Девблог: Навыки

Новый девблог разработчиков Bitcraft рассказывает о фундаментальном: о навыках, которые определяют деятельность игрока и взаимодействие с другими. Во многом это возвращение к истокам жанра, когда проектировались действительно масштабные экономические системы, предполагающие долгосрочное взаимодействие большого количества игроков, учитывая наличие новичков и ветеранов. Но есть в Bitcraft и новые тенденции, когда целью объединения становится не победа над боссами или глобальное противостояние, а строительство цивилизаций и конкуренция между ними.

Первый девблог, судя по реакции, впечатлил только меня и ещё несколько человек. Но после него я начал считать Bitcraft одной из самых перспективных MMO ближайшего будущего. У авторов есть чёткое представление о том, для чего они создают именно MMO, а также интересная концепция мирной конкуренции за человеческие ресурсы. К сожалению, второй девблог, при массе интересных моментов, имеет один важный изъян, который, как минимум, пока не опровергнут. Речь о том, что, проектируя взаимозависимости на повседневном экономическом уровне, авторы часто забывают о том, что самые сильные впечатления и связи возникают во время совместных действий и совместных приключений.

Читать дальше →

Зачем ССP EVE: Vanguard

Долгое время компания ССP принадлежала к касте игростроительных волшебников. Это такие люди, от которых вы можете ожидать чего угодно, потому что они уже сделали много невероятного. Сменили на ходу графический движок своего игрового сервиса. Придумали изменчивое пространство с вечным эксплорингом посреди статичной звёздной карты. Ввели модульные корабли рядом с концепцией неизменных типов. Полностью перепахали систему суверенитета и завязали её на пользовательскую активность, когда казалось, что она навечно останется изнуряющим процессом «установки палок». И даже устроили особенное ежегодное событие, на котором прямо на сцене из шляпы вынимали новые сюрпризы.

Я мог не играть в EVE Online много лет, но ключевое выступление на сцене Фанфеста никогда не пропускал. Больше всего мне запомнился Fanfest-2013. Не только тем, что на нём физически присутствовал ММОзговед, но тем, что это была амбициозная попытка заглянуть во второе десятилетие жизни игрового мира. Была анонсирована концепция строительства врат в «другой космос», постепенный переход под контроль игроков всего онлайнового пространства, а также новые расширения вселенной: шутер Dust 512 и VR-симулятор космического боя Eve: Valkyrie.

Cпустя десять лет я по привычке смотрю ключевое выступление на Fanfest-2023. Больше нет Dust 512 и Valkyrie. В самой EVE Online не появилось врат в новый космос, из процесса перехода чего-то под контроль игроков можно назвать крутую концепцию цитаделей с их полной интеграцией в экономику и логистику, но едва ли это описывает всё то, о чём мы мечтали десять лет назад. Зато этим летом в EVE Online появляется то, о чём мы не могли мечтать, и продолжает развиваться, а на сцене Фанфеста идёт презентация нового шутера, вызывая крайне вялую реакцию зала и вопрос «Зачем?».

Читать дальше →

Выученная беспомощность игровой индустрии

Хотел бы я, чтобы хотя бы один титульный интернет-ресурс, позиционирующийся как СМИ для игроков, бился за интересы своей аудитории так, как бьётся сейчас gamesindustry.biz за представителей игровой индустрии, для которых, собственно, и работает. Может, я не чувствовал бы этого донкихотского одиночества, когда речь идёт о защите игроков на системном уровне, а не тогда, когда игровые СМИ подхватывают волну из переполненной чаши терпения после очередной выходки какой-то конкретной компании.

Несмотря на известную цитату о том, что «каждая семья несчастлива по-своему», наши с разработчиками сообщества сталкиваются с одним и тем же несчастьем. И это неудивительно, ведь рано или поздно мы оказываемся в роли клиентов, которыми, как кто-то считает, принято (и приятно) манипулировать. Если вы прочтёте самые эмоциональные части текста gamesindustry.biz «Самовоспламеняющийся движок», вам может показаться, что речь идёт о системном описании проблем игроков.

Читать дальше →

Почувствуйте себя нами

Со вчерашнего дня пылает скандал вокруг изменения бизнес-модели Unity, который, безусловно, повлиял на перспективы всех разработчиков, так или иначе связанных с этим движком. Хотя последствия могут быть куда масштабнее, чем скандал на конкретной технологической кухне.

Я полностью согласен с теми, кто говорит, что главной проблемой изменения бизнес-модели Unity стали не дополнительные расходы, а потеря доверия между компанией и клиентами. Следующей мыслью стало осознание полной неопределённости будущего: условия и дальше могут меняться в худшую для клиента сторону, а выбора-то почти нет. И тут я хочу сказать: добро пожаловать в наш мир.

Читать дальше →

Грег Стрит: Инновации в MMO

Грег «Ghostcrawler» Стрит — один из дизайнеров World of Warcraft, ушедший впоследствии в Riot Games, где он непонятно чем занимался, пока его не назначили главным в разработке MMO от Riot, после чего он тоже непонятно чем занимался, после чего ушёл окончательно из Riot, чтобы делать свою MMO — выпустил длинный ТвИикстер-тред о том, какими он видит инновации в MMO.

Скажу прямо — мне не нравится Грег. Не только из-за истории с «Cosby Suite», это говорит о нём как о человеке. Дело в том, что, с профессиональной точки зрения, Стрит был воплощением многого из того, что мне не нравится как в дизайне MMO, так и в полной монетизационной беспринципности разработчиков. Что, собственно, хорошо видно по этому относительно недавнему интервью.

Однако тем интереснее было читать его последние размышления о природе жанра, которые я меньше всего ожидал услышать от этого человека. И дело не в том, что Грег говорит что-то, что, наконец, мне приятно услышать. Ради этого я бы не стал заниматься переводом и подсвечивать этого человека. Дело в том, что бывший дизайнер WoW ставит очень интересные диагнозы всему тому, что медленно но верно происходило в индустрии MMO в том числе и при его участии.


Читать дальше →

Мирный мультиплеер в вакууме ничуть не лучше пузыря "метавселенных"

В тексте «Ветераны Riot оставляют соревновательный геймплей ради кооперативного опыта» есть хорошая мысль: "… такая мысленная конструкция предполагает многие процессы, как сами собой разумеющиеся, и в итоге люди конструируют что-то поверх них. На мой взгляд, вы не можете гарантировать по умолчанию, что люди в вашем пространстве будут интересно проводить время с друзьями. Потому что это самая сложная часть."

Мы не знаем, что замыслили «ветераны Riot», но мы и сами в каком-то смысле «ветераны»: ветераны несбыточных обещаний мирного мультиплеера. Именно по той причине, которая указана в цитате: нам обещают мирную, уютную жизнь, и мы представляем её интересной, как само собой разумеющееся, хотя пока ни одна известная нам мультиплеерная механика таких результатов не показала.

Читать дальше →

Ветераны Riot оставляют соревновательный геймплей ради кооперативного опыта

Кажется, ветеранов Riot уже намного больше, чем сотрудников самой Riot, но в заголовках продолжает мелькать это название. Что, скорее, говорит о небольших достижениях ветеранов. Меня же привлекла вторая часть заголовка. Под ним оказались интересные рассуждения и доводы, часть из которых я разделяю, а с частью не согласен, о чём расскажу в следующем материале.

Вообще, любые интересные дискуссии, по-моему, выглядят именно так: мы с чем-то согласны, с чем-то — нет, но хорошо сформулированные чужие мысли запускают цепочки собственных. Так что спасибо Майклу Чу, Андреа Сепензис и площадке gamesindustry.biz за этот интересный разговор. Я решил добавить к нему видео и изображения из проекта, о котором там идёт речь.


Читать дальше →

Что общего между Palia и Camelot Unchained

Вчера я прочитал один обзор Palia на реддите, и меня там зацепила тема «токсичной позитивности», которая процветает в местном сообществе. Это когда любая критика игры воспринимается как результат плохого настроения собеседника или даже намеренная попытка испортить настроение другим. И я подумал, что очень похожее видел на форуме Camelot Unchained все эти годы.

Читать дальше →

Pioneers of New Dawn: хватит выживать, давайте процветать

Анонсированная исландской компанией Arctic Theory в 2022 году MMO получила название и готовится до конца года многое сообщить о себе. Я уже рассказывал о том, что компания организована двумя разработчиками EVE Online, которые играли в разработке проекта важную роль. Так что минимальный залог серьёзности у нас есть. Впрочем, это уже третий MMO-проект от «важных сотрудников CCP» после Seed и Pax Dei.

Pioneers of New Dawn (PoND) – MMO в едином для всех мире, где главная задача игроков – восстанавливать территории после глобального катаклизма, последствия которого были в силе так долго, что Земля вообще забыла о присутствии людей.

Читать дальше →
  • Eco

Последний шанс Эко

Много лет назад авторы Worlds Adrift были обладателями уникального сеттинга и любопытного набора механик, не имея конкурентов на многие световые годы. А теперь-то летающие острова повсюду. Продать их стало куда сложнее.

Примерно так же и в то же время развивалась история Eco. Я, разумеется, рад выходу версии 10.0, который состоится в этом году, вот только проект потратил имеющуюся у него фору в создании неагрессивной, расслабленной, но не пустой среды со множеством крутых механик на неподходящий формат.

Сделанного не воротишь. Вопрос в том, можно ли что-то изменить сейчас. Мой ответ – да. Причём это последний шанс для проекта, у которого всё меньше конкурентных преимуществ и всё глубже борозда повторяющегося сценария, сильно напоминающая сжимающуюся спираль.

Читать дальше →