avatar
Уже неоднократно писал, что существует всего два реалистичных способа выхода из кризиса MMO (вариант «издатели сами поймут, что это неправильно» — явная утопия, при нашей жизни этого точно не случится). Первый — это когда приходит государство и с изящностью слона в посудной лавке даёт по шапке издателям.
Вариант не самый лучший, однако закономерно начинает реализовываться именно он.
Второй вариант — когда игроки кооперируются и сами начинают создавать игры — кажется мне гораздо менее вероятным, потому что здесь сильно мешает авторское право.
Ведь скооперироваться на пустом месте сложновато, обычно кооперация игроков начинается с уже существующего фэндома. Но если вы запускаете собственную игру по фэндому, не говоря уж про откровенные «пиратки», тут же прибежит злой дядя-копираст с большой юридической дубиной и наглядно, с миллионными штрафами, объяснит вам, как сильно вы не правы. А следом прибегут «атланты», которые, потрясая томиками Айн Рэнд, будут доказывать вам, что это — единственно возможный способ существования цивилизованного общества.
avatar
Это не сингл, где игру можно проходить как угодно и в каком угодно темпе. Это MMO, что по умолчанию подразумевает взаимодействие с социумом. И, хочется того или нет, для комфортной игры требуется оправдывать минимальные ожидания этого социума.
Потому что неприятно, когда ты — последний в гильдии по очкам, шмоту и прокачке, и над тобой уже висит угроза кика, потому что твой уровень вот-вот перестанет соответствовать постоянно растущей нижней планке для той самой гильдии.
Потому что неприятно, когда в ПвП против даже средненького игрока ты уже ноль и падаешь с плевка.
Потому что не очень приятно слышать насмешки в ТС по поводу изобретения велосипеда, когда он давно изобретён, и создания себе дополнительных сложностей…
avatar
Появление качественного Интернета сильно подкосило игры в плане загадок, а некоторые жанры так вообще похоронило.
Потому что игра ещё и выйти не успела, а на youtube уже лежит полный набор гайдов, где обсосана буквально каждая деталь. Разобраны в подробностях все загадки, все классы, все билды, все тактики убийства боссов и прохождения данжей.
И даже боты с читами уже готовые валяются в ассортименте — не надо самому потрошить клиент в поисках дыр, просто нажми на кнопку «скачать» и ботоводь.
Можно конечно не пользоваться всем выложенным, разгадывая загадки самостоятельно, но тогда отстанешь от основной массы игроков быстро и навсегда.
Это не времена Dial-up'а, когда видео и скачать-то нельзя, не то что застримить, а картинки пропадают с хостингов и файлопомоек через два дня, так что кто опоздал — остался без информации.
avatar
Если не прятать голову в песок, в каждом конкретном случае вам нужно ответить на простой вопрос — кто и по какой причине должен расстаться со своими реальными деньгами, чтобы вы их получили за виртуальные предметы.
В общем, подобные схемы до сих пор не введены исключительно из-за жёстких законодательных ограничений, никаких других препятствий совершенно нету, и даже особо не напрягая мозг можно придумать множество вполне честных вариантов распределения реальных денег в игре.
К примеру, в реальном мире весьма распространённая практика — когда призовой фонд какого-либо состязания формируется из денежных взносов участников и зрителей. И это совершенно точно заработает и в виртуале.
Вот к примеру, есть у нас игра по подписке, безо всяких шопов. И пусть скажем 40% от всех собранных с игроков денег каждый месяц тем или иным способом распределяется среди игроков в соответствии с их достижениями.
Допустим, игрок, только неделю назад зашедший в игру, получит лишь пару копеек, а вот главы топ-гильдий, обвешанные крутым шмотом и с кучей фрагов, могут получать миллионы. Причём тем больше, чем больше денег суммарно платится всеми игроками за подписку, ведь распределение идёт в процентах от общих сборов. А значит, крупные игроки становятся кровно заинтересованными в том, чтобы в игру играло как можно больше народу, что явно способствует дополнительной рекламе.
avatar
Если разработчики плюют на мои интересы, ни в малейшей степени их не учитывая, то я имею полное моральное право наплевать на их интересы. Им всё равно, где я буду играть, если абсолютно все станут вести себя как они, плодя исключительно доильницы. Поэтому мне всё равно, где они будут брать деньги, если все игроки будут вести себя так как я.
Тем более, что, играя на пиратском фришарде, я даже не нарушаю закон, тут моя совесть полностью чиста. Ведь нет такого закона, который запрещает играть на неофициальных серверах. Закон об авторском праве запрещает их открывать, и их владельцы могут быть привлечены к ответственности. Но нет такого закона, который запрещал бы на них логиниться.
Я же полностью в своём праве (именно так ведь оправдываются разработчики MMO, внедряя очередную убивающую игру пакость?). Вот как они ко мне, так и я к ним.
avatar
У разработчиков есть возможность удовлетворить всех потенциальных клиентов. Для этого надо всего лишь запустить две линейки серверов. Одна линейка для тех, у кого либо денег нет совсем, либо денег в избытке и охота без напряга понагибать бомжей. И вторая линейка — честный p2p-сервер для «среднего класса», безо всяких шопов и премиумов.
Не понимаю, почему разработчики упорно не хотят реализовывать такой вариант, ведь так и нагибаторы-врыватели довольны и несут тонны денег, и бесплатники довольны — они бесплатно служат массовкой для врывателей. И, конечно, довольны те, кто просто хочет нормального честного сервиса, и ведь они тоже платят! Не уходят через полгода, а платят. Выгодно всем. Но не использует никто, не странно ли?
avatar
Честно назову себя болваном и от души порадуюсь вместе с остальными игроками.
Увы, в последнее время уже не верится даже самым известным разработчикам.
avatar
Не взлетит. Blizzard уже перешла на штамповку f2p-игр, а как показывает практика это уже необратимо. Теперь любая их игра даже вопреки желанию разработчиков будет f2p со всеми его недостатками.
Вот увидите, ещё до запуска они начнут продавать наборы раннего доступа, начнут распродавать сундучки, хорошо ещё если только с «предметами, не влияющими на баланс», и получится в лучшем случае современный WoW, только с урезанными до уровня классики фичами. А скорее всего классика — лишь повод безопасно для себя проверить, как игроки отреагируют на чистый f2p в духе Hearthstone, ведь в случае провала можно просто пожать плечами и сказать, что классика просто-напросто устарела.
avatar
Просто ты поспел к шапочному разбору, причём не конкретно EVE, а всего жанра MMO вообще, который сейчас завершает своё существование.
EVE — древний реликт минувшей эпохи, она уйдёт одной из последних, а может вообще последней. И это определённо случится не сегодня. Проект настолько устойчив, что его даже Мыло не смогло бы угробить достаточно быстро, а уж CCP так и вовсе будет ещё несколько лет его хоронить, и то ещё не факт, что уложится.
Ну, а даже 3 гарантированных года — это в современных условиях почти вечность. Это минимум вшестеро больше, чем выдерживает любой из MMO-новоделов, прежде чем окончательно выродиться в доильницу и бесславно сдохнуть.
avatar
Кто будет возрождать жанр, если в момент коллапса инвесторы окончательно потеряют доверие к MMO и перестанут в них вкладываться, а все крупные игроки уйдут делать сессионки, которые сейчас на подъёме?
Этак до возрождения и не дожить можно.
Кстати, среди мобильных игр засилье f2p ещё чудовищнее, и с каждым годом лишь усиливается. Раньше в Google Play хоть фильтр можно было врубить «показывать только платные приложения», тем самым убрав из выдачи весь «бесплатный» шлак, замаскированный под игры. Сейчас же эту возможность куда-то дели — видимо, слишком мало стало выходить платных проектов.
avatar
Русскоязычная аудитория тех, кто воспринимает MMO именно как миры, а не площадку-сессионку для «успетьвсехнагнуть» за те относительно играбельные полгода, пока окончательно не прижали донатом — она да, очень мала. Сильно удивлюсь, если таких игроков наберётся хотя бы пять тысяч. Из них активных, готовых играть свыше 5 часов в сутки и тем самым постоянно мелькать перед глазами, вряд ли больше нескольких сотен.
avatar
Даже если и светятся, их всё равно почему-то никто не фиксит. Как-то не принято сейчас в MMO-индустрии по итогам ЗБТ ещё что-то фиксить. Вспомните хотя бы ArcheAge, где ещё до релиза появились видео с дюпами и убийством Кракена рефлектом.
И как продюсер, когда ему задали вопрос об этих багах, не моргнув глазом соврал, что всё уже давно исправлено и даже на на текущей ЗБТ-версии читы с подменой пакетов уже не работают.
Как оказалось после релиза, никто даже не думал ни о каком исправлении. Уж не знаю почему — может, понадеялись на авось, что багоюзеров будет не слишком много и можно будет закрыть на них глаза.
avatar
Да, цели разработчиков и игроков не совпадают. Причём масштаб этого несовпадения таков, что разработчик фактически является для игрока врагом. Практически всё, что выгодно разработчику, невыгодно игроку, и наоборот.
Именно поэтому ситуации, когда разработчики «одумаются» или когда «создавать убогие доильницы станет невыгодно», в обозримом времени не наступит.
Я связываю будущее MMO с возвратом к временам MUD'ов и маленьких локальных серверов, создаваемых увлечёнными игроками на собственные средства.
Заметьте, как в последнее время выросло количество постов и заметок, описывающих игру на маленьких уютных серверах, админящихся энтузиастами, где и играет-то вряд ли больше пары сотен народа, и часто вообще все знают друг друга в реале. Обратите внимание, насколько лучше там атмосфера и насколько больше такие микропроекты соответствуют духу MMO.
Вот это и есть первые лучи давно ожидаемого рассвета. До игроков постепенно начинает доходить, что разработчик любого коммерческого проекта — враг, а любой коммерческий проект — по умолчанию помойка, которая может соблюдать видимость приличия разве только первые полгода по маркетинговым соображениям. И что настоящей MMO может быть только некоммерческий проект.
Думаю, ещё лет через пять, когда осознание станет массовым, игроки вспомнят, как в 90-е сами организовывались в сообщества, делали проекты и даже кабель для локалок тянули через весь квартал. Тем более, что сейчас разработать MMO стало гораздо проще, порог входа сильно упал: есть куча доступных движков, есть инструментарий. Нужно только желание и группа единомышленников.
avatar
Ожидания, что любой случайно встреченный незнакомец будет относиться к вам с уважением и не крыть матом, при том что он в принципе не очень заинтересован во взаимодействии конкретно с вами: ему сгодится любой попутчик, абсолютно любой.
В гильдиях-то, равно как и во френд-чате, мата куда как меньше, а уважения больше.
Вся проблема в том, что в реале круг вашего общения начинает формироваться с раннего детства, причём на начальном этапе эта работа проделывается ещё вашими родителями. А в MMO всё это приходится делать вам самому с нуля — отбирать из общей кучи тех, кто менее токсичен и более склонен к тому типу общения, который устраивает лично вас.
avatar
Как тут выше уже писали, завышенные ожидания.
Сколь бы токсичным ни было MMO-сообщество, реальное человеческое общество гораздо, гораздо токсичнее. Вы этого не замечаете лишь потому, что тщательно (годами, а то и десятилетиями!) выстраиваете свой круг общения, который к тому же зависит от той культурной среды, в которой вы родились и выросли. Если в MMO делать то же самое, то токсичности, внезапно, поубавится.
Возьмите любой объективный количественный показатель — например, число мошенников на 100 тысяч населения или количество самоубийств, и сравните по этому показателю реал с MMO. Результат вас удивит. Вы ведь, наверное, уже и думать забыли, что являетесь отнюдь не типичным представителем человечества, а элитой, входящей в «золотой миллиард» самых благополучных людей планеты. И можете пользоваться всеми благами цивилизации, включая Интернет, пока миллионы нищих индусов с африканцами мрут от холеры с малярией в условиях, недалеко ушедших от средневековья, а арабы на полном серьёзе отрезают людям головы в качестве борьбы с несогласными и считают это нормой.
На чём вообще основано мнение, будто люди в онлайне ведут себя токсичнее, чем в реале? Лично мне вот ни разу не попадался человек, который в MMO крыл бы всех матом и троллил, а в реале был бы вежливым, культурным и осуждал травлю. Ну не бывает такого.
Поэтому, повторюсь, завышенные ожидания. Возьмите представителей различных субкультур и социальных сфер, смешайте в кучу — и получите типичное MMO-сообщество. Конечно, у «комнатных людей» получившаяся смесь вызовет культурный шок, они привыкли к гораздо более вежливой и менее агрессивной манере общения. Тогда как представители более низких социальных кругов будут считать, что, наоборот, ещё и слишком мягко тут всё, можно бы и пожёстче. Но эти люди донести до вас своё мнение не могут, т.к. их культурный уровень не позволяет сконструировать фразу длиннее трёх слов, чтобы в ней не встретилось мата, да и вообще писать очень не любят.
avatar
Это не игры затачиваются под «любителей всех нагнуть». Это врыватели-нагибаторы способны прогнуть под себя практически любую механику, использя её к своей выгоде. Они изобретают столь изощрённые методы заабузить игровые механики, какие «мечтателям» даже и не снились.
Специализация? Не проблема, просто все они создадут себе по 6-7 персонажей и будут прокачивать их всех разом. Ещё во времена линейки качали себе особых персов «для баффа» и «для крафта», а теперь, когда современные компьютеры тянут по 3-4 окна, а почти у каждого игрока есть ещё и ноут помимо десктопа, твинки и вовсе стали стандартом.
Разделение гильдий по профессиям? Врыватели ещё до старта игры уже создадут несколько разных гильдий, в которых будут играть одни и те же люди, просто разными персонажами. И будут сами себе давать задания, чтоб с выгодой их выполнить. А у «простых смертных» не будет и шанса.
Ну и всё в таком же духе. Именно поэтому игры казуалят — потому что иначе игроки безнадёжно отстанут от «врывателей», оказавшись где-то внизу пищевой цепочки.
avatar
Да создатели EVE точно такие же пещерные люди. Они и сами готовы предать хоть всех игроков разом, если им за это достаточно заплатят.
Последние изменения в монетизационных схемах говорят об этом довольно ясно. От немедленного предательства CCP удерживает лишь страх потери аудитории и, как следствие, доходного проекта.
avatar
Очередные непрофессиональные менеджеры попались в ловушку 80/20, о которой Джоэл Спольски писал ещё 16 лет назад:
Многие разработчики программного обеспечения попадаются на старое, как мир, правило «80/20». Кажется совершенно очевидным, что 80% людей используют лишь 20% возможностей программ. И вы убеждаете себя, что вам надо внедрить только 20% возможностей, и вы все равно сможете при этом продать 80% копий.

К сожалению, это не всегда одни и те же 20%. Каждый использует разные вещи. За последние 10 лет я слышал о десятках компаний, которые, решив не учиться на чужих ошибках, пытались выпускать «облегчённые» текстовые редакторы, в которых реализовано только 20% функций. Эта такая же старая история, как сам PC.
В большинстве случаев дальше происходит следующее: фирма-производитель посылает копию своего нового текстового редактора журналисту для того, чтобы он написал о нем статью. Журналист пишет эту статью, используя этот новый текстовый редактор, и, закончив её, пытается найти функцию «Подсчет количества слов», которая им необходима, поскольку у большинство журналистов есть вполне четкие требования к объему статей. И, конечно, такой возможности нет, потому что она как раз попала в те «80%, которые никто не использует», и журналист в итоге пишет, что облегчённые программы — это хорошо, раздутые программы — это плохо, но вот с этой чертовой штукой я работать не могу, потому что она не будет считать мои слова.
Если бы мне платили доллар каждый раз, когда такая история повторяется, я бы был очень счастлив.

Когда вы начинаете продавать свой «облегчённый» продукт и говорите «Эй, она весит всего мегабайт», людям это начинает нравиться, потом они спрашивают, есть ли в ней их наиважнейшая возможность, и разумеется, ее там нет, так что ваш продукт они не покупают.

Подведем итог: если ваша стратегия «80/20», у вас будут проблемы с продажами. Это реальность. Такая стратегия стара, как сама индустрия программного обеспечения, и она просто не окупается; что действительно удивительно так это то, сколько менеджеров фирм-однодневок думают, что она сработает.
avatar
Боюсь, вы поспели к шапочному разбору.
CCP слишком явно взяли курс на превращение игры в типичную MMO-доильницу, и может статься, что EVE доживает последние годы. Начинать с нуля в таких условиях немного рискованно.
avatar
На мой взгляд, из всех материалов Insane Times самым убойным была пьеса «Интервью», посвящённая заказному интервью с топ-1 магом Ориона, которое явно писалось под диктовку маркетологов.
Эту пьесу по всем гильдийским темам, форумам и газетам порастягали, кто только не перепечатывал. Я, когда впервые читал этот креатив, чуть не помер со смеху.
И ведь пьеса по-прежнему актуальна. Уж сколько лет прошло, а поведение локализаторов ничуть не изменилось. Всё как там написано.