Эмоции доставляет, да. И очень даже запоминающиеся. Только вот в основном негативные — они оказываются намного сильнее и лучше откладываются в памяти. Никогда не забуду тот дурацкий ивент в Perfect World, где разработчикам зачем-то пришла в голову идея перед финальным подсчётом очков добавлять каждому участнику рандомное их количество. Вот так идёшь первым, а потом хоп — рандом сыграл против тебя, и мгновенно с первого на пятнадцатое место кидает.
Если разработчики изначально настроены именно на p2p, то дополнительный f2p-сервер — очень хорошая идея. Во-первых, его можно использовать в качестве демки, причём самоокупаемой. Игрок сможет сперва полюбоваться на игру, «потрогать» контент, а уж потом спокойно решать, готов ли он за это платить.
Во-вторых, такой сервер послужит в качестве дополнительного фильтра, задерживающего врывателей и прочих игроков, изначально не настроенных на конструктивную деятельность.
В-третьих, он сможет использоваться как площадка для бета-тестирования, прежде чем накатывать обновы на «боевой» сервер. Разные интересные, но спорные идеи тоже можно будет на нём проверять.
В-четвёртых, f2p-сервер может использоваться для улучшения борьбы с читерами, ботоводами и голдселлерами. Они будут сидеть главным образом здесь, потому как персонажей можно создавать бесплатно и по щелчку пальцев. Соответственно, на основном сервере их станет меньше. Мало того, все новые читы будут в первую очередь опробоваться именно на f2p-сервере, и есть неплохой шанс закрыть уязвимость до того, как её начнут юзать и на p2p.
На самом деле существует очень простой способ удовлетворить всех: помимо p2p-сервера открыть ещё и f2p — с шопом, лютым донатом и прочими маркетоидными радостями. И все будут счастливы.
Вы поосторожнее с такими желаниями. У футуристов такая концепция, где ничего нельзя купить, а можно только взять в аренду, называется «арендизм». И существует мнение, что она неизбежно придёт на смену классическому капитализму как более эффективная общественно-экономическая формация.
Характеризуется полным отсутствием личной собственности: частная собственность есть, а личной — нет. Чем-либо владеть может только юридическое лицо, но не физическое. Соответственно, граждане не могут ничего купить, а только взять в аренду либо подписаться на сервис.
А всё из-за короткого срока жизни современных проектов. Нельзя мысленно сказать себе: «ладно, полгода я буду пробовать первый проект, ещё полгода второй, и наконец третий». Да через полгода уже может не быть ни первого, ни второго, ни третьего! И именно что надо успевать, потому как всё интересное в современных MMO происходит буквально в первые недели, а потом они с треском сливаются.
Игры не обязательно должны приносить положительные эмоции. Чтоб пользоваться спросом, достаточно лишь, чтоб они помогали отвлечься от эмоций негативных. Убрать чувство скуки (особенно пока стоишь в пробках), отрешиться от рутины, каких-то уже поднадоевших проблем в реале. Да даже просто сменить вид мозговой деятельности, чтоб дать отдых мозгам. Игра может быть, по сути, полным аналогом полиэтилена в пупырышках: нет смысла, нет эмоций, но руки сами тянутся.
Продолжая аналогии: колбаса на основе жировой эмульсии восполняет калории ничуть не хуже, чем колбасы из натурального мяса. То, что продукт должен быть ещё и вкусным — это в общем-то роскошь, а не необходимость.
Тем не менее, стоит признать, что любителей охоты в современном обществе на порядки меньше, нежели тех, кто предпочтёт взять тушку с полки супермаркета.
Равно как и выращивать томаты самостоятельно будет лишь ничтожно малая часть людей, большинство предпочтёт взять безвкусный хрустящий пластик с полки, который продаётся под видом этих самых томатов.
И вот перед разработчиками стоит выбор: сделать игру, условно, для 2% потенциальной аудитории, или для 98%. Причём эти самые 98% в общем-то всё устраивает. Они конечно понимают, что жуют пластик, и хотели бы сочных и вкусных томатов, но… но если их надо выращивать самим, то нет. Между двух зол они выберут меньшее — то, где потребуется меньше напрягаться, пусть и в ущерб эмоциям.
Поэтому люди, в зависимости от своего влияния, могут при помощи минусов попросить вас помолчать и подумать, стоит ли так общаться.
А теперь представьте, что реализована та система, о которой идёт речь в посте, и эта самая карма — общая на весь Интернет. Человеку слили карму на mmozg'е, а с последствиями он будет сталкиваться и на всех остальных ресурсах, и новый аккаунт не завести, потому что привязка к биометрическим идентификаторам.
Правда здорово? Хотя многие скажут, что и здорово — ну «надо же отвечать за свои слова», и «если человек не умеет общаться здесь, то он и на других ресурсах будет токсичным, и пользователи имеют право это знать».
В f2p-игре, как мне кажется, проблема читов и ботов нерешаема принципиально. Потому что цена создания нового аккаунта близка к нулю. Человек читерит, а у него тем временем на боте ещё шесть персонажей качается на случай бана…
Вот когда после бана нужно заново за подписку платить, тут сразу читерство становится куда менее выгодным, потому что бан бьёт прямо по карману.
Кроме того, в f2p-играх значительная часть игроков искренне ненавидит разработчиков, и читеров не просто не осуждает, но ещё и поддерживает. Мол, эти уроды всех нас имеют как хотят — а вот он молодец, сам поимел этих тварей. Чтоб им там вообще всю базу хакнули и предметов понарисовали!
Если создалась такая атмосфера, что разработчик/издатель — враг, а борьба с ним становится неотъемлемой частью игры, то даже коллективная ответственность не поможет: доносить и осуждать читеров всё равно не будут. Вся ненависть и всё осуждение обрушится на головы разработчиков.
если мы не финансируем реальную разработку, тогда во что же мы инвестировали свои кровные деньги?
В покупку наборов раннего доступа, разумеется. Только на Кикстартере это называется умным словом «краудфандинг», что впрочем не меняет сути.
Или кто-то и правда верит, что традиционные издатели могут вложиться в проект, где не будет традиционных же моделей монетизации? С чего вдруг? Только потому, что тут им потребуется вложить не 100% стоимости, а к примеру всего 90%?
Совершенно очевидно, что с каждым новым проектом игроки всё лучше это понимают, а потому те, кто вкладывается именно в мечту, а не в возможность ворваться раньше других, рано или поздно с Кикстартера уйдут. Это очень ограниченный ресурс, который сейчас хищнически эксплуатируется, а потому быстро иссякает.
Затянутые сроки. Обещанные, но не сделанные механики.
Действительно честный разработчик с Кикстартера может выполнить любые свои обещания… кроме монетизационных. Всё, что обещают на счёт «не влияющих на баланс» и «совершенно справедливых» схем можно даже не читать, оно гарантированно выполнено не будет, причину см. выше.
Если бы! В том-то и дело, что ни шиша игроки сами не балансируют. Даже наоборот — тут возникает положительная обратная связь. Как только одна из фракций становится заметно сильнее прочих, в неё начинается переток игроков. Даже не ленятся заново персонажей вкачивать, если без этого сменить фракцию невозможно.
Просто потому, что быть лузерами неприятно. А когда фракционка ещё и мешает качаться, потому что банально выбивают со вкусных спотов и ганкают на квестах, идея уйти от лузеров к победителям приходит сама собой.
И чем больше народу переходит, тем сильнее смещается баланс, и тем большему количеству людей становится некомфортно играть в отстающих фракциях, и они тоже начинают задумываться о переходе.
С какого-то момента всё сыплется как снежный ком, и остаётся ровно одна фракция, а остальные шесть влачат жалкое существование — все опытные игроки оттуда свалили.
Помнится, особенно замечательно Aika в своё время показала, как оно бывает. Там просто эталонно сработало «сдувание» и вырождение фракций, так что даже разработчикам пришлось сперва вводить союзы фракций, а потом резать количество этих фракций, и всё равно игру это не спасло.
Я понимаю, почему радуются отсутствию модификаций клиента в MMO. Но в синглах-то чем мододелы помешали? Stadia — это скажите «прощай» модам. И трейнерам. И читам. Если мне при прохождении сингла неинтересна какая-то часть игры, то что хорошего в моей невозможности эту часть пропустить? Это не MMO, и устанавливая собственные правила игры я никому не помешаю. Но теперь этого не будет. Заодно не будет и любительских переводов игр. Не захотел издатель выпустить официальную локализацию? Значит не судьба, учите корейский.
Более того, теперь и синглы станут однодневками. И захотев лет через пять перепройти игру, я столкнусь с тем, что её больше не существует. Вообще.
Кстати, патчи и апдейты теперь тоже будут применяться вне зависимо от желания игроков. И если в патче 2.0 убили на хрен весь геймплей, то я не смогу продолжить играть в 1.0.
В общем, минусов столько, что я вообще удивляюсь людям, которые этот кошмар поддерживают и одобряют. Нормальных MMO у нас уже нет, так хотите, чтоб лет через десять и синглов играбельных не было?
Покуда неизвестна модель монетизации, все рассуждения о механике просто не имеют смысла, они не стоят и тех килобайт, на которых записаны. Именно монетизация — фундамент, полностью определяющий эффективность выстроенных вокруг неё игровых механик. И именно с неё должен начинать все свои рассуждения любой адекватный человек, который действительно хочет создать игру мечты.
Самый лучший вариант противостояния окружению из всех, что я видел, реализован в кооперативном режиме Starcraft II. Там есть такая штука, как «мутаторы», которые как раз и представляют собой эффекты местности и меняются каждые несколько дней.
Эффекты чрезвычайно разнообразны — от заморозки до воздействия на камеру, которая постоянно разворачивается произвольным образом, что сильно дезориентирует игроков.
Оффлайн-мошенники тоже постоянно изобретают всё новые способы мошенничества. Тем не менее, нормально работающее государство даёт достаточную защиту от них, чтобы среднестатистический гражданин сталкивался с жуликами не каждый день и даже не каждую неделю.
П.С.: Как видим, мой прогноз на развитие событий в игроиндустрии оказался более верным, чем у многочисленных мечтателей-утопистов с их «разработчики сами поймут», «игроки устроят массовый бойкот доильниц» и «рынок сам всё расставит по местам». Возрождение индустрии начнётся с ударов государственных дубинок. Поначалу будет очень больно, причём всем, включая игроков, но это наиболее реалистичный путь, который уже постепенно начинает реализовываться.
Смотря кому. Оборотни в тигроформе и специальном сете на скорость, основу которого составляют рарные Сапоги Ловца Душ, бегали своими лапами и при этом выигрывали.
А потом скачки благополучно угробили в очередном обновлении — минус одно занятие в Идеальном Мире.
Забавно, но сейчас «пиратки» PW куда интереснее оффа и богаче интересными занятиями. Такое ощущение, что все последние официальные обновы направлены ровно на то, чтоб кроме ежедневок и доната заниматься было совершенно нечем. Фарм в мире убит, экономика убита вместе с крафтом и торговлей, самые интересные боссы ослаблены, потому что оказывается «их слишком сложно проходить», Иней оказуален, из Лунника убрали Лунную Мышь — единственного босса игры, которого нельзя было задавить левелами и заточкой, а только умением и пряморукостью всей группы.
«Круги ресов» и вообще собирательство убиты, фарм ДК убит, контракты обесценены гиперами…
Продолжать можно ещё долго. Проще, кажется, перечислить, что ещё не успели окончательно убить или обесценить.
В том-то и проблема, что многооконку засечь технически невозможно. Это даже не боты с читами, которые можно выявить всякими гвардами и подобным. Тут каждый может тупо купить ноут, благо цены на них сейчас невысоки, и запустить второе окно на нём.
Вводить ограничения на IP? Так люди же за NAT'ом сидят, да и может вместе со мной мой родственник играет из той же квартиры, как проверить-то?
Я бы для этой цели взял Astero. И вторым окном пускал бы разведчика, чтобы какой-нибудь дурацкий кемп прямо под воротами случайно не помножил на ноль годы моих трудов.
Правда, игрокам тоже можно задать известный вопрос — если вы не можете быть приличными людьми в «просто игре», что же вы представляете собой в реальном мире?
Это так не работает.
Если человек в игре берёт большую пушку и начинает ПКшить всех игроков подряд — это вовсе не значит, что он и в реале периодически постреливает по прохожим. Более того, вряд ли начнёт стрельбу, даже если дать ему реальный ствол.
Точно так же, если человек играет в порноигры, насилуя всех подряд — это совсем не означает, что он сексуальный маньяк. Даже скорее наоборот: это почти наверняка говорит о том, что к реальной девушке он даже и подойти боится.
А ещё мне приходилось видеть, как успешными гильд-лидерами становились студенты, которые на своём курсе — просто забитые аутсайдеры, к тому же испытывающие явные сложности в общении с людьми. Но это почему-то не мешало им успешно рулить игровым сообществом в MMO!
Так что теперь я считаю, что реальная личность и игровая личность не связаны вообще никак. Совсем, абсолютно. Это две разные личности, которые впрочем могут частично пересекаться. Не удивлюсь, если за модели поведения в реале и в MMO отвечают даже разные участки мозга.
Что же касается проблемы, затронутой в статье — то она гораздо шире. Проблема в том, что MMO-игроков технически невозможно заставить соблюдать даже чётко прописанные игровые правила, не говоря уж о моральных нормах. Бан? Да это курам на смех. Кто мешает этому забаненному создать себе нового персонажа? А лучше даже сразу купить, чтоб сэкономить на прокачке. Анонимность в MMO играет злую шутку, делая невозможным окончательное избавление от токсичных персонажей.
Во-вторых, такой сервер послужит в качестве дополнительного фильтра, задерживающего врывателей и прочих игроков, изначально не настроенных на конструктивную деятельность.
В-третьих, он сможет использоваться как площадка для бета-тестирования, прежде чем накатывать обновы на «боевой» сервер. Разные интересные, но спорные идеи тоже можно будет на нём проверять.
В-четвёртых, f2p-сервер может использоваться для улучшения борьбы с читерами, ботоводами и голдселлерами. Они будут сидеть главным образом здесь, потому как персонажей можно создавать бесплатно и по щелчку пальцев. Соответственно, на основном сервере их станет меньше. Мало того, все новые читы будут в первую очередь опробоваться именно на f2p-сервере, и есть неплохой шанс закрыть уязвимость до того, как её начнут юзать и на p2p.
Характеризуется полным отсутствием личной собственности: частная собственность есть, а личной — нет. Чем-либо владеть может только юридическое лицо, но не физическое. Соответственно, граждане не могут ничего купить, а только взять в аренду либо подписаться на сервис.
Продолжая аналогии: колбаса на основе жировой эмульсии восполняет калории ничуть не хуже, чем колбасы из натурального мяса. То, что продукт должен быть ещё и вкусным — это в общем-то роскошь, а не необходимость.
Равно как и выращивать томаты самостоятельно будет лишь ничтожно малая часть людей, большинство предпочтёт взять безвкусный хрустящий пластик с полки, который продаётся под видом этих самых томатов.
И вот перед разработчиками стоит выбор: сделать игру, условно, для 2% потенциальной аудитории, или для 98%. Причём эти самые 98% в общем-то всё устраивает. Они конечно понимают, что жуют пластик, и хотели бы сочных и вкусных томатов, но… но если их надо выращивать самим, то нет. Между двух зол они выберут меньшее — то, где потребуется меньше напрягаться, пусть и в ущерб эмоциям.
Правда здорово? Хотя многие скажут, что и здорово — ну «надо же отвечать за свои слова», и «если человек не умеет общаться здесь, то он и на других ресурсах будет токсичным, и пользователи имеют право это знать».
Вот когда после бана нужно заново за подписку платить, тут сразу читерство становится куда менее выгодным, потому что бан бьёт прямо по карману.
Кроме того, в f2p-играх значительная часть игроков искренне ненавидит разработчиков, и читеров не просто не осуждает, но ещё и поддерживает. Мол, эти уроды всех нас имеют как хотят — а вот он молодец, сам поимел этих тварей. Чтоб им там вообще всю базу хакнули и предметов понарисовали!
Если создалась такая атмосфера, что разработчик/издатель — враг, а борьба с ним становится неотъемлемой частью игры, то даже коллективная ответственность не поможет: доносить и осуждать читеров всё равно не будут. Вся ненависть и всё осуждение обрушится на головы разработчиков.
Или кто-то и правда верит, что традиционные издатели могут вложиться в проект, где не будет традиционных же моделей монетизации? С чего вдруг? Только потому, что тут им потребуется вложить не 100% стоимости, а к примеру всего 90%?
Совершенно очевидно, что с каждым новым проектом игроки всё лучше это понимают, а потому те, кто вкладывается именно в мечту, а не в возможность ворваться раньше других, рано или поздно с Кикстартера уйдут. Это очень ограниченный ресурс, который сейчас хищнически эксплуатируется, а потому быстро иссякает.
Действительно честный разработчик с Кикстартера может выполнить любые свои обещания… кроме монетизационных. Всё, что обещают на счёт «не влияющих на баланс» и «совершенно справедливых» схем можно даже не читать, оно гарантированно выполнено не будет, причину см. выше.
Просто потому, что быть лузерами неприятно. А когда фракционка ещё и мешает качаться, потому что банально выбивают со вкусных спотов и ганкают на квестах, идея уйти от лузеров к победителям приходит сама собой.
И чем больше народу переходит, тем сильнее смещается баланс, и тем большему количеству людей становится некомфортно играть в отстающих фракциях, и они тоже начинают задумываться о переходе.
С какого-то момента всё сыплется как снежный ком, и остаётся ровно одна фракция, а остальные шесть влачат жалкое существование — все опытные игроки оттуда свалили.
Помнится, особенно замечательно Aika в своё время показала, как оно бывает. Там просто эталонно сработало «сдувание» и вырождение фракций, так что даже разработчикам пришлось сперва вводить союзы фракций, а потом резать количество этих фракций, и всё равно игру это не спасло.
Более того, теперь и синглы станут однодневками. И захотев лет через пять перепройти игру, я столкнусь с тем, что её больше не существует. Вообще.
Кстати, патчи и апдейты теперь тоже будут применяться вне зависимо от желания игроков. И если в патче 2.0 убили на хрен весь геймплей, то я не смогу продолжить играть в 1.0.
В общем, минусов столько, что я вообще удивляюсь людям, которые этот кошмар поддерживают и одобряют. Нормальных MMO у нас уже нет, так хотите, чтоб лет через десять и синглов играбельных не было?
Эффекты чрезвычайно разнообразны — от заморозки до воздействия на камеру, которая постоянно разворачивается произвольным образом, что сильно дезориентирует игроков.
П.С.: Как видим, мой прогноз на развитие событий в игроиндустрии оказался более верным, чем у многочисленных мечтателей-утопистов с их «разработчики сами поймут», «игроки устроят массовый бойкот доильниц» и «рынок сам всё расставит по местам». Возрождение индустрии начнётся с ударов государственных дубинок. Поначалу будет очень больно, причём всем, включая игроков, но это наиболее реалистичный путь, который уже постепенно начинает реализовываться.
А потом скачки благополучно угробили в очередном обновлении — минус одно занятие в Идеальном Мире.
Забавно, но сейчас «пиратки» PW куда интереснее оффа и богаче интересными занятиями. Такое ощущение, что все последние официальные обновы направлены ровно на то, чтоб кроме ежедневок и доната заниматься было совершенно нечем. Фарм в мире убит, экономика убита вместе с крафтом и торговлей, самые интересные боссы ослаблены, потому что оказывается «их слишком сложно проходить», Иней оказуален, из Лунника убрали Лунную Мышь — единственного босса игры, которого нельзя было задавить левелами и заточкой, а только умением и пряморукостью всей группы.
«Круги ресов» и вообще собирательство убиты, фарм ДК убит, контракты обесценены гиперами…
Продолжать можно ещё долго. Проще, кажется, перечислить, что ещё не успели окончательно убить или обесценить.
Вводить ограничения на IP? Так люди же за NAT'ом сидят, да и может вместе со мной мой родственник играет из той же квартиры, как проверить-то?
Если человек в игре берёт большую пушку и начинает ПКшить всех игроков подряд — это вовсе не значит, что он и в реале периодически постреливает по прохожим. Более того, вряд ли начнёт стрельбу, даже если дать ему реальный ствол.
Точно так же, если человек играет в порноигры, насилуя всех подряд — это совсем не означает, что он сексуальный маньяк. Даже скорее наоборот: это почти наверняка говорит о том, что к реальной девушке он даже и подойти боится.
А ещё мне приходилось видеть, как успешными гильд-лидерами становились студенты, которые на своём курсе — просто забитые аутсайдеры, к тому же испытывающие явные сложности в общении с людьми. Но это почему-то не мешало им успешно рулить игровым сообществом в MMO!
Так что теперь я считаю, что реальная личность и игровая личность не связаны вообще никак. Совсем, абсолютно. Это две разные личности, которые впрочем могут частично пересекаться. Не удивлюсь, если за модели поведения в реале и в MMO отвечают даже разные участки мозга.
Что же касается проблемы, затронутой в статье — то она гораздо шире. Проблема в том, что MMO-игроков технически невозможно заставить соблюдать даже чётко прописанные игровые правила, не говоря уж о моральных нормах. Бан? Да это курам на смех. Кто мешает этому забаненному создать себе нового персонажа? А лучше даже сразу купить, чтоб сэкономить на прокачке. Анонимность в MMO играет злую шутку, делая невозможным окончательное избавление от токсичных персонажей.