Эх, как излагает, как излагает! Даже если бы я до сих пор ничего не знал об АА и 7С, одной этой статьи хватило бы, чтобы взять меня в безоговорчный и бессрочный плен. :)
Раньше, насколько мне помнится, баунтихантинг (то есть целенаправленная охота за игроком ради вознаграждения, висящего на нем) не имела особого распространения.
И третья важнейшая часть социального взаимодействия – взаимопомощь. Ну, представьте себе, что вы – птичка, и должны вы чистить себя от паразитов. Очевидно, что клюв ваш достанет везде кроме одного единственного места – у вас на хохолке. Решение очень простое – я почешу хохолок товарищу, он почешет хохолок мне. Тут тоже возможны 2 стратегии – лох и кидала. Лох – это который чистит голову всем, и вне зависимости от того, ему кто-то чистит или нет. Кидала никому никогда ничего не чистит. Очевидно, что лох не является стабильной эволюционной стратегией, потому что в популяции лохов… Им очень хорошо – они все чистят всем. Но рано или поздно заводится кидала, который имеет первоначально колоссальное преимущество – ему чистят, а он на всех, значит, клал.
Стабильной эволюционной стратегией, как пишет Докинз, является памятливый. Памятливый – это который чистит хохолок всем кроме тех, кто не чистит в ответ ему.
Вчера на радио в передаче «Код доступа» у Юлии Латыниной прозвучала интересная тема, которая, как мне показалось, неплохо накладывается на наши рассуждения.
В моей любимой книге Ричарда Докинза «Эгоистический ген» одно из центральных мест занимает концепция, которая называется «Концепция стабильной эволюционной стратегии», evolutionary stable strategy.
Вот, что такое стабильная эволюционная стратегия? Вот, возьмем простую вещь. Конфликтная ситуация. Вот, как машина для выживания генов должна вести себя в конфликтной ситуации? Две, возможно, стратегии представим – голубя и ястреба. Сейчас имеются в виду не биологические голуби, которые довольно скверные существа, а, вот, метафорическое значение этих слов. Голуби – это те, которые ввязываются только в ритуальные схватки, а ястреб – это который всегда дерется. Ну, пусть представим себе, что за выигранную схватку полагается 50 очков, за проигранную – 0, за тяжелые увечья, понесенные в схватке, — минус 100 очков. Ну, если вы просто потратили время – минус 10 очков. Разумеется, очки условные. Я пересказываю Докинза как примерно оценивается выгода стратегии. Вот, если вы посчитаете по очкам, то максимально большое количество очков все общество наберет тогда, если все его члены – голуби. Ну, по той простой причине, что при этом никто не проигрывает в схватках по минус 100 очков. При всех остальных стратегиях совокупное общественное благо ниже. Проблема заключается в том, что если у вас среди этих голубей заведется один ястреб, то он будет иметь фантастическое преимущество, потому что он выигрывает все схватки. Количество ястребов начнет возрастать, пока они не начнут вступать в схватки друг с другом так часто, что, наоборот, преимущество по очкам будет получать голубь, который уклоняется от схваток.
Иначе говоря, стратегия голубя не является эволюционно стабильной стратегией, как, кстати, и стратегия ястреба. Вот, эволюционно стабильной является стратегия, которую Докинз называется retaliator, ну, возмездник назовем – тот, кто ведет себя по отношению к голубю как голубь, а по отношению к ястребу как ястреб.
Меня не покидает ощущение, что на наших глазах почти незаметно меняется геологическая эпоха. Я хорошо помню времена ранней Евы (не в самой Еве, но хронологически в ту пору), когда платить за игру в отечественном гейм-сообществе считалось чуть ли не моветоном. И многие мои знакомые кривили рот: «Ева? За неё же платить надо!»
(Именно тогда Ева снискала особую популярность за счет изобретения механизмов официальной покупки таймкодов за игровую валюту. У меня были знакомые, не потратившие ни единого реального цента за несколько лет игры).
Сейчас же, видимо, меняется «среднеарифметический» психотип пользователя. Заплатить денег уже считается нормой. (Причем не только за игры. Это хорошо видно на рынке медиа-ресурсов). В этом новом мире Ф2П постепенно начинает выглядеть динозавром из прошлого. Я думаю, что мы еще будем рассказывать потомкам: «Вот, внучок, у тебя автоматическая подписка в муниципальную страховку входит, а в наше время надо было каждый скин за отдельные деньги покупать. ФТП называлось...»
Кстати, всеобщая взаимопомощь и взаимовыручка — именно то, что очень приятно удивляет в ГВ2. Честно говоря, впервые встречаю в играх столь высокий уровень этого дела.
Вот ведь печальное совпадение: только вспомнил «Трудно быть богом», и тут же в новостях читаю — «Сегодня в возрасте 79 лет скончался выдающийся писатель-фантаст, сценарист и переводчик Борис Стругацкий»… :(
Полеты на метле летом были, да, это я помню. Рассказывали, что местные «ногебаторы» тут же взяли их на вооружение, чтобы догонять убегающие жертвы.
Всё как у классиков: «Колючка, грят? Колючка. От волков, грят? От волков… Хорошо, грят, молодец! Оплетем рудники… Сам дон Рэба и оплел. И мясокрутку мою забрал. Молодец, грит! Голова, грит, у тебя!.. И теперь, значит, в веселой башне нежный фарш делает...»
Игра — очень широкое понятие. Общение тоже входит в него какой-то своей частью. Хотя, конечно, львиная часть игр (к примеру, все синглы) обходятся вообще без него, это да. Каждый подбирает то, что нужно именно ему.
Ари, я правильно понял, что на стоящего в домике прекрасно действуют аое? То есть нам надо действовать по принципу «увидел вражеский домик, кинул на него какую-нибудь аое-шную неприятность»?
На скриншоте в статье новое кольцо примерно на 8% лучше старого. С одной стороны, не так уж и много (учитывая, что это пока только одно кольцо, а не весь комплект одежды). Но, с другой, все мы помним, как в еве ради дополнительных полутора процентов народ ставил офицерские модули за жуткие миллиарды денег.
Путь введения в игру новых вещей с улучшенными характеристиками — банальный и проторенный сотнями предшественников. Вопрос лишь в балансе. Поживем — увидим, где смогут остановиться разработчики.
А что, появились новые дестры? т3?
(Именно тогда Ева снискала особую популярность за счет изобретения механизмов официальной покупки таймкодов за игровую валюту. У меня были знакомые, не потратившие ни единого реального цента за несколько лет игры).
Сейчас же, видимо, меняется «среднеарифметический» психотип пользователя. Заплатить денег уже считается нормой. (Причем не только за игры. Это хорошо видно на рынке медиа-ресурсов). В этом новом мире Ф2П постепенно начинает выглядеть динозавром из прошлого. Я думаю, что мы еще будем рассказывать потомкам: «Вот, внучок, у тебя автоматическая подписка в муниципальную страховку входит, а в наше время надо было каждый скин за отдельные деньги покупать. ФТП называлось...»
Мир праху его
Всё как у классиков: «Колючка, грят? Колючка. От волков, грят? От волков… Хорошо, грят, молодец! Оплетем рудники… Сам дон Рэба и оплел. И мясокрутку мою забрал. Молодец, грит! Голова, грит, у тебя!.. И теперь, значит, в веселой башне нежный фарш делает...»
Путь введения в игру новых вещей с улучшенными характеристиками — банальный и проторенный сотнями предшественников. Вопрос лишь в балансе. Поживем — увидим, где смогут остановиться разработчики.