь мира без вайпов. В любом случае, мы своего добились и были в одном шаге от реализации того, на что возлагали большие надежды.
Первая установка обновления с оффлайн-торговлей не получилась — живой сервер, в отличие от тестового, выдавал ошибку. Но администратор был настроен решительно. В итоге после длительного даунтайма на живом сервере было переустановлено все с нуля — операционная система, сервер баз данных, всё. И это не помогло. На следующий день был назначен еще один расширенный даунтайм, который должен был закончиться «только после победы». Увы, перебрав все возможные варианты и затратив массу усилий, администратор отступил. Он просто не понимал, что еще можно предпринять. Находясь в одном шаге от важной механики, способной существенно повлиять на онлайн (не формальный, а реальный, благодаря активной торговле) и жизнь сервера, мы были отброшены туда, с чего начали.
Да-да, я понимаю, что все это звучит как мышиная возня для прожженных линеечников, видевших многотысячный онлайн и площади, забитые торговцами под завязку, без всякой оффлайн-торговли. Никаких иллюзий и попыток вас впечатлить. История не о том.
Мы были растеряны и расстроены. Во мне проснулась даже досада в адрес администратора — ну, что же он, проделав титаническую работу для энтузиаста по переводу первых хроник на вторые, и планируя продолжать это развитие, не смог справиться с простой и реализованной на многих фришардах функцией. Но потом я понял, что не следую очевидной тактике, которой стоило следовать и администратору — успокоиться, глубоко вдохнуть и искать решение. Оффлайн торговля — это его забота. А моя забота — найти решение, пока ее нет.
И тут меня осенило! Что дают оффлайн-лавки? Растягивают торговую сессию до бесконечности, позволяя опосредованно взаимодействовать в этом процессе всем желающим в любой момент времени. Что нужно сделать, если у нас нет такой технологии? Строго противоположное — сократить торговую сессию до минимума. Этому как раз посвящен принцип ярмарки — торговый праздник в определенное время в определенном месте, происходящий не чаще, чем раз в неделю.
Проводить ярмарки в Lineage 2 — моя давняя мечта. Но я ее рассматривал, скорее, как некое развлечение, шоу, бонус от владельцев замком. А здесь неожиданно ярмарка стала намного более функциональным событием. Конечно, оно не могло заменить по эффективности оффлайн-торговлю, но в ярмарке есть и свои неоспоримые преимущества — в отличие от оффлайн-торговли, здесь происходит торг, запрос на новые заказы и прочие прелести живого общения.
Осталось все это достойно оформить и преподнести. Тут вся наша команда отработала прекрасно. Андре придумал название и начал многодневную рекламную кампанию в чате. Асценд оформил рекламу на форуме. Гномы начали составлять таблички с доступными товарами и готовить специально для ярмарки новые. В созданную табличку вписывали себя все те, кто сможет посадить своих персонажей на торговлю в намеченную субботу, а гномы распределяли товары между ними и вписывали цены.
Местом проведения ярмарки был выбран Дион — достаточно удобный город для персонажей разных уровней. Название содержало внутренний мем нашего сервера — Short Spear Festival. Дата 11.11 получилась абсолютно случайно — это была ближайшая суббота, к которой мы успевали все организовать. Но зато она совпала с днем знаменитой распродажи и одновременно с этим напоминала четыре коротких копья. К слову, обладателям Короткого Копья мы гарантировали хорошую скидку на все наши товары.
Что крайне важно, нас было достаточно, чтобы раскрутить этот маховик. Как-никак мы готовы были поставить дюжину торговых лавок, что уже обеспечивало достаточную для размера нашего сообщества торговую активность. И, конечно же, мы звали торговать всех остальных.
К сожалению, в этот день я не смог лично присутствовать на ярмарке, оставив там только своего персонажа. Но ребята говорят, что получилось все очень душевно. Многие благодарили их за инициативу, и, конечно же, торговали. Мы выручили столько денег, сколько не зарабатывали на торговле очень давно.
Было понятно, что это только начало. Для того, чтобы Фестиваль Короткого Копья стал знаковым событием и действительно выполнял свое предназначение, он должен войти в привычку, стать традицией. А это долгая дорога, на которой нужно проявлять терпение и оптимизм. В эту субботу мы снова приглашаем всех жителей нашего мира на ярмарку — странное и непонятное событие для всех, кто знает Линейку. Нужное и желанное для тех, кто готов видеть привычную игру совершенно другой.
15 комментариев
А почему вы не запустите свой сервер, на котором будет всё, что вам нужно?
Или ещё вариант, который недавно пришёл мне в голову — взять open-source MMO, и развивать в своём направлении.
Это обманчивое впечатление. :) Каждый человек живет в своих представлениях и выставляет собственные приоритеты важности механик в том числе и в игре. У человека, организовавшего этот сервер, есть свои приоритеты, но он открыт к обсуждению и готов принимать чужие доводы. Когда у него не получилось с оффлайн-магазинами, он быстро ввел вот такую внутриигровую торговую доску:
Разумеется, это не может быть заменой оффлайн-лавкам и прямой торговле, но это тоже шаг в нужном направлении. Так что вот к кому у меня нет претензий, так это к администратору. А другим игрокам — да, наверное, нужно меньше, но ведь они и не выбирали для себя тот геймплей, который выбрали мы.
Не раз и не два видела запрос от самых разных игроков :)