Иллюзия долгосрочных проектов

Студия Gardens анонсировала разработку «Online PvPvE Fantasy Adventure Sandbox ARPG» пока без названия, но с роскошными артами и мощным начальным финансированием в размере нескольких десятков миллионов долларов. За проектом стоит довольно крепкая команда, которую не назовёшь новичками. Это люди, участвовавшие в разработке Sky: Children of the Light, Journey, What Remains of Edith Finch, Ultima Online, Outer Wilds, Tunic, Dustforce и Ashen. Вот что они заявили:

Мы работаем над миром, где хотели бы видеть вас играющими каждый день. Мы проектируем такой мир, который каждый день может предлагать вам что-то новое. И мы хотим его развивать многие годы.

В общем, профессионалы многословно описали всё то, что в нормальные времена подразумевалось под максимально коротким термином MMO, но главное — обозначили желание, которое я снова вижу у многих разработчиков: работать над развитием конкретного игрового проекта многие годы. Желание понятно, а вот способы его реализации, похоже, до сих пор остаются загадкой.

Читать дальше →

Уютные качели Palia

Новое видео от авторов Palia манит. Во всяком случае меня. Хочется иметь спокойное и уютное место, которое можно неспешно обживать вместе с друзьями. Это желание движет многими из нас все эти годы, но не находит той самой гавани, в которой можно осесть надолго. Palia явно сосредоточена на этом желании, что недвусмысленно демонстрирует нам приглашающий в игру ролик.

И, на первый взгляд, непонятно, что мешало разработчикам показать его два года назад или хотя бы в общих чертах рассказать о геймплее, вместо того, чтобы устраивать цирк с секретностью и PR-усилиями по недопущению в общее пространство любых подробностей об игровых механиках.

Читать дальше →

Чем мне нравился базар в MMO

При всей заслуженной критике базара в Lineage 2, я до сих пор считаю его лучшей реализацией торговли в MMO. Не спешите кидать помидоры. Возможно, я успею объяснить.

Да, отсиживание задницы собственного персонажа холодным мощением торговой площади выглядит, мягко говоря, неоптимальным решением, но исключительно в контексте привычки игрока занимать сразу все доступные роли. Мы начинаем автоматически оптимизировать именно этот мысленный шаблон: как мне успеть покрыть все возможные активности в игре? Такой подход, унаследованный из одиночных игр, уже привёл нас к потере отличительных особенностей MMO.

Читать дальше →

Незаданные вопросы

Вернувшаяся с того света MMO-версия Life is Feudal объявила, что теперь будет работать по подписке в рамках «приверженности честной игре» со стороны новой команды. Мутная история внезапного воскрешения проекта в глубинах Малайзии с торчащими ушами XSolla описана в моём телеграм-канале, но сейчас речь о другом.

После анонса подписочного сервиса LiF новые владельцы, не моргая, заявили, что планируют также запустить и фритуплей-серверы. Естественный вопрос: «А это вы теперь в рамках приверженности нечестной игре делаете?». Но никто вопросов не задаёт. Сказанное вчера полностью противоречит сказанному сегодня, а иногда обе взаимоисключающие концепции существуют параллельно, что в любой другой ситуации потребовало бы неотложного медицинского вмешательства. Но не здесь. Не в игровой индустрии.

Желание людей играть, несмотря на изменения в бизнес-модели или изначальные манипуляции с ней, понять легко. Чего я не понимаю: в чём проблема оставаться при этом в здравом рассудке, сохраняя способность задавать вопросы?

Читать дальше →

Что случилось с Embers Adrift

Авторы Embers Adrift объявили об отказе от ежемесячной подписки на свой сервис. Тут же появились очередные сомнения в жизнеспособности такой бизнес-модели. Меня же, как человека, который был с Embers Adrift со дня старта и до анонса фактического начала конца этого сервиса, удивляют такие выводы.

Потому что я, а не кто-нибудь другой, заплатил авторам Embers Adrift – игры со средненькой графикой, дефицитом моделей и текстур, спорной анимацией и, мягко говоря, незаконченным геймплеем – сначала 40 долларов за игру, а затем по 12 долларов в течение семи месяцев. Итого: 124 доллара. Можете назвать любую другую бизнес-модель, которая позволила бы авторам Embers Adrift получить от меня столько денег за свою игру?

Судя по всему, в момент принятия недавнего решения, таких как я и мои друзья у сервиса осталось слишком мало. Но раз уж я попал в число тех немногочисленных людей, которые играли в Embers Adrift каждый вечер со старта и сознательно платили за него каждый месяц, давайте я поделюсь своим взглядом на этот мир, его успехи и неудачи.

Читать дальше →

Мёртвый слон в посудной лавке

Последние несколько лет стали переломными в восприятии игростроителями будущего MMO. В 2023 появились результаты принятых решений в виде серии MMO-анонсов. Онлайновые миры – снова очень перспективный тренд. Надеюсь, только отчасти это связано с безумием метавселенных или карантином во времена ковида. Причины могут быть проще: если внутри индустрии вы ходите по кругу, то, рано или поздно, окажетесь в той же точке.

Предпосылки понятны. Оказывается люди – социальные животные. Оказывается привлекательный принцип “игра-сервис” сложно сохранить живым продолжительное время за пределами его естественной среды. Оказывается большие онлайновые проекты – это и есть высшая лига игростроения, куда тянет амбициозных. Но оказывается, что большинству игроков уже плевать. Ажиотажный интерес слоновьих размеров испустил дух посреди черепков многократно разбитых надежд игроков. Кто-то пытается проанализировать причины. Давайте и мы.

Читать дальше →

Lost Skies: дрейфующая мечта Bossa Studios

C момента закрытия Worlds Adrift я прошёл все стадии принятия неизбежного, включая торг вокруг возможного перезапуска, но так и не смог забыть тот мир. Даже в недавно открытом телеграм-канале вы найдёте пару десятков тэгов этого мира. И он того целиком заслуживает.

Не всё в истории Worlds Adrift было гладко. Мягко говоря. Я злился. Хватался за голову. Кричал об очевидных ошибках. Но продолжал любить этот мир, несмотря ни на что. Я мечтал, как однажды мы с командой построим корабль и отправимся в путешествие среди облаков.

А ещё мне очень понравилось наше интервью с Люком Вильямсом, которое открыло огромное количество нереализованных, но уже оформившихся идей развития этого мира. Мира, который вчера снова родился под новым именем Lost Skies. И это очень интересная история.

Читать дальше →

Телеграм-канал "Путеводитель по Мирам" и будущее "ММОзговеда"

Пришло время выходить из подполья и рассказать об экспериментальном телеграм-канале, который работает в тестовом режиме уже некоторое время. Такой эксперимент нужен был, прежде всего, мне самому, чтобы понять, остался ли у меня интерес к теме MMO после всего произошедшего с 24 февраля 2022 года.

Для тех, кому не нужны долгие рассуждения, вот прямая ссылка. Дальше объяснение того, почему именно телеграм-канал, по какой причине я не возобновляю ежедневную работу на этой площадке прямо сейчас, и что будет дальше в принципе.

Читать дальше →

Я не знаю, что будет дальше

Варварское нападение России на мою страну с попыткой оккупации и бесконечными бомбёжками перечеркнуло собственные планы на жизнь большинства украинцев. Мы были вынуждены принимать быстрые решения, менять деятельность, бросать всё то, что казалось привычным и основательным. Во что мы вложили душу и существенную часть своей жизни.

В данный момент я, к счастью, не сижу на развалинах своего дома, но в каком-то смысле смотрю на руины своего виртуального строения.

Последние несколько месяцев я старался упорядочить свои мысли в контексте новой реальности, понять, что будет дальше. Хотя осознавал, что в условиях продолжающейся войны это довольно беспомощные попытки. Поэтому вложил в название текста базовую неопределённость, которая никуда не делась. Тем не менее, мне кажется важным поговорить с вами.

Читать

Осторожно, трафик

Остановите войну

Первые двое суток войны, с момента нанесения утреннего ракетного удара по моему городу, как и по многим другим украинским городам, я находился в оцепенении. Передать это состояние невозможно. Когда тебе надменно объявляют, что сейчас всю твою сложившуюся жизнь придавят военным сапогом люди, которые ни об этой стране, ни о её жителях ничего не знают, пребывая в какой-то вымышленной телевизионной реальности, в это невозможно поверить. Но когда ты услышишь звук первого удара ракеты возле себя, сразу поймёшь, что это правда. Он звучит как столкновение двух огромных наковален. В нём нет даже крохотной части чего-то мягкого, что могло бы амортизировать удар. Ты всем телом понимаешь — всё живое, что было между этими наковальнями, уничтожено.

Это очень страшно. Страшно, не только потому, что перед тобой смертельное оружие, а потому что перед тобой безумное желание маньяка уничтожить целую страну. Я знаю, что у многих из вас есть свои аргументы. Но сейчас я прошу послушать меня. Если у меня есть хоть какая-то репутация в ваших глазах.

Я был перед вами как на ладони десять лет. Я пишу по-русски. Я последовательно защищаю совершенно конкретные принципы. Я против любой несправедливости. Меня, надеюсь, сложно обвинить не только в «нацизме», но в любом другом посягательстве на права и свободы людей. Глядя на происходящее сейчас в моей стране, на тот ужас, который творит российская армия здесь без всякого повода, я каким-то образом постепенно выходил из шока и думал: вот сейчас в самой России всё увидят, сейчас этот кошмар закончится. Ведь с той стороны тоже мыслящие люди.

Когда ни один город, включая, благодаря человеческим связям, традиционно пророссийски настроенные, не встретил оккупантов даже равнодушно, не то что с цветами. Когда на площадях Бердянска или северных городков, находящихся в Харьковской области вплотную к границе с Россией, люди кричат «Это Украина! Это наша земля! Это наша страна!». Кричат по-русски. Это невозможно не понять. Они всё понимают и всё видят.

На седьмой день войны, когда Харьков и окрестности Киева лежат в руинах, когда погибли уже тысячи людей и продолжают гибнуть сейчас, я вижу, что в России почти ничего не происходит. Ничего такого, что могло бы дать хоть какой-то шанс остановить этот ужас. Но при этом руками российских солдат, ваших родственников, друзей, знакомых, создаётся страшнейшая трагедия. Не руками Путина, нет. Это не Путин бомбит наши города. Это не Путин расстреливает людей. Маньяк сидит в бункере глубоко под землёй. Точно так же, как другой маньяк — Гитлер — в своё время.

Моё сравнение не эмоциональное. То, что делает Путин — по нотам повторение действий Гитлера. Даже обоснования для вторжения совпадают. Просто мы в исторической перспективе воспринимаем слово «фашизм» естественно негативно, будто немцы в своё время прекрасно понимали, что были плохими людьми, то есть фашистами, или нацистами. Сидели и говорили себе: «да, я фашист и поддерживаю фашистского лидера, но что уж тут поделать, так сложилась жизнь, будем верны фюреру». Как фанаты футбольной команды. Ничего подобного. У них было то, что называется «своя правда», свои аргументы, свои претензии, свои обоснования.

Гитлер, между прочим, тоже «защищался». Почитайте историю. Прошу вас. Не слушайте меня, почитайте историю. Он требовал гарантий безопасности. Он убедил немцев, что им все отовсюду угрожают. И люди этому верили. Потому что контролировалось всё — газеты, радио, публичные выступления. Альтернативная точка зрения жёстко преследовалась. И никакого интернета, чтобы составить собственное впечатление о событиях, о реальных намерениях других людей. Но у вас-то интернет есть.

Происходит тотальный ужас. Трагедия, от которой Россия никогда не отмоется, если сейчас не остановит её. Если не найдётся достаточно людей внутри самой России, которые покажут, что понимают, насколько происходящее дико и чудовищно. Что хороших, мыслящих людей среди вас больше, чем тех, кто потом скажет «мы не понимали». Немцы в своё время не поняли. Их вынудили понять. И они несут груз вины за ту трагедию до сих пор. Но, скажите, как вы считаете, что произошло бы, если бы у Гитлера было ядерное оружие? Жили бы вы сегодня? Был бы у вас шанс появиться на свет в принципе? Именно к этому мы идём. Но ради чего? Ради какой цели сегодня умирают тысячи людей и весь мир на пороге ядерной войны? Прошу вас задуматься.

Подумав, я не прошу вас выходить на улицы. Это стоило бы сделать ещё неделю назад, но, очевидно, что для начала нужно осознать ужас происходящего, глубину несправедливости и пропасти, перед которой мы стоим, а часть уже в неё безвозвратно упало. Пропасти моральной и физической. Осознать самому, помочь другим. Тем, кто доверяет вашему мнению. Я уверен, когда россияне осознают происходящее, они смогут выйти на улицу массово, так, как выходили в Хабаровске, когда понимали, что за ними правда и справедливость. И тогда уже не страшно. Это ведь было совсем недавно, а не в каком-то девяносто первом.

Конечно, я прошу это сделать для себя. Для людей, которые гибнут и страдают сейчас вокруг меня. Но я также прошу это сделать и для вас самих. Потому что даже если это не закончится общемировой трагедией, Россия в долгосрочной перспективе, не предприняв шаги сейчас, не доказав, что может сама решить свои проблемы и сама остановить это безумие, столкнётся с огромным позором.

Всё, о чём я пишу, это не «политика». Это не предвыборные дебаты и не рассуждения о политических взглядах. Это буквально вопрос жизни и смерти. Если люди не способны разобраться в таком фундаментальном вопросе, нет смысла рассуждать об играх или о чём-то другом, даже если этот ужас когда-нибудь закончится, во что сейчас трудно поверить.

У этого текста отключены комментарии, потому что механика нашей площадки не предназначена для модерирования таких дискуссий. Но в нашем дискорде я стараюсь вести живой разговор и проговаривать любые вопросы, если участники придерживаются допустимых норм общения. Там есть ответы в том числе и на распространённое сейчас оправдание «А что же вы восемь лет бомбили Донбасс и вам было норм?». Любые вопросы, даже в это сложное время, я стараюсь по мере сил максимально спокойно проговаривать. Пожалуйста, включите мозг. Остановите войну. Не для меня. Для всех живых.