Мёртвый слон в посудной лавке

Последние несколько лет стали переломными в восприятии игростроителями будущего MMO. В 2023 появились результаты принятых решений в виде серии MMO-анонсов. Онлайновые миры – снова очень перспективный тренд. Надеюсь, только отчасти это связано с безумием метавселенных или карантином во времена ковида. Причины могут быть проще: если внутри индустрии вы ходите по кругу, то, рано или поздно, окажетесь в той же точке.

Предпосылки понятны. Оказывается люди – социальные животные. Оказывается привлекательный принцип “игра-сервис” сложно сохранить живым продолжительное время за пределами его естественной среды. Оказывается большие онлайновые проекты – это и есть высшая лига игростроения, куда тянет амбициозных. Но оказывается, что большинству игроков уже плевать. Ажиотажный интерес слоновьих размеров испустил дух посреди черепков многократно разбитых надежд игроков. Кто-то пытается проанализировать причины. Давайте и мы.

Читать дальше →

Чему меня научил New World

Когда ММОЗГоведы решили исследовать New World, я долго не решался присоединиться, глядя на его предрелизное состояние, издателей и слухи. Но красочные посты Атрона всё же убедили меня дать этой игре шанс. И тут меня ждали два ушата холодной воды.

Первый приятно пришёлся по моему снобизму и предвзятому отношению: New World оказался неожиданно хорош и обещал стать ещё лучше, благодаря нескольким оригинальным идеям, которые в будущем потенциально могли бы стать опорой для совместной игры и интересного взаимодействия большого количества игроков, как и должно, по моему мнению, быть в настоящей ММО. У этой игры было почти всё, для того чтобы, как минимум, достичь успеха и своим примером изменить представление продюсеров, издателей и инвесторов о том, как можно делать игры.

А затем меня ждал второй ушат. Изменения в последовавших за релизом патчах и сообщения разработчиков прямо говорили о том, что весь заложенный в New World потенциал был… случайностью? Или, возможно, усилиями меньшинства, не участвующего в принятии решений или отстранённого от работы. Создатели, похоже, просто не поняли, какой драгоценный камень им достался бы, ограни они его иначе. Потому что каждый следующий патч убирал или делал бессмысленными всё больше оригинальных и работающих идей и механик, которые были в релизе, всё больше усредняя игру и приближая её к однообразным «ММО для одиночек» ганкбоксу, поощряющему убийство мирных игроков и аренам ради арен. Как бы всё-таки было здорово, если бы люди, которые отвечают за развитие сервиса, пользовались бы им сами.

Читать дальше →

Lost Skies: дрейфующая мечта Bossa Studios

C момента закрытия Worlds Adrift я прошёл все стадии принятия неизбежного, включая торг вокруг возможного перезапуска, но так и не смог забыть тот мир. Даже в недавно открытом телеграм-канале вы найдёте пару десятков тэгов этого мира. И он того целиком заслуживает.

Не всё в истории Worlds Adrift было гладко. Мягко говоря. Я злился. Хватался за голову. Кричал об очевидных ошибках. Но продолжал любить этот мир, несмотря ни на что. Я мечтал, как однажды мы с командой построим корабль и отправимся в путешествие среди облаков.

А ещё мне очень понравилось наше интервью с Люком Вильямсом, которое открыло огромное количество нереализованных, но уже оформившихся идей развития этого мира. Мира, который вчера снова родился под новым именем Lost Skies. И это очень интересная история.

Читать дальше →

Телеграм-канал "Путеводитель по Мирам" и будущее "ММОзговеда"

Пришло время выходить из подполья и рассказать об экспериментальном телеграм-канале, который работает в тестовом режиме уже некоторое время. Такой эксперимент нужен был, прежде всего, мне самому, чтобы понять, остался ли у меня интерес к теме MMO после всего произошедшего с 24 февраля 2022 года.

Для тех, кому не нужны долгие рассуждения, вот прямая ссылка. Дальше объяснение того, почему именно телеграм-канал, по какой причине я не возобновляю ежедневную работу на этой площадке прямо сейчас, и что будет дальше в принципе.

Читать дальше →

Разговоры с нейросетью про ММО

Нейросети становятся все доступнее и умнее. Я обожаю смотреть на картинки, которые генерирует какой-нибудь Midjourney, а пару дней назад у меня появилась возможность пообщаться с чат-ботом на основе ChatGPT (или какого-то из его аналогов, тут я не очень разбираюсь). В общем, нужно было срочно придумать, что такое спросить у нейросети. И я решила, что будет интересно позадавать ему вопросы, связанные с ММО, которые так или иначе раньше часто всплывали на ММОЗГе.

Читать дальше →

Лор Lineage II: Сюжет квеста Path of the Palus Knight (Путь Темного Рыцаря)

Приветствую, жители Эльморедена. Сегодня вы узнаете, как воины тёмных эльфов становятся рыцарями. Кто такие Рыцари Палуса и чем их идеология отличается от рыцарей других рас.

Задание начинается в Глудио, у мастера Виджила. Темный эльф поведает нам о том, что только самые бесстрашные воины, обладающие большим талантом и блюдущих законы тёмных могут пройти испытания, которые покажут, достоин ли ты пройти обряд посвящения в Абиссальные Рыцари. Abyssal Knight — да-да, именно так Вирджил называет первую профессию тёмного танка, и никак иначе. А почему я выбрал именно такой перевод первого слова и что оно означает вы узнаете чуть позже.

Читать дальше →

Лор Lineage II: Эльфийское пророчество - "Откровение пламени". Сюжет квестов "Путь Оракула Евы" и "Испытание Целителя"

Приветствую, жители Эльморедена. В этой заметке я расскажу вам об одной из основных сюжетных линий Lineage II, а именно об эльфийском пророчестве — «Откровение Пламени». Данная история берёт своё начало из квеста на первую профессию – «Путь Оракула Евы».

Читать дальше →

Бесконечно расширяющаяся Вселенная

Даже в самой лучшей игре, в которой вы проводите большое количество времени, какой бы отличной для вас персонально она не была, все равно есть что-то, чего вам не хватает. Вернее, чем больше вы играете в игру, тем больше у вас таких “хочу”. Не важно даже иногда, насколько обоснованы ваши желания, важно, что вникнув глубоко в геймплей, вы видите моменты, когда руки сами тянутся сделать что-то, что кажется вам очевидным, но игра этого не имеет. Ну, знаете, как долгосрочные серверы в Эко.

Читать дальше →

Падение Аэтернума

В своем обзоре превью версии New World два с лишним года назад я сравнивал игру с бутылкой хорошего недорогого вина. И это была точная метафора, ведь на релизе прошлой осенью ситуация была примерно такая же — большое количество отличных геймплейных решений в ней было разбавлено багами, эксплойтами и “нотками” парковых развлечений, собранных на коленке за год передышки, взятый разработчиками на “доведение до ума” своего продукта.

Но если еще год назад New World действительно напоминал то самое вино с этикеткой “я пробовал — можно брать”, то спустя год в заботливых руках Amazon он скорее стал напоминать бутылку дешевой текилы разлива фабрики “Крыница”. Хватаешь рюмку залпом и чтобы заглушить разочарование от вкуса заедаешь его лимоном. И по итогу — ни вкуса, ни запаха, только кривишь лицо от кислоты лимона.

Так и нынешний New World — быстрый старт, кислое лицо, ноль послевкусия.

Читать дальше →