Люди живут эмоциями. А для эмоций нужны поводы – яркие вспышки в новостях. Когда такая вспышка происходит, люди склонны считать, что это начало чего-то нового. Что вот, мол, сейчас начнется. Траектория движения изменится, будет рывок, или наоборот – падение. Но иногда случившееся событие – просто следствие того, что происходило на протяжении многих лет, каждый день. Или не происходило. Я не буду изображать из себя большого специалиста в вопросе инвестиционных сделок. Это мое субъективное мнение по поводу превращения Sony Online Entertainment в Daybreak Game Company, как человека, внимательно следившего за тем, что делала SOE все предыдущие годы. Случившееся – просто отметка на ватерлинии текущей команды, какую бы вывеску на нее не вешали.
Давайте я напомню, что произошло. Именитая компания Sony Online Entertainment, когда-то задававшая очертания всему жанру ММО, создав такие ключевые проекты, как EverQuest и Star Wars Galaxies, выкуплена у корпорации Sony некой инвестиционной компанией Columbus Nova. Выкупается не имя, а игры, среди которых ничего формирующего жанр не осталось. Полтора года назад произошла довольно амбициозная заявка на возвращение в высшую лигу после анонса Everquest Next, в котором небольшой игре Landmark отводилась роль разминочного полигона в ожидании «Некста». Но за полтора года сам EQ Next не стал ближе ни на сантиметр, что, собственно, довольно красноречиво описывает потенциал и мощности текущей команды.
Впрочем, потенциал команды зачастую описывает не только количество людей и таланты среднего звена, а ее ключевые визионеры. На этой позиции еще в те времена, когда SOE реально формировала будущее и настоящее жанра ММО, находился президент SOE — Джон Смидли. Именно под его чутким руководством потенциал проекта EverQuest и его духовного наследника EverQuest 2 был выпущен в трубу, пускай и постепенно. А история панического преобразования Star Wars Galaxies из самобытного проекта с передовыми социальными и геймплейными технологиями в проект, «которому надо догнать WoW», стала хрестоматийным примером того, как можно собственными руками выгнать из проекта две трети игрового сообщества. Помучавшись еще несколько лет, когда-то титульный проект, на примере которого рассказывали о потенциале жанра в целом, канул в Лету. Но вот кто был по-настоящему непотопляем, так это сам Джон. Уж как он убеждал больших боссов в корпорации Sony, что всему виной кто угодно, только не он, я не знаю, но это, безусловно, талант выживания.
Да что там. Джон Смидли сладкими речами и открытыми письмами о песочных MMO заставил даже меня подрядиться в бесплатные переводчики его презентации на русский язык. В корпорациях очень любят две вещи – презентации и финансовые отчеты. Судя по всему, перед нами сегодня итог финансового отчета – компания продана. Но презентация, уверен, запомнилась многим.
Давайте поговорим о покупателях. Это важно. Какими бы восторженными эпитетами не описывали разработчики сделку, как бы ни пытались назвать свою новую компанию «Геймерской Зорькой», детище Джона Смидли купили инвестиционные дельцы, никак не связанные с игровой или просто медийной сферой. Это распродажа. Избавление от ненужного балласта со стороны Sony. Собственно, моей главной претензией к SOE в последнее время было именно то, что подразделение транснациональной корпорации не может себя вести в вопросах монетизации, как уличные разводилы. Ну, так вот теперь они не подразделение транснациональной корпорации. А мечта Дейва Джорджесона стать бродячим музыкантом, куда ближе к воплощению, чем тогда, когда он это писал из высокого этажа корпоративного здания Sony.
Вывеска «Daybreak Game Company», а также их никому неизвестные спонсоры из «Columbus Nova» с сайтом-открыткой, купленным на распродаже, и «командой» из трех человек, намного больше соответствуют всему тому, что делала SOE в последнее время под вывеской одной из самых известных корпораций. Не транснационально-мультимедийное это дело — мелочь на завтраки у школьников отбирать под видом фритуплея. Так что с новой вывеской все в порядке. Это прежняя давно уже не соответствовала. Лет десять как перестала. С тех пор, как перворазрядный цех ММО-шного игростроя, украшавший своими проектами в том числе и бренд Sony, превратился в довольно унылую компанию, почивавшую на старых заслугах, локализующую третьесортный фритуплейный трэш вроде Wizardry Online или Dragon’s Prophet, а также изобретающую собственные схемы мошенничества. Вот это может купить только инвестиционная компания из трех человек с неясными дальнейшими целями.
Нет, у SOE были интересные попытки. Мастерство же не пропьешь. Во всяком случае, не сразу. Так что стоит сказать им спасибо за SOE Player Studio и SOEmote. Это хорошие идеи, которые, впрочем, не смогли перевесить того, что из ММО есть на сегодняшний день на руках у этого коллектива. Любые технологии хороши там, где могут найти широкое применение. То же самое касается довольно яркого, но во многом утилитарного Landmark, который без EQ Next самостоятельной большой игрой не станет, да и не предполагался, если, опять же, вспомнить презентацию на SOE Live полтора года назад.
Я не ставлю на Daybreak Game Company крест. Есть ли у них будущее? Ровно столько же, сколько было до сделки — ничего не изменилось. Зависит от них самих. Для нас же ситуация со статусом и амбициями корпорации просто прояснилась. Полтора года назад, может, кто-то и хотел вернуться в большую игру, но теперь уже точно не. Да и вопрос открытый — что сейчас формирует эту самую Большую Игру.
Нас продолжают убеждать, что индустрия ММО семимильными шагами движется к светлому будущему. В эфире звучит «Геймерская Зорька», хотя за бодрым юношеским голосом слышна усталость пожилых по меркам индустрии людей, которые уже давно бы все сделали, если бы в принципе могли. Старые боссы поют новые песни о песочницах или обещают вернуть нам молодость вместе с SWG, а получается только H1Z1, надежда которого ровно на то же, на что была у WarZ от безвестных разводил с русскими корнями. Но тут главное верить, что все хорошо, что это развитие, рассвет, новые горизонты.
Рассвет обязательно будет. Но не на вывеске. А ровно тогда, когда Sony или любая другая мега-корпорация снова захочет купить или организовать студию по разработке ММО для усиления собственного бренда. Вот только в эпоху фритуплея, бодро шагающего по просторам планеты, этого, боюсь, не случится. Так что заряжайте свои фонарики надеждой. До рассвета еще далеко.
12 комментариев
. Все составляющие и механики Ландмарка создаются не ради Ландмарка, а ради ЭКН. Система клаймов — это задел под гильдейские территории, строительные инструменты нужны для самих левелдизайнеров, крафт и сальважинг будет перенесён почти без изменений, боевая система и пасфайндинг тоже необходимы для ЭКН. То есть фактически всё, что делается — делается для ЭКН, и только малая доля, вроде костюмов и хай-тек декораций нужны исключительно Ландмарку.
В любом случае обвинять команду в бездействии ну никак нельзя. Потому что либо так, либо об ЭКН мы бы вообще узнали только в следующем году, когда бы его можно было презентовать в более-менее удобоваримом виде.
Команду ЭКН-Ландмарк можно во многом винить: в затягивании сроков, в создании неудобного интерфейса, в вялой концепции, в создании Ф2П уловок в конце концов. Но не в бездельи.
в лицознаешь, аж гуглить пришлось :-)Но вообще да, попал в точку :-)))