В 2016 году я написал заметку «Культ во тьме», где сравнивал впечатляющую концепцию одиночной игры The Church in the Darkness со стагнацией в жанре MMO. В тексте есть забавная фраза: «Я не знаю, что из этого получится, игра выйдет только в 2017 году, но говорить о ней интересно». Как видите, на деле игра выходит только сейчас — 2 августа 2019 года. Но говорить о ней действительно интересно, потому что перед нами эксперимент, в котором поднята довольно взрослая тема, у вашего героя нет права на ошибку и нет сейвов, а мотивации всех участников в случае неудачи переопределяется вместе с причинно-следственными связями внутри коммуны, откуда главный герой должен вытащить племянника. Что теоретически рождает новый сюжет. Процедурная генерация, но на уровне человеческих мотиваций и связей.
Возможно, сравнивать мечты об игре с реальными проектами не очень справедливо. Что ж, 2 августа у нас будет возможность узнать, станет ли The Church in the Darkness новым интересным игровым опытом, или просто будет стелз-игрой в историческом сеттинге на перегретых ожиданиях.
Вместо изначально запланированного запуска в декабре 2018 года, только к концу лета 2019 Legends of Aria добралась до Steam. В переносе сроков нет ничего страшного, разумеется, если за это время авторы провели достаточную работу над ошибками, которых в декабре было слишком много.
Детально обо всём получится узнать только из самой игры, но, кажется, авторы отреагировали на некоторые претензии.
Продолжаю публикацию перевода замечательной работы участников проекта «Horseshoe», которая посвящена изучению вопроса масштаба массовости в MMO: «Design Practices for Human Scale Online Games». Почему мне кажется, что этот текст важен не только для разработчиков, но и для игроков? Потому что мы, игроки, формируем запрос и выносим вердикты, иногда даже всему жанру. Мы ждём определённых или расплывчатых ощущений от массовости, а когда не получаем их, не понимаем, в чём причина.
Впрочем, дело не только в самом масштабе социума, а ещё и в механиках, в её целях. В предыдущей части очень верно было подмечено, что в хорошем геймдизайне MMO создаются циклы разной интенсивности и продолжительности для укрепления связей и выстраивания дружеских отношений между двумя конкретными людьми. И если вы не наблюдаете такого в какой-то современной игре, которая утверждает, что она MMO, хотя ждёте тех же ощущений, как от раннего игрового опыта в виртуальных мирах, возможно, всё дело не в зелёной траве, которую уже не вернуть, а в том, что в этой конкретной «MMO» нет нужных механик.
Когда с выбором нового мира ММОзговедов стало окончательно понятно, я долго крутил шарик Вортекса в панели eco.mmozg.net. Вращая его в разных плоскостях, я всё время цеплялся взглядом за неудобную возвышенность между двумя реками. Строиться там было чистым логистическим безумием. Но и сравнять эту гору казалось делом нереальным, к тому же явным преступлением перед замыслом Великого Процедурного Генератора. Так постепенно у меня родился план, который провалился практически во всём, кроме одного — я всё же начал строительство Термитника.
Наверное, это работающий рецепт — сразу настроиться как-то не очень позитивно по отношению к проекту. И тогда каждое новое видео из него будет приятно удивлять проработкой деталей. Ты продолжаешь говорить, что совершенно непонятно, как это будет удерживать долгосрочный интерес, но уже без прежней уверенности, потому что анонсированные детальные механики постепенно заполняют мысли всякими проекциями того, как это могло бы быть.
Ролик, посвящённый добыче руды из астероидов, уже не смутил киркой в руках робота, зато заинтересовал разнообразными форматами сбора, транспортировки и переработки различных руд. В общем, качественно обрабатывают. И я не про руду сейчас. А ещё теперь у видео появились русские субтитры, благодаря ютуберу Sanichka. Не забудьте включить, если нужно.
Караваны остаются для меня самой непонятной и спорной частью фундаментального замысла авторов Ashes of Creation. Если концепция развивающихся Узлов явно продвигает эту MMO в сторону живого и изменчивого мира под управлением игроков, то караваны с их обязательством двигаться по предустановленному маршруту изначально были больше похожи на явный аттракцион, где вы в тележке движетесь по какой-нибудь «Пещере Страха». Даже в Archeage с его в целом искусственными перевозками ради искусственной валюты у игроков было куда больше степеней свободы в выборе маршрута, возможности скрытного передвижения и прочих хитростей, на которые может пойти капитан конкретного корабля. Караван в AoC похож на движущуюся пиньяту. Но, может, так оно логичнее? Потому что здесь бой, в отличие от Archeage, обязательно будет.
Мы знаем, что MMO, сделанные в формате парков развлечений, делят общее игровое пространство на отдельные «аттракционы». Да, это дробит цельный мир, зато позволяет сосредоточиться на конкретной активности и создать для неё условия, близкие к идеальным. Всё здесь подчинено этой цели. Эффект, как и в реальном мире, от такой концентрации должен быть. И я точно его наблюдал в своём случае на тех же Полях Боя.
Расскажите о своём самом крутом опыте, связанном с аттракционом в MMO-парке. О самых лучших, с вашей точки зрения, экспериментах, достигших целей — создания концентрированного и интересного геймлея. Желательно с участием других живых людей. Мы же всё-таки про MMO говорим.
По-моему, жанр ММО давно блуждает в двух соснах, в большинстве случаев даже не пытаясь ответить на простой вопрос — «массовость нужна для живых людей, или живые люди нужны для массовости?». Этот вопрос может показаться странным, но посудите сами — если нам для массовости нужны живые люди, в этом случае логично выглядит рецепт «чем больше, тем лучше», и действовать нужно, исходя из него. А если массовость должна что-то давать конкретному человеку, здесь уже всё не так однозначно. Число Данбара — самое простое, что может прийти в голову. Но это даже не вершина айсберга, а его небольшая часть. С этим вопросом решили разобраться те, кто ежегодно собирается в рамках Проекта «Horseshoe». Вдоволь побрейнштормив в 2018 году, они опубликовали доклад «Design Practices for Human Scale Online Games». Я начну перевод этого интересного текста частями.
Наш традиционный отчёт о пятничных посиделках в эфире «Горячего Чая» со ссылками на ключевые моменты. Посидели хорошо, качественно и живенько. Мне понравилось. Надеюсь, и вам понравится тоже. В этот раз мы кроме упоминания о ключевых событиях последнего месяца обсуждали «блэкаут» в EVE Online, неожиданное развитие событий в нашем Eco-мире, а ещё — две больших философских темы.
Перед вами краткий обзор всего, что добавлено в игру во второй фазе альфа-тестирования. Ключевое: производственные цепочки, система развития персонажа, графические улучшения, а также то, что ещё не анонсировалось — виртуальный проектор, который размещает голограмму здания, помогая в строительстве. Правда, его, судя по всему, добавят немного позднее.